АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-47933/2019
г. Нижний Новгород 13 апреля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2020 года
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 56-981),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной К.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН", г.Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Административной комиссии городского округа город Дзержинск от 05.11.2019 №1652-163-3-35 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.04.2019),
от административного органа: не явились, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие,
в судебном заседании 11.03.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв до 18.03.2020,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее – заявитель, общество) с заявлением об отмене постановления Административной комиссии городского округа город Дзержинск от 05.11.2019 №1652-163-3-35 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку контрольный осмотр территории проведен 21.10.2019 в 14 час. 40 мин. и в 15 час. 01 мин. График вывоза ТКО со спорной контейнерной площадки не согласован, соответственно применяются установленные законодательством общие сроки ежедневного вывоза мусора, превышение пределов допустимой продолжительности перерывов предоставления коммунальной услуги административным органом не подтверждено и обществом не допущено.
Обществом представлены данные с GPS-навигатора, а также выгрузка из программы, с указанием даты, времени и объема вывоза ТКО со спорной контейнерной площадки, из которых следует, что 19.10.2019, 20.10.2019. 21.10.2019 вывоз мусора осуществлен в 12 час. 25 мин., 13 час. 49 мин., 16 час. 38 мин. соответственно.
Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и поддержаны представителем в судебном заседании.
Административная комиссия городского округа город Дзержинск (далее - административный орган, административная комиссия) с требованием заявителя не согласна, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, факт нарушения подтверждается материалами административного дела.
Подробно доводы административной комиссии изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 31.01.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "Нижэкология-НН" заключено Соглашение об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1).
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с протоколом от 15.02.2018 №2 о рассмотрении заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Нижегородской области ООО "Нижеэкология-НН" выбрано региональным оператором по вывозу ТКО на территории городского округа город Дзержинск.
На основании пункта 1 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор ООО "Нижэкология-НН" обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Приложением №1 к типовому договору периодичность вывоза ТКО определена в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих периодичность вывоза ТКО от жилого фонда.
21.10.2019 в 14.40 и в 15.01 при проведении ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории <...>, консультант Управления муниципального контроля Администрации городского округа город Дзержинск обнаружил скопление мусора на контейнерной площадке, что квалифицировано как невывоз мусора, а равно нарушение сроков и (или) графика его вывоза - неисполнение требований: части 1, пункта 23 части 18, части 25, части 26 статьи 2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденных решением Городской Думы г.Дзержинска от 27.06.2013 №586; части 7, 8 статьи 9 закона Нижегородской области от 10.09.2010 №144-ФЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области".
Названные обстоятельства зафиксированы в актах мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида объектов от 21.10.2019, схемах расположения объекта и данных, фототаблицах.
Усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, консультантом Управления муниципального контроля Администрации городского округа город Дзержинск 28.10.2019 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, при участии представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 24.04.2019, составлен протокол об административном правонарушении №1652-163-3.
Указанный протокол об административном правонарушении с приложенными материалами переданы Управлением муниципального контроля Администрации городского округа город Дзержинск для рассмотрения в Административную комиссию городского округа город Дзержинск.
05.11.2019 Административная комиссия городского округа город Дзержинск в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, при участии представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 24.04.2019, вынесла постановление по делу об административном правонарушении №1652-163-3-35, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявленным требованием.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области регулируются Законом Нижегородской области от 10.09.2010 №144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон №144-З).
В силу части 1 статьи 5 Закона №144-З субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Частями 1,2 статьи 9 Закона №144-З установлено, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными настоящим Законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках (части 1, 2).
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием. Территория вокруг контейнерной площадки и бункера-накопителя в радиусе 10 метров должна находиться в чистоте.
На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов вывозящей мусор организации.
Частями 7, 14, 15 статьи 9 Закона №144-З предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период. В целях исключения шумового воздействия на жителей в ночное время вывоз мусора от домовладений производится не ранее 7 часов и не позднее 22 часов.
В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона №144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).
Решением городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 №586 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, устанавливающие единые нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах городского округа город Дзержинск и направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, безопасности, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города, включая территории, прилегающие к границам земельных участков, к зданиям, строениям, сооружениям (далее - Правила №586).
В соответствии с пунктом 23 части 18 статьи 2 Правил №586 ответственность за обеспечение чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния и содержания контейнеров, содержания территории вокруг контейнерных площадок возлагается на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации). В случае если территория контейнерных площадок не закреплена, ответственность за организацию и уборку территории возлагается на администрацию города.
Сбор и вывоз отходов производства и потребления в соответствии с генеральной схемой очистки городского округа производится по контейнерной системе, за исключением территории рабочих поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, адресных зон "поселок Дачный", "поселок Пушкино", "поселок Бабушкино", где сбор и вывоз отходов производства и потребления может осуществляться также по бестарной системе (часть 25 статьи 2 Правил №586).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
Согласно пункту 10 Правил №1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Пунктом 11 Правил №1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Постановлением от 06.05.2011 №354 Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).
Правила №354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании Правил №354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами №354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения №1 к Правилам №354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления производится: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из материалов дела следует, что 21.10.2019 в 14 час 40 мин. и в 15 час. 01 мин. на контейнерной площадке расположенной по адресу <...> административным органом обнаружено переполнение контейнеров мусором, а также наличие мусора на прилегающей к контейнерной площадке территории, в связи с чем, административный орган пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место невывоз мусора, а равно нарушение сроков и (или) графика его вывоза, а в действиях общества имеется состав административного правонарушения предусмотренный частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
При этом из материалов дела следует, что график вывоза мусора с вышеназванной контейнерной площадки с указанием временных интервалов фактически отсутствует.
Вывоз мусора с указанной территории общество осуществляет на основании положений типового договора, предусматривающего порядок оказания услуг по обращению с отходами в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих периодичность вывоза ТКО от жилого фонда.
Действующими нормативно-правовыми актами, в частности частями 7, 14, 15 статьи 9 Закона №144-З предусмотрены сроки вывоза мусора не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период. В целях исключения шумового воздействия на жителей в ночное время вывоз мусора от домовладений производится не ранее 7 часов и не позднее 22 часов.
Из представленных обществом данных GPS-навигатора следует, что ТКО со спорной контейнерной площадки вывозились 19.10.2019 в 12 час. 25 мин, 20.10.2019 в 13 час. 49 мин., 21.10.2019 в 16 час. 38 мин, то есть ежедневно в соответствующий закону временной период, исполнение обязанности по вывозу мусора было обеспечена обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом вопросы содержания контейнерной площадки в части ее уборки, обеспечения ее необходимым количеством контейнеров не входят в зону ответственности регионального оператора. Обязанность по вывозу мусора с территории прилегающей к контейнерной площадке на регионального оператора также не возложена.
Соответственно в рассматриваемой ситуации суд считает, что административным орган не доказан состав вменяемого обществу правонарушения.
В данном случае, неоспоримых доказательств того, что обществом были превышены допустимые отклонения сроков по невывозу мусора материалы дела не содержат.
Соответственно, в материалах дела отсутствуют и административным органом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства неисполнения обществом обязанностей по вывозу мусора с территории контейнерных площадок.
При этом, как указывалось выше, в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности общества в выявленном правонарушении, доказательства, с достоверностью свидетельствующих о вине заявителя в его совершении, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, учитывая, что бремя доказывания в силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
В связи с чем, и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
требования общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН <***>) удовлетворить.
Постановление Административной комиссии городского округа город Дзержинск от 05.11.2019 №1652-163-3-35 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.
Судья И.С.Волчанская