ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-47717/2017 от 16.04.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-47717/2017

г. Нижний Новгород 23 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-925), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., после перерыва - помощником судьи Вершининой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области об отказе в утверждении итогового проекта корректировки инвестиционной программы ПАО "ТНС энерго НН" на 2017-2019 годы, выраженного в письме от 29.09.2017г. исх. №239-744,

и обязании Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области утвердить итоговый проект корректировки инвестиционной программы ПАО "ТНС энерго НН" на 2017-2019 годы, направленный письмом от 22.09.2017г. №ТНС-01/4996-72,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 05.02.2018), ФИО2 (доверенность от 20.12.2017),

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 09.04.2018), ФИО4 (доверенность от 19.06.2017), ФИО5 (доверенность от 13.04.2018),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

Оспариваемое решение заявитель полагает несоответствующим требованиям пунктов 62 (1), 63, 51, 54, 57, 59 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №977 (далее - Правила №977), а также нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Как отмечает заявитель, у Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, содержащиеся на направленном в адрес Министерства компакт-диске файлы с информацией об изменениях, вносимых в Инвестиционную программу общества (далее - ИПР), поддаются раскрытию с официального сайта Министерства по соответствующей ссылке. При этом формы раскрытия информации об итоговом проекте корректировки ИПР, направленные в Министерство полностью соответствуют установленным приказом Минэнерго России от 28.07.2016 №728 правилам, содержащиеся в них значения полностью соответствуют значения, содержащимся в инвестиционной программе общества от 22.12.2016.

Кроме того, по мнению заявителя, Министерство не соблюден установленный Правилами №977 порядок утверждения корректировки ИПР, что выразилось в ненаправлении в адрес общества с использованием официального сайта замечаний от 25.04.2017, от 12.05.2017, от 14.07.2017, отказа от 15.06.2017 в рассмотрении уведомления о доработанном проекте корректировки ИПР, протокола согласительного совещания от 03.08.2017, а также в нарушении сроков размещения замечаний к доработанному проекту корректировки ИПР от 22.06.2017.

Нарушение прав и законных интересов общества вследствие вынесения оспариваемого решения общество усматривает в создании препятствий обществу в реализации намеченных к осуществлению в 2017-2019 гг. инвестиционных проектов, обеспечению экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала общества при определении необходимой валовой выручки общества при установлении регулируемых цен (тарифов) на очередной период регулирования.

Подробно позиция общества изложена в заявлении, возражениях на отзыв и дополнительный отзыв, поддержаны представителями в судебном заседании.

Ответчик не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое решение является законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон №35-ФЗ), Правил №977. При этом ответчик отмечает, что при проведении совещания по рассмотрению проекта корректировки ИПР между Министерством и обществом отсутствовали неурегулированные разногласия. Повторное уведомление о направлении на рассмотрение итогового проекта корректировки направлено обществом за пределами установленного пунктом 62 (1) Правил №977 срока. Основаниями для отказа в утверждении итогового проекта корректировки инвестиционной программы ПАО "ТНС энерго НН" на 2017-2019 годы, выраженного в письме от 29.09.2017г. исх. №239-744, Министерство отмечает невозможность прочтения файлов, предоставленных обществом, наличие в предоставленных формах недостоверной информации о значении величины капитальных вложений за период реализации инвестиционной программы, предложения по корректировке таможенного плана на 01.01.2017, стоимость мероприятий.

Доводы заявителя о нарушении порядка вынесения оспариваемого решения заявитель полагает необоснованным, поскольку замечаний к проекту инвестиционной программы направлялись на официальный адрес электронной почты общества и на дополнительный адрес электронной почты сотрудника общества ввиду отсутствия возможности информационного взаимодействия с использованием официального сайта системы.

Ответчик также отмечает, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку общество имеет возможность обратиться в уполномоченный орган с повторным заявлением об утверждении корректировки инвестиционной программы.

Подробно доводы ответчика изложены в отзыве на заявление, дополнительном отзыве и поддержаны представителями в судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является продажа (сбыт) электрической энергии различным группам потребителей, в том числе, населению. В силу положений статьи 3 Закона №35-ФЗ и подпункта «б» пункта 2 Критериев отнесения субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №977, общество относится к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

22.12.2016 Правительством Нижегородской области утверждена Инвестиционная программа общества на 2017-2019гг.

Письмом от 31.03.2017 исх. №ТНС-01/1616-71 общество направило в Министерство заявление о внесении изменений (корректировке; утвержденной ИПР, которое размещено Министерством на официальном сайте Министерства 04.04.2017 по ссылке https://mingkh.government-nnov.ru/?id=85153.

В связи с наличием замечаний органов исполнительной власти Нижегородской области, участвующих в соответствии с Порядком в рассмотрении проектов корректировки инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на территории Нижегородской области, в период с апреля по сентябрь 2017 года обществом неоднократно осуществлялась доработка внесенного проекта корректировки ИПР и направление доработанных проектов ИПР в Министерство (в частности, доработанных проектов от 06.06.2017, от 22.06.2017, от 08.09.2017).

Письмом от 22.09.2017 исх. № ТНС-01/4996-72 общество направило в Министерство уведомление о направлении на рассмотрение итогового проекта корректировки ИПР, доработанного с учетом выданных замечаний. Данное уведомление размещено на официальном сайте Министерства 27.09.2017 по Ссылке.

29.09.2017 Министерством принято решение об отказе в утверждении корректировки ИПР общества. Отказ выражен в письме Министерства от 29.09.2017 исх. № 329-744 и размещен на официальном сайте Министерства по ссылке. Согласно его содержанию оспариваемое решение принято в соответствии с пунктом 63 Правил №977 в связи с предоставлением информации по итоговому проекту Ипр не в полном объеме, с содержанием недостоверных сведений с нарушением установленных требований к форматам раскрытия электронных документов.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 6 статьи 29 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ"Об электроэнергетике" (далее – Закон №35-ФЗ) инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее – Правила №977).

Пунктом 67 Правил №977 установлено, что в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти (органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"), ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Пунктом 9 Правил №977 установлено, что рассмотрение и утверждение инвестиционных программ и (или) изменений, которые вносятся в инвестиционные программы, в соответствии с настоящими Правилами осуществляется на основании проектов инвестиционных программ, размещаемых субъектами электроэнергетики на официальном сайте системы в соответствии со стандартами раскрытия информации и настоящими Правилами, и иной информации и материалов, направляемых в соответствии с настоящими Правилами.

В случае отсутствия возможности осуществления с использованием официального сайта системы и (или) единой системы межведомственного электронного взаимодействия информационного взаимодействия, предусмотренного настоящими Правилами, вследствие возникновения у операторов указанных информационных систем технических, программных неполадок или иных проблем такое информационное взаимодействие осуществляется путем направления с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи соответствующих заявлений, уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, их получателям, указанным в настоящих Правилах, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Согласно пункту 13 Правил №977 субъекты электроэнергетики, за исключением сетевых организаций, вместе с заявлением направляют с использованием официального сайта системы в Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) следующую информацию (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи:

финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации проекта инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, в том числе регулируемым государством, начиная с 1-го года реализации проекта инвестиционной программы, с указанием источников и способов финансирования проекта инвестиционной программы и отчетных показателей исполнения финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы;

материалы, обосновывающие стоимость инвестиционных проектов, предусмотренных проектом инвестиционной программы,

программа научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ на период реализации проекта инвестиционной программы с разбивкой по годам и описанием содержания работ (при наличии таковой);

паспорта инвестиционных проектов, предусмотренных проектом инвестиционной программы.

Финансовый план субъекта электроэнергетики и паспорта инвестиционных проектов направляются в форме электронных документов в соответствии с формами, правилами заполнения указанных форм и требованиями к их форматам, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Формы финансового плана субъекта электроэнергетики, правила заполнения указанной формы и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики утверждены Приказом Минэнерго России от 13.04.2017 N 310.

Пунктом 49 Правил №977 установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 51 Правил №977 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения замечаний и (или) заключений по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы, предусмотренных пунктом 49 настоящих Правил, направляет их с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики при условии поступления указанных замечаний и (или) заключений в установленные настоящими Правилами сроки. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 35 календарных дней (20 календарных дней - для случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 настоящих Правил; 10 календарных дней - для случая, предусмотренного пунктом 69 настоящих Правил) со дня размещения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики свои замечания к проекту инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений на проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 49 и 50 настоящих Правил.

Субъекты электроэнергетики, за исключением сетевых организаций, в срок не позднее 65 календарных дней (35 календарных дней - для случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 настоящих Правил) со дня размещения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы размещают в соответствии со стандартами раскрытия информации доработанный проект инвестиционной программы с учетом предусмотренных пунктами 49 - 51 настоящих Правил замечаний. Указанные субъекты электроэнергетики не позднее дня размещения на официальном сайте системы доработанного проекта инвестиционной программы направляют с использованием официального сайта системы уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление о доработанной инвестиционной программе (пункт 52 Правил №977).

Согласно пункту 54 Правил №977 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня поступления уведомления о доработанной инвестиционной программе направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении такого уведомления и доработанного проекта инвестиционной программы с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в случаях:

размещения информации о доработанном проекте инвестиционной программы на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;

содержания недостоверных сведений в информации о доработанном проекте инвестиционной программы и обосновывающих ее материалах и (или) уведомлении о доработанной инвестиционной программе и (либо) прилагаемых к нему материалах;

представления с использованием официального сайта системы прилагаемых к уведомлению о доработанной инвестиционной программе материалов, указанных в пунктах 52 или 53 настоящих Правил, не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме.

Пунктом 57 Правил №977 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения замечаний и (или) заключений на доработанный проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, направляет указанные материалы с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики при условии их поступления в установленные настоящими Правилами сроки.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 25 календарных дней (20 календарных дней - для случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 настоящих Правил; 10 календарных дней - для случая, предусмотренного пунктом 69 настоящих Правил) со дня размещения уведомления о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики свои замечания к доработанному проекту инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений по результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 55 и 56 настоящих Правил.

В силу пункта 59 Правил №977 при наличии предусмотренных пунктами 55 и 57 настоящих Правил замечаний уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), системного оператора и (или) субъекта оперативно-диспетчерского управления (далее в настоящем разделе - разногласия по проекту инвестиционной программы) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 45 календарных дней (25 календарных дней - для случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 настоящих Правил; 15 календарных дней - для случая, предусмотренного пунктом 69 настоящих Правил) со дня размещения уведомления о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы проводит согласительные совещания с участием уполномоченных представителей субъекта электроэнергетики и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), системного оператора и (или) субъекта оперативно-диспетчерского управления, представивших в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации указанные замечания.

В протоколе согласительного совещания отражаются принятые на согласительном совещании решения в отношении разногласий по проекту инвестиционной программы, в том числе решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по доработке проекта инвестиционной программы по своим замечаниям, неурегулированные разногласия по проекту инвестиционной программы, согласованные решения по доработке проекта инвестиционной программы в части, касающейся учета замечаний, по которым разногласия по проекту инвестиционной программы были урегулированы, с указанием срока доработки, а также предложения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по доработке проекта инвестиционной программы в части, касающейся учета замечаний, по которым разногласия по проекту инвестиционной программы остались неурегулированными.

Субъект электроэнергетики размещает на официальном сайте системы в соответствии со стандартами раскрытия информации итоговый проект инвестиционной программы, доработанный в соответствии с предусмотренными пунктами 58 и 59 настоящих Правил согласованными решениями и решениями уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по доработке проекта инвестиционной программы, которые содержатся в протоколах согласительных совещаний, в наиболее поздний из сроков, установленных указанными протоколами согласительных совещаний, а при отсутствии в протоколах согласительных совещаний конкретных сроков размещения субъектом электроэнергетики итогового проекта инвестиционной программы - в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения с использованием официального сайта системы субъектом электроэнергетики указанных протоколов согласительных совещаний (пункт 62 Правил №977).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня поступления уведомления об итоговой инвестиционной программе направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении такого уведомления и итогового проекта инвестиционной программы с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в случаях:

размещения информации об итоговом проекте инвестиционной программы на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;

содержания недостоверных сведений в информации об итоговом проекте инвестиционной программы и обосновывающих ее материалах и (или) уведомлении об итоговой инвестиционной программе и (либо) прилагаемых к нему материалах;

представления с использованием официального сайта системы прилагаемых к уведомлению об итоговой инвестиционной программе материалов, указанных в пункте 62 настоящих Правил, не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме; несоответствия периода реализации итогового проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в уведомлении об итоговой инвестиционной программе, требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 настоящих Правил, и (или) периоду реализации проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении; субъект электроэнергетики повторно направляет с использованием официального сайта системы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление об итоговой инвестиционной программе и прилагаемые к нему материалы не позднее дня раскрытия информации об итоговом проекте инвестиционной программы после устранения замечаний уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 5 рабочих дней со дня направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы (пункт 62(1) Правил №977). Пунктом 63 Правил №977 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в утверждении инвестиционной программы, а также направляет соответствующее уведомление в государственные органы и организации, указанные в пункте 19 настоящих Правил, и в межотраслевой совет потребителей, если мотивированный отказ в утверждении инвестиционной программы направляется сетевой организации (указанное уведомление не направляется в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 и пунктом 69 настоящих Правил), в случаях: получения от субъекта электроэнергетики с использованием официального сайта системы запроса на отзыв (отмену) заявления; непоступления уведомления о доработанной инвестиционной программе или уведомления об итоговой инвестиционной программе в течение 10 календарных дней со дня истечения сроков, указанных в пунктах 52 - 54, 62 и 62(1) настоящих Правил; указанных в абзацах втором - седьмом пункта 62(1) настоящих Правил, если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уже направлял субъекту электроэнергетики в соответствии с пунктом 62(1) настоящих Правил отказ в рассмотрении уведомления об итоговой инвестиционной программе и соответствующего итогового проекта инвестиционной программы.

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что неустранение субъектом электроэнергетики замечаний уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации относительно корректировки инвестиционной программы в части предоставления полного объекта информации по проекту ИПР, достоверных сведений, а также соблюдения установленных форматов раскрытия электронных документов и неизвещение уполномоченного органа об осуществлении доработок ИПР является основанием для отказа в утверждении корректировки.

Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 51 Правил №977 Министерство по результатам рассмотрения проекта корректировки инвестиционной программы общества письмом от 12.05.2017 №125 направило в адрес общества замечания, указав на необходимость скорректировать в формах раскрытия указание года, устранить нарушение пункта 20 (1) Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24, обосновать необходимость реализации в новых инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу при корректировке, а также в соответствии с замечаниями министерства экономики и конкурентной полиции Нижегородской области предоставить недостающую проектно-сметную документацию по нескольким инвестиционным проектам, в полном объеме представить проектно-сметную документацию и устранить замечания ГБУ НО «Нижегородсмета» по инвестиционным проектам.

В соответствии с пунктом 57 Правил №997 Министерством по результатам рассмотрения доработанного проекта корректировки ИП в адрес общества направлены замечания к доработанному проекту корректировки инвестиционного проекта письмом от 24.07.2017 №394.

03.08.2017 проведено согласительное совещание по рассмотрению проекта корректировки инвестиционной программы общества на 2017-2019 годы, результаты которого зафиксированы в протоколе № 75. Согласно указанному протоколу неурегулированные разногласия между органами исполнительной власти Нижегородской области и (или) субъектами электроэнергетики отсутствуют. При этом срок доработки проекта корректировки ИП установлен -11.09.2017.

Итоговый проект инвестиционной программы общество представило в Министерство 08.09.2017.

Письмом от 14.09.2017 №329-657 Министерство отказало обществу в утверждении корректировки в соответствии с пунктом 62 (1) Правил №977 ввиду предоставления информации по итоговому проекту не в полном объеме, с нарушением установленных требований к форматам раскрытия электронных документов, а также с содержание изменений, не предусмотренных решениями протокола согласительного совещания №75 от 03.08.2017.

22.09.2017 с нарушением установленного пунктом 62 (1) Правил №977 срока на один рабочий день общество представило повторное уведомление о направлении на рассмотрение итогового проекта корректировки на 2017-2019 годы.

По результатам его рассмотрения на официальный адрес электронной почты общества (info@nn.tns-e.ru) и на дополнительный адрес электронной почты сотрудника общества, осуществляющего взаимодействие с Министерством согласно обращению общества от 31.03.2017 № ТНС-01/1616-71 (dorovski@nn.tns-e.ru), Министерством направлено уведомление от 29.09.2017 № 329-744 с указанием причин отказав утверждении корректировки инвестиционной программы, а именно: в связи с предоставлением информации по итоговому проекту инвестиционной программы не в полном объеме, с содержанием недостоверных сведений, с нарушением установленных требований к форматам раскрытия электронных документов.

Таким образом, установленный Правилами №977 порядок рассмотрения проекта и итогового проекта корректировки инвестиционной программы общества Министерство соблюден.

Ссылку общества о несоблюдении Министерство требований к размещению замечаний, отказа в рассмотрении уведомления о доработанном проекте корректировки ИПР, протокола согласительного совещания на официальной сайте Министерства суд отклоняет как необоснованную, поскольку в силу пункта 9 Правил №977 использование такого официального сайта не является обязательным условием, указанным пунктом Правил предусмотрена возможность осуществления взаимодействия с субъектом электроэнергетики посредством направления информации с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи при отсутствии возможности использования официального сайта системы.

Представленными в Министерство копиями электронных писем подтверждается, что информация направлялась на официальный адрес электронной почты общества и на дополнительный адрес электронной почты сотрудника общества, осуществляющего взаимодействие с Министерством, что свидетельствует о соблюдении Министерством пункта 9 Правил №977.

Довод заявителя о нарушении Министерством сроков размещения замечаний к доработанному проекту корректировки ИПР от 22.06.2017 опровергается материалами дела, согласно которым проект корректировки инвестиционной программы поступил в Министерство 22.06.2017, уведомление о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы направлено обществу 29.06.2017, то есть на 5 рабочий день после поступления, что соответствует требованиям пункта 54 Правил №977.

При этом имеющиеся материалы дела подтверждают наличие у Министерств оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе в утверждении корректировки инвестиционной программы в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, основанием вынесения оспариваемого решения явилось непредоставление обществом информации по итоговому проекту в полном объеме, предоставление итогового проекта с содержанием недостоверных сведений, а также с нарушением установленных требований к форматам раскрытия электронных документов.

В силу пункта 62 Правил №977 информация об итоговом проекте инвестиционной программы раскрывается субъектом электроэнергетики в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарт), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 977 в составе информации должен быть представлен финансовый план субъекта электроэнергетики. При этом указанной нормой установлено, что финансовый план субъекта электроэнергетики должен соответствовать форме, правилам заполнения и требованиям к форматам электронных документов, установленным Министерством энергетики Российской Федерации.

Указанные выше форма, правила заполнения и требования к форматам электронных документов установлены приказом Минэнерго России от 13.04.2017 № 310 «Об утверждении формы финансового плана субъекта электроэнергетики, правил заполнения указанной формы и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики» (далее - Приказ № 310).

Пунктами 4, 6 Требований к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.04.2017 № 310, установлено, что

1. Имя файла электронного документа должно иметь вид
GMM_I_FF_P_RR_V, где

G - указание на год, в котором субъектом электроэнергетики в соответствии настоящими требованиями предоставляется информация о финансовом плане.

Указание на год обозначается буквой латинского алфавита, начиная с буквы "А", которая соответствует 2016 году, и заканчивая буквой "Z", которая соответствует 2041 году;

ММ - месяц, в котором субъектом электроэнергетики в соответствии настоящими требованиями предоставляется информация о финансовом плане;

I - тринадцатизначный основной государственный регистрационный номер (ОГРН) субъекта электроэнергетики;

FF - двухзначный номер, равный числу, указанному в заголовке формы финансового плана после слова "Форма", в соответствии с которой субъектом электроэнергетики сформирован файл электронного документа, если такое число двухзначное, или образованный из "0" и указанного числа, если число состоит из одного знака;

Р - цифра, соответствующая номеру раздела формы финансового плана, в соответствии с которым субъектом электроэнергетики сформирован файл электронного документа, если в такой форме раскрытия имеются разделы, а при их отсутствии указывается 0;

RR - двухзначный код территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), на территории которого осуществляется реализация инвестиционных проектов, в отношении которых заполнена информация о финансовом плане, содержащаяся в файле электронного документа;

V - номер, обеспечивающий уникальность имени файла электронного документа (длиной от 1 до 6 знаков), принимающий целочисленные положительные значения, начиная с 1, если для раскрытия информации о финансовом плане в соответствии с правилами заполнения формы раскрытия информации требуется многократное заполнение соответствующей формы раскрытия информации, либо в противном случае - 0.

2. Субъект электроэнергетики создает архивные файлы в формате "ZIP". Имена архивных файлов должны иметь вид GMM_I_RR.

3. Архивные файлы подписываются с использованием усиленной
квалифицированной электронной подписи в соответствии с требованиями
законодательства.

Аналогичные требования содержатся в Требованиях к форматам раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике электронных документов, содержащих информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу), утвержденных Приказом Минэнерго России от 28.07.2016 N 728.

Однако в нарушение указанных требований в представленных обществом документах файлы, содержащие финансовый план, удовлетворяющие вышеприведенным требованиям отсутствуют.

Вместе с этим в материалах представлен файл ~$В09_105523 803 8316_11_0_22.xlsx, который не поддается раскрытию, что подтверждается представленным Министерством в материалы дела скриншотом.

Таким образом, документ (финансовый план субъекта электроэнергетики), необходимый для утверждения корректировки инвестиционной программы, представлен обществом не в полном объеме, и с нарушением требований, установленных Правилами №977, постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24 и приказом Минэнерго России от 13.04.2017 №310.

Кроме того, в формах раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, утвержденных приказом Минэнерго России от 28.07.2016 № 728, не соблюдены требования к заполнению, имеется недостоверная информация (например, в форме 2 недостоверно указано значение величины капитальных вложений за период реализации инвестиционной программы (утвержденный план); предложение по корректировке утвержденного плана на 01.01.2017 (остаток освоения (финансирования) капитальных вложений) формы 1 и формы 2 не коррелируются)».

Форма 1 графа 19= гр.39 стоимость мероприятий составляет 1 128,198 млн.руб. с НДС, т.е. 956,1 млн.руб. без НДС. Это значение (956,1 млн.руб. без НДС) должно быть равно значению в форме 2 графа 16=графа 26=графа 31, однако в этих графах указано 951,726 млн,руб. без НДС.

Также это значение (956,1 млн.руб. без НДС) должно быть равно значению в форме 3 графа 5=графа 8.2.2, однако в этих графах указано значение 951,726 млн.руб. без НДС.

Форма 1 графа 30.6= графа 30.9 стоимость мероприятий составляет 436,946 млн.руб. с НДС, т.е. 370,293 млн.руб. без НДС. Это значение (370,293 млн.руб. без НДС) должно быть равно значениям в форме 3 графа 7.2.2, однако указано 365,919 млн.руб. без НДС. Это значение (365,919 млн.руб. без НДС) не соответствует форме 2 графа 29.2 (в этой графе указано 365,859 млн.руб. без НДС).

Форма 1 графа 30.6= графа 30.9 стоимость мероприятий составляет 436,946 млн. руб. с НДС, т.е. 370,293 млн.руб. без НДС. Это значение (370,293 млн.руб. без НДС) должно быть равно значению в форме 2 графа 29.2, однако указано 365,859 млн.руб. без НДС.

Форме 2 графа 29.2 стоимость мероприятий составляет 365,859 млн.руб. без НДС. Это значение (365,859 млн.руб. без НДС) должно быть равно значению в форме 3 графа 7.2.2, однако указано 365,919 млн.руб. без НДС.

Стоимость мероприятий ИПР 2016доставляет 1198,883 млн.руб. с НДС, т.е. 1016,003млн.руб. без НДС (в ИПР 2016 в Плане ввода"основных'"средств и форме 2 графа 30 ИПР 2017). Однако, сумма мероприятий по годам в ИПР 2017 (форма 2 графа 29.1+графа 29.3+графа 29.5) составляет 1 014,549 млн.руб. без НДС.

Суммарная стоимость мероприятий в инвестиционной программе, утвержденной в 2016 году и размещенной на сайте Министерства в сети Интернет по адресу https://mingkh.govemment-nnov.ru/?id=86987, приведен в таблицах «Краткое описание инвестиционной программы. Ввод объектов инвестиционной деятельности (мощностей) в эксплуатацию», «План ввода основных средств. План принятия основных средств и нематериальных активов к бухгалтерскому учету» (таблицы прилагаются - Приложение № 2) и составляет 1 016,003 тыс.руб. (в т.ч. по годам 370,258 +314,731+331,015), а в таблице «Перечни инвестиционных проектов. План освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам» (таблица прилагается - Приложение № 3) составляет 1 016,003 тыс.руб. (в т.ч. по годам 368,804+314,731+331,015).

При этом доводы общества о допущенной арифметической ошибке является несостоятельным, поскольку такая ошибка, допущенная в одном показателе не могла являться основанием для изменения всех остальных показателей, так как при этом общий суммарных объем финансовых средств (1 016,003 тыс.руб.) остается без изменений.

Более того, в соответствии с пунктом 43 Правил №977 заполнения форм раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу), утвержденных приказом Минэнерго России от 28.07.2016 № 728, в гр. 19 «Форма 1. Перечни инвестиционных проектов и план финансирования капитальных вложений по ним» указывается остаток финансирования инвестиций по инвестиционному проекту в прогнозных ценах соответствующих лет с учетом НДС. При этом данные приводятся по состоянию на 1 января соответствующего года.

В соответствии с инвестиционной программой общества, утвержденной 22.12.2016, а также итоговым проектом корректировки инвестиционной программы общества выполнение мероприятий начинается с 2017 года. Таким образом, все процедуры, в том числе и закупочные должны быть выполнены не ранее 1 января 2017 года.

При этом в силу пункта 13 Правил №общество обязано предоставлять паспорт инвестиционного проекта, в котором указывается в том числе и отчетная информация о ходе реализации инвестиционного проекта (в отношении реализуемых инвестиционных проектов), в том числе результаты закупок товаров, работ, услуг, выполненных для целей реализации инвестиционного проекта.

При рассмотрении итогового проекта корректировки инвестиционной программы общества данные паспорта рассматривались, в результате чего не было обнаружено каких-либо сведений, что инвестиционные проекты или их часть реализовывались ранее 1 января 2017 года.

Кроме того, согласно Договору № 383-юр купли-продажи недвижимого имущества от 29.12.2016 общество приняло на себя обязательство принять и оплатить нежилое помещение по адресу : <...>/2.

Наименование данного объекта соответствует инвестиционному проекту с идентификатором H_TNSNN1776 и названием «Приобретение административного здания Дивеевского участка Выксунского отделения ПАО «ТНС энерго НН» площадью 123,5 кв.м. по адресу: <...>/2, площадью 123,5 м2 (оплата кредиторской задолженности)».

В соответствии с паспортом инвестиционного проекта (файл H_TNSNN1776.xlsx) какая-либо информация о проведенных закупках в паспорте отсутствует.

В связи с изложенным при рассмотрении итогового проекта корректировки инвестиционной программы Министерство не обладало информацией о том, что в 2016 году проведены закупочные процедуры, которые могут быть учтены при ее рассмотрении.

Довод общества о расхождении в формах вследствие применяемой системой налогообложения исполнителя по договору является необоснованным и не подтвержденным достоверными доказательствами ни при рассмотрении итогового проекта Министерством, ни при рассмотрении настоящего дела.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что представленные общество формы № 1 и № 2 не соответствуют приказу Минэнерго России от 28.07.2016 № 728.

Оценив доводы заявителя об обратном суд полагает их подлежащими отклонению, поскольку в ходе осуществляемой обществом с апреля 2017 года по сентябрь 2019 года корректировки проекта скорректированной инвестиционной программы Министерство в направляемых в адрес общества неоднократно указывало обществу на имеющиеся противоречия, кроме того, выявленные замечания были зафиксированы в протоколе согласительного совещания. В связи с чем, до принятия оспариваемого решения общество имело возможность устранить имевшиеся у Министерства замечания, однако данной возможностью не воспользовалось.

Таким образом, у Министерства имелись предусмотренные Правилами №977 основания для отказа обществу в утверждении проекта корректировки инвестиционной программы. Оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями указанных Правил №977.

Кроме того, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку последнее не лишено возможности повторно обратиться в Министерство с заявлением о корректировки утвержденной инвестиционной программы.

При этом суд отмечает, что инвестиционная программа общества утверждена 22.12.2016. В связи с чем, включенные в нее мероприятия должны реализовываться в установленные инвестиционной программой сроки и с инвестированием установленного объема финансовых средств.

Следовательно, принятие организацией решения о подготовке изменений в утвержденную инвестиционную программу и направление проекта корректировки инвестиционной программы в орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение корректировки инвестиционной программы, не может являться основанием для отказа от реализации мероприятий утвержденной инвестиционной программы или замены их на другие мероприятия, предусмотренные проектом корректировки инвестиционной программы, до момента принятия соответствующего решения уполномоченным органом. Обращение организации в уполномоченный орган для утверждения проекта корректировки инвестиционной программы не означает ее автоматического и безусловного изменения. В связи с этим, ответственность за действия общества, в результате которых оно не реализовало мероприятия, включенные в утвержденную инвестиционную программу, либо реализовало другие мероприятия, не включенные в утвержденную инвестиционную программу, лежит именно на самом обществе.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявленное обществом требование не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных