ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-4540/2021 от 24.08.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-4540/2021

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-320),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Ю.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 10.03.2021),

от таможни: ФИО2 (по доверенности от 12.01.2021), ФИО3 (по доверенности от 15.01.2021), ФИО4 (по доверенности от 28.12.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Самарской области дело по заявлению ООО «Томет», Самарская область (ИНН <***>), к Приволжской электронной таможне, о признании незаконными решения,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Томет» (далее - заявитель, Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принятым судом, о признании незаконными решений Приволжской электронной таможни (далее - ответчик, Таможня) о классификации товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) от 20.11.2020 №РКТ-10418000-20/000734; о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 20.11.2020; о признании кода ТН ВЭД ЕАЭС 8419 90 850 9 в отношении товара "паровой барабан для проточного реактора синтеза метанола" верным и подлежащим применению; о возврате заявителю ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в размере 5 154 019,23 руб. и пеней на ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость в размере 41 375,32 руб.; о взыскании государственной пошлины в общем размере 51977 руб.

С позиции заявителя, спорный товар (паровой барабан) относится к вспомогательному оборудованию для использования с котлами. В связи с чем, изначально правильно классифицировался Обществом по коду 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как содержащему наиболее полное и конкретное описание данного товара.

Подробно позиция заявителя изложена в письменном заявлении, возражениях на отзыв и поддержана представителем в ходе судебных заседаний.

Представители Таможни с заявленным требованием не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнениях к отзыву, считают оспариваемые решения законными и обоснованными.

По мнению таможенного орган, поскольку спорный товар представляет собой стальную емкость без механического и теплотехнического оборудования, предназначенного для разделения пара и котловой воды и удержания определенного количества жидкости для бесперебойной подачи котловой воды в предварительную колонну синтеза метанола, то данный товар подлежит классификации в подсубпозиции 7309 00 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость перечислялись непосредственно в Самарскую таможню, в связи с чем, ответчик не правомочен производить возврат такой пошлины.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела,21.09.2020 декларантом в соответствии с требованиями статьями 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - Приволжский ЦЭД) с применением электронной формы таможенного декларирования подана таможенная декларация (далее - ДТ) №10418010/210920/0265961 на товарную партию, в том числе, на товар №1 «паровой барабан (SD) для проточного реактора синтеза метанола, поз. V 1105, заводской номер 5695. паровой барабан, v-1105, представляет собой горизонтальный стальной сварной цилиндрический сосуд, конструктивно связанный с межтрубным пространством реактора синтеза метанола, R 1102 системой опускных и подъемных труб, барабан устанавливается выше реактора синтеза метанола на этажерке для обеспечения естественной циркуляции через опускные и подъёмные трубы, принцип действия барабана состоит в разделении пароводяной смеси на насыщенный пар и воду под действием сил гравитации, мелкодисперсные взвешенные водяные частицы улавливаются на выходе пара специальным каплеотбойником. Ппароводяная смесь поступает в барабан из находящегося непосредственно под ним реактора синтеза метанола, R 1102, по подъемным трубам через штуцеры А2, A3, внутренние устройства барабана - перегородки - способствуют разделению смеси на жидкую и паровую фракции, вода под действием сил гравитации выходит из барабана по опускным (циркуляционным) трубам через штуцеры Ь2, ЬЗ и поступает обратно в реактор синтеза метанола R-1102, а насыщенный водяной пар выдаётся по штуцеру В1 внешнему потребителю, материальный баланс паровой системы поддерживается подачей в барабан свежей воды через штуцер А1, является частью установки по производству метанола и используется в химической промышленности, поставляется в частично разобранном виде».

В 33 графе вышеуказанной ДТ декларантом был заявлен код товара 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭС, предназначенный для классификации: «машины, оборудования промышленного или лабораторного с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514 ТН ВЭД ЕАЭС) для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание, сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение, за исключением машин и оборудования, используемых в бытовых целях; водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), неэлектрические - прочие - прочие» со ставкой ввозной таможенной пошлины 0 %.

24.09.2020 Приволжский ЦЭД в соответствии с подпунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запросил у декларанта письменные пояснения относительно процесса образования паровой смеси при работе спорного товара.

25.09.2020 Приволжский ЦЭД в соответствии с подпунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запросил у декларанта письменные пояснения относительно применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС) при классификации товара, примечаний и пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.

Приволжским ЦЭД в ходе таможенного контроля принято решение от 25.09.2020 №10418010/250920/ДВ/000515 о назначении таможенной экспертизы в экспертно-криминалистической службе - региональном филиале Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г.Нижний Новгород (далее - ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г.Нижний Новгород).

По результатам таможенного контроля правильности классификационного кода товара №1 декларируемого по ДТ №10418010/210920/0265961, Приволжской электронной таможней приняты решения о классификации товара от 20.11.2020 №РКТ-10418000-20/000734 и от 20.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в подсубпозиции 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС, предназначенной для классификации: «резервуаров, цистерн, баков и аналогичных емкостей, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования - для жидкостей - с облицовкой или теплоизоляцией - прочие, вместимостью не более 100 000 литров» и которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 10%.

В связи с принятием вышеуказанного решения о классификации товара, от 20.11.2020 Приволжской электронной таможней в адрес декларанта направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10418010/210920/0265961, в части изменения граф 33, 47, В ДТ.

Не согласившись с названными решениями Таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов

Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией.

Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией.

Согласно части 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.

Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Для целей настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522 (далее - Положение №522), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

В соответствии с пунктом 6 Положения №522 ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

В пункте 7 Положения №522 определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:

определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5.

определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):

определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;

определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);

определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.

Наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь. Анализ приведенных выше правовых норм указывает на то, что при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Декларанту, а также лицу, контролирующему правильность заявленного классификационного кода, при определении полного 10-значного кода товара следует совершать последовательные действия по выбору подсубпозиции, а именно: сравнить тексты субпозиций равным количеством дефисов (уровней), а затем, аналогично, выбрать в строгом соответствии с текстом подходящую подсубпозицию.

Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 №21 приняты Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения), которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.

Пояснения являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, имеющих международно-правовое значение; термины; краткие описания товаров и областей их возможного применения; классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемые или исключаемые из тех или иных позиций; методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительным примечаниям и текстам товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.

Выбор кода товара по ТН ВЭД должен быть основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, исходя из полноты и достоверности сведений о товаре.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.

При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.

При классификации любого товара необходимо учитывать совокупность различных признаков, таких как происхождение товара, функциональное назначение, химический состав, вид материала, комплектность и т.д.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 по делу №305-КГ17-13486, при рассмотрении споров о классификации ввозимых товаров для таможенных целей согласно ОПИ 1 должны приниматься во внимание не просто наименование товаров, но и их объективные свойства и характеристики, имеющие значение для правильной классификации согласно описанию соответствующей товарной позиции, а также могут учитываться рекомендации по классификации, данные Всемирной таможенной организацией, и международная практика классификации таких товаров.

Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.

Декларантом в отношении товара №1 указан код 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭС - «Машины, агрегаты и оборудование для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение: машины, агрегаты и оборудование прочие: прочие: прочие: прочие».

Таможней указан код 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС - резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, прочие, вместимостью не более 100000л.

В товарную позицию 7309 ТН ВЭД ЕАЭС включаются резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 литров, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования.

В соответствии с Пояснениями к группе 73 "Изделия из черных металлов" раздела XV ТН ВЭД (том IV) данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85.

Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.

Емкости могут быть открытыми или закрытыми, облицованными эбонитом, пластмассой или цветными металлами или покрыты термоизоляционными материалами (например, асбестом, шлако- или стекловатой) независимо от того, защищена или не защищена эта облицовка наружным кожухом из листового металла.

В данную товарную позицию также включаются емкости, изолированные посредством двойных стенок или двойных днищ, при условии, что отсутствует устройство, предназначенное для циркуляции обогревающей или охлаждающей жидкости между стенками. (Емкости с такими устройствами не включаются - см. товарную позицию 8419.)

В товарную позицию включаются резервуары для бензина или нефти; чаны, используемые в солодовнях для вымачивания ячменя; бродильные чаны для жидкости (вина, пива и т.п.); чаны для декантации или осветления жидкостей любого типа; ящики для отпуска и отжига металлических изделий; резервуары для хранения воды (бытовые или иного типа), в том числе уравнительные резервуары для системы центрального отопления; контейнеры для твердых веществ.

В данную товарную позицию также не включаются контейнеры, специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта (товарная позиция 8609).

Анализ содержания приведенных пояснений позволяет сделать вывод о том, что контекст товарной позиции 7309 ТН ВЭД предполагает отнесение к ней тех емкостей, которые по своему функциональному назначению предназначены для стационарного хранения, в том числе соответствующих жидкостей или для производственных целей, достигаемых, в том числе процессом хранения.

В товарную позицию 8419 включаются машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514) для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание, сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение, за исключением машин и оборудования, используемых в бытовых целях.

За исключением вышеперечисленной техники, в данную товарную позицию включается оборудование, предназначенное для нагревания или охлаждения материалов (твердых, жидких или газообразных), проводимого либо для простого изменения температуры, либо для трансформации материалов, происходящей в основном в результате изменения температуры (например, для нагрева, варки, жаренья, дистилляции, ректификации, стерилизации, пастеризации, пропаривания, сушки, испарения, выпаривания, конденсации или охлаждения). Однако в данную товарную позицию не включаются машины и оборудование, в которых нагревание или охлаждение, даже если они необходимы, являются всего лишь второстепенными процессами, предназначенными для облегчения основного механического действия этого оборудования, например, машины для покрытия печенья и т.д. шоколадом и конш-машины (товарная позиция 8438), моющие машины (товарная позиция 8450 или 8451), машины для укладки и уплотнения битумных материалов для дорожных покрытий (товарная позиция 8479).

В данную товарную позицию не включаются, в том числе паровые котлы и котлы перегретой воды (товарная позиция 8402), а также их вспомогательное оборудование (товарная позиция 8404).

Таким образом, основным критерием, позволяющим отнести товар к данной субпозиции является возможность использования спорного парового барабана в том виде, в котором он ввезен, для хранения каких-либо веществ либо использования его в производственном процессе.

В товарной подсубпозициих 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭ классифицируются товары "Машины, агрегаты и оборудование для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение: машины, агрегаты и оборудование прочие: прочие: прочие: прочие".

Вышеуказанное включено в раздел XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности".

В данную товарную позицию входит, в том числе нагревательное или охлаждающее оборудование и машины, к категории товаров которых относится оборудование общего назначения, используемое во многих отраслях для простой обработки материалов путем нагрева, кипячения, варки, концентрирования, испарения, выпаривания, охлаждения и т.д. Это оборудование включает:

(А) Сосуды, чаны и т.д. различных типов для нагревания или охлаждения:

(1) Сосуды, чаны и т.д. для косвенного нагрева или охлаждения, имеющие двойные стенки или днища и снабженные устройствами для циркуляции пара, охлажденного рассола или другой нагревающей или охлаждающей среды. Однако сосуды, имеющие двойные стенки или двойные днища, относятся к разделу XIV или разделу XV (например, товарная позиция 7309), если они не имеют подобных устройств для циркуляции нагревающей или охлаждающей среды (например, теплоизолированные контейнеры), или к товарной позиции 8418, если они снабжены испарителем холодильной установки (прямое охлаждение).

(2) Одностенные сосуды, чаны и т.д., включающие приспособления для прямого нагрева (включая нагрев с помощью перфорированных паровых змеевиков), кроме подобных сосудов, обычно применяемых в быту (обычно товарная позиция 7321). В целом промышленные типы отличаются большими габаритами и прочной конструкцией или наличием фильтров, сборников конденсата или механических устройств, таких как мешалки или опрокидыватели.

Такие сосуды, одностенные или двустенные, часто конструируются для нужд химической и смежных отраслей промышленности для работы под высоким давлением (например, автоклавы) или при пониженном давлении для специальных целей, особенно в химической и близких отраслях промышленности.

В Рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 №21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (вместе с «Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» содержится толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции.

Исходя из вышеназванных пояснений ("(I) Общее содержание данного раздела"), (А) при условии соблюдения некоторых исключений, приведенных в примечаниях к данному разделу и группам 84 и 85, и, кроме товаров, более конкретно поименованных в других разделах, данный раздел охватывает все механическое и электротехническое оборудование, механизмы, установки, аппараты и устройства и их части, а также определенные аппараты и установки, не являющиеся ни механическими, ни электрическими (такие как котлы и котельные, фильтрационные установки и пр.), и части таких устройств и установок.

В пункте 2 вышеназванных пояснений к разделу XVI указано: при условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:

(а)части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.

(б)другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно.

Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517.

(в)все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции 8487 или 8548.

Согласно пункту 4 примечания если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.

В соответствии с примечанием 2 (II) ЧАСТИ к разделу XVI в общем, части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 или 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте (1) выше.

Следовательно, части такого оборудования должны классифицироваться в тех же позициях, что и оборудование в целом.

Как следует из материалов дела, по спорной ДТ Обществом задекларирован товар №1 «паровой барабан (SD) для проточного реактора синтеза метанола, поз. V 1105, заводской номер 5695. паровой барабан, v-1105, представляет собой горизонтальный стальной сварной цилиндрический сосуд, конструктивно связанный с межтрубным пространством реактора синтеза метанола, R 1102 системой опускных и подъемных труб, барабан устанавливается выше реактора синтеза метанола на этажерке для обеспечения естественной циркуляции через опускные и подъёмные трубы, принцип действия барабана состоит в разделении пароводяной смеси на насыщенный пар и воду под действием сил гравитации, мелкодисперсные взвешенные водяные частицы улавливаются на выходе пара специальным каплеотбойником. пароводяная смесь поступает в барабан из находящегося непосредственно под ним реактора синтеза метанола, R 1102, по подъемным трубам через штуцеры А2, A3, внутренние устройства барабана - перегородки - способствуют разделению смеси на жидкую и паровую фракции, вода под действием сил гравитации выходит из барабана по опускным (циркуляционным) трубам через штуцеры Ь2, ЬЗ и поступает обратно в реактор синтеза метанола R-1102, а насыщенный водяной пар выдаётся по штуцеру В1 внешнему потребителю, материальный баланс паровой системы поддерживается подачей в барабан свежей воды через штуцер А1, является частью установки по производству метанола и используется в химической промышленности, поставляется в частично разобранном виде».

Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г.Нижний Новгород от 22.10.2020 №12404004/0025347:

1. исследуемый товар - паровой барабан состоит из следующих составных элементов: корпуса на стойках; люков; сепарирующего устройства (распределительной перегородки; распределительной пластины; каплеотбойника (влагоуловителя)); штуцеров труб; уровнемеров; предохранительных устройств.

Материал изготовления исследуемого товара согласно информации указанной на заводских табличках и в технической документации - сталь «SA 533 Gr.B CI 2».

Объём ёмкости исследуемого товара согласно информации указанной на заводских табличках и в технической документации составляет 7 м3;

2. принцип работы исследуемого товара основан на разделении пароводяной смеси на насыщенный пар и воду под действием сил гравитации и осуществляется следующим образом: пароводяная смесь поступает в барабан из находящегося непосредственно под ним реактора синтеза метанола (R 1102) по подъёмным трубам через штуцеры А2, A3. Внутреннее устройство барабана - перегородки способствует разделению смеси на жидкую и паровую фракции. Вода под действием сил гравитации выходит из барабана по опускным (циркуляционным) трубам через штуцеры ВЗ, ВЗ и поступает обратно в реактор синтеза метанола (R 1102), а насыщенный пар выдается по штуцеру В1 внешнему потребителю. Материальный баланс поддерживается подачей в барабан свежей воды через штуцер А1;

3. в предоставленных материалах отсутствует информация о наличии в исследуемом товаре устройств электрического или неэлектрического нагрева. Наиболее вероятно, что в исследуемом товаре отсутствуют устройства для электрического или неэлектрического нагрева. Точно определить наличие/отсутствие устройств для электрического или неэлектрического нагрева не представляется возможным в виду непредставления таможенному эксперту возможности визуального изучения внутреннего устройства исследуемого объекта;

4. в предоставленных материалах отсутствует информация о наличии в исследуемом товаре нагревательных элементов или элементов охлаждения. Наиболее вероятно, что в исследуемом товаре не происходит обработка материала нагревом или охлаждением;

5. в предоставленных материалах отсутствует информация о наличии в исследуемом объекте механического оборудования. Точно определить наличие/отсутствие механического оборудования в исследуемом товаре не представляется возможным в виду непредставления таможенному эксперту возможности визуального изучения внутреннего устройства исследуемого объекта. Исследуемый товар является частью котла, а значит тоже является теплотехническим оборудованием.

Вместе с этим вызванный в судебное заседание эксперт ФИО5, составивший заключение от 22.10.2020 №12404004/0025347, пояснил, что паровой барабан не является частью котла, и только при его использовании совместно с котлом паровой барабан будет частью котла и вспомогательным оборудованием последнего. При проведении им исследования котла не было; был реактор, в котором назначение парового котла - синтез, а не образование пара. Свои выводы эксперт основывал на определениях, изложенных в ГОСТе 54974.

Из описания технологического процесса для реконструкции также следует, что паровой барабан является одним из оборудований, добавляемых в синтез метанола, осуществляемый в специальном агрегате.

Исходя из описания принципа работы парового барабана, описанного как в технической документации, так и в заключении эксперта (пароводяная смесь поступает в барабан из находящегося непосредственно под ним реактора синтеза метанола (R 1102) по подъёмным трубам через штуцеры А2, A3. Внутреннее устройство барабана - перегородки способствует разделению смеси на жидкую и паровую фракции. Вода под действием сил гравитации выходит из барабана по опускным (циркуляционным) трубам через штуцеры ВЗ, ВЗ и поступает обратно в реактор синтеза метанола (R 1102), а насыщенный пар выдается по штуцеру В1 внешнему потребителю. Материальный баланс поддерживается подачей в барабан свежей воды через штуцер А1), такой барабан является частью установки по производству метанола и используется в химической промышленности.

В рассматриваемом случае паровой барабан и реактор синтеза метанола являются взаимосвязанными аппаратами.

Кроме того, паровой барабан является вспомогательным оборудованием для реактора и был специально сконструирован, чтобы быть его неотъемлемой частью.

Сам реактор синтеза оформлен Обществом по ДТ от 12.10.2020 №10418010/121020/0291160, указано в графе 31 ДТ следующее описание «проточный реактор синтеза метанола на линии подачи свежего газа (R 1102), предназначен для оснащения комплекса производства метанола ООО «ТОМЕТ» в рамках проекта по техническому перевооружению. Реактор синтеза метанола, R-1102, представляет собой вертикальный сварной цилиндрический сосуд, конструктивно связанный с паровым барабаном среднего давления системой опускных и подъемных труб. Корпус изделия работает в жестких условиях при высоком давлении и температуре». Указанному реактору присвоен код 8419 89 989 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В данной группе задекларирован и спорный паровой барабан.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что товар является товаром определенного вида (модели) барабанов, изготовленного и поставленного для использования на конкретном предприятии в целях синтез метанола, осуществляемого в специальном агрегате, реактор синтеза метанола и паровой барабан (исходя из представленной документации, технологического описания работы товаров, пояснений технического специалиста заявителя, наименований товаров) фактически являются взаимосвязанным по отношению к друг другу оборудованием.

По существу целевое использование и функциональное назначение спорных товаров таможенным органом не оспаривается и доказательств обратного не представлено.

Доказательств возможности использования данного парового барабана в декларируемом виде в оборудовании, отличном от заявленного в ДТ N 10418010/210920/0265961, таможенный орган в материалы дела не представил.

Следовательно, ввозимый Обществом паровой барабан, представляет собой часть единой машины (аппаратов) - проточный реактор синтеза метанолла на линии подачи свежего газа.

При этих обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ввезенный товар не может относиться к товарам с признаками ТН ВЭД ЕАЭС 7309 00 590 0, поскольку однозначно представляет собой части оборудования.

Оборудование, входящее в состав парового барабана (система отпускных и подъемных труб, штуцера А2, А3, внутренние устройства барабана - перегородки; отпускные (циркуляционные) трубы, штуцера В2, В3) придает ему функции, отличные от функций хранения, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД ЕАЭС в группе 84.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что в соответствии с правилами ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС спорный товар является частью реактора синтеза метанола и не может классифицироваться в товарной позиции подсубпозицию 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой таможенной пошлины в размере 10 процентов.

Поскольку оснований для переквалификации ввезенного Обществом товара в товарную подсубпозицию 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС у таможенного органа не имелось, следовательно принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза от 20.11.2020 №РКТ-10418000-20/000734 и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 20.11.2020, также является неправомерным и нарушающими права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.

В силу пункта 33 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление №49) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.

Согласно пункту 34 Постановления №49 с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Пунктом 35 Постановления №49 установлено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона №311-ФЗ).

Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.

Согласно пункту 36 Постановления №49 плательщик имеет право на возврат денежных средств, ранее внесенных в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (авансовые платежи), которое, по общему правилу, может быть реализовано в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей (статья 36 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 122 Закона №311-ФЗ).

Если расходование авансовых платежей производилось как в добровольном, так и в принудительном порядке (взамен распоряжения плательщика), срок возврата неиспользованного остатка авансовых платежей исчисляется с даты совершения последнего из указанных действий.

Принятие таможней оспариваемых решений о классификации товаров, о внесении изменений в ДТ повлекло доначисление таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в размере 5 154 019,23 руб., пени в размере 41 375,32 руб.

Согласно материалам дела указанные таможенные платежи и пени Обществом уплачены в полном объеме, что подтверждается представленной в дело копии отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей с 21.09.2020 по 08.02.2021, а также таможней.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 4 статья 201 АПК РФ в пользу заявителя с таможни подлежат возврату уплаченные таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость в размере 5 154 019,23 руб., а также пени в размере 41 375,32 руб.

Частью 1 статьи 102 АПК РФ установлено, что государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, организациями уплачивается государственная пошлина в размере 3000 руб. за каждое требование (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу изложенного расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб., в силу статьи 110 АПК РФ, относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 45977,00 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявление ООО «Томет», Самарская область (ИНН <***>), удовлетворить.

Признать незаконными решения Приволжской электронной таможни от 20.11.2020 о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕЭС №РКТ-10418000-20/000734; о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 20.11.2020 ДТ №10418010/21920/0265961.

Обязать Приволжскую электронную таможню возвратить ООО «Томет», Самарская область (ИНН <***>) таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость в размере 5 154 019,23 руб., пени в размере 41 375,32 руб.

Взыскать с Приволжской электронной таможни в пользу ООО «Томет», Самарская область (ИНН <***>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000,00 рублей.

Возвратить ООО «Томет», Самарская область (ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 45977,00 руб., уплаченную по платежному поручению №323 от 17.03.2021. Возврат государственной пошлины осуществляется на основании настоящего решения.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать по вступлению решения в законную силу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Судья Л.В. Соколова