АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-48116/2018
г.Нижний Новгород 09 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2019 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Беляниной Евгении Владимировны (шифр 37-2372),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Закеровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению акционерного общества "Атомстройэкспорт" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению – Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ
о признании частично недействительным решения от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO,
при участии
от заявителя (до перерыва): ФИО1 (доверенность от 21.12.2017 со сроком действия до 31.12.2019),
от ответчика: не явился; извещен надлежащим образом,
в судебном заседании 24.06.2019 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 16.45,
установил:
Акционерное общество "Атомстройэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Государственному учреждению – Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №5 о признании недействительным решения от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по эпизоду, связанному:
- с выплатой застрахованным лицам единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, пособия на погребение в сумме 29 188,75 руб.,
- с выплатой застрахованному лицу ФИО2 единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 164 591,64 руб.
Одновременно заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, который, по мнению заявителя, надлежит исчислять с момента получения им разъяснений вышестоящего органа от 28.08.2018 №12-09/05-10819 в ответ на возражения по акту от 29.05.2018 №104ОСС/ВНМ/СО (фактически – на жалобу заявителя).
Ответчик заявленные требования отклонил, полагает оспариваемое решение законным и обоснованным (в том числе в связи с непредставлением заявителем в период проведения выездной проверки полного комплекта документов в отношении ФИО2). Кроме того, ответчик указывает на пропуск заявителем установленного срока подачи заявления, который, по мнению ответчика, надлежит исчислять с момента получения заявителем оспариваемого решения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Филиалом №5 ответчика проведена выездная проверка заявителя, в том числе в части деятельности ликвидированного обособленного подразделения в г.Озерске, по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 29.05.2018 №104ОСС/ВНМ/СО и принято решение от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO, которым заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения в связи с непринятием к зачету расходов в сумме 207 522,38 руб. (в том числе: расходы на выплату страхового обеспечения в связи с неправомерным применением районного коэффициента 1,3 (тогда как на всей территории Челябинской области установлен районный коэффициент 1,15) - в сумме 29 188,75 руб.; расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО2 в связи с непредставлением полного комплекта документов – в сумме 164 591,64 руб.) с направлением заявителю требования о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения, не принятых к зачету.
Решение от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO получено заявителем 26.06.2018.
21.08.2018 заявителем в адрес вышестоящего органа направлены возражения по акту от 29.05.2018 №104ОСС/ВНМ/СО (с приложением полного комплекта документов в отношении ФИО2), в ответ на которые вышестоящим органом даны разъяснения о возможности обжалования решения от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO в административном или судебном порядке (письмо от 28.08.2018 №12-09/05-10819).
Не согласившись с данным решением органа государственного внебюджетного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 указанной статьи определено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Указанные заявителем причины пропуска срока подачи заявления признаются судом уважительными; пропущенный срок подачи заявления подлежит восстановлению.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие по беременности и родам; 3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; 4) единовременное пособие при рождении ребенка; 5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 6) социальное пособие на погребение.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №267-О, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предполагает, что налогоплательщик вправе предоставить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.
После проведения выездной проверки заявителем представлены дополнительные документы в подтверждение права ФИО2 на получение единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В отсутствие претензий со стороны ответчика по объему и содержанию предоставленной информации суд считает возможным учесть данные документы в качестве доказательства обоснованности позиции заявителя.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя по данному эпизоду подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в проверяемом периоде заявителем при исчислении и выплате страхового обеспечения работникам обособленного подразделения, находившегося в ЗАТО г.Озерск (Челябинская область), применялся районный коэффициент 1,3, установленный в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 №544/32сс.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, определяются с применением этого коэффициента.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 №544/32сс "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, занятых обслуживанием предприятий и организаций Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР" утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население: а) в закрытых городах, образованных в местах расположения объектов Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР, независимо от ведомственной подчиненности, в размерах утвержденных для работников этих объектов; б) подведомственных Государственному производственному комитету по среднему машиностроению СССР, Государственному комитету по использованию атомной энергии СССР, Третьему Главному управлению при Министерстве здравоохранения СССР, органам профсоюза рабочих среднего машиностроения, специальных прокуратур, специальных судов, находящихся в местах расположения предприятий и строительств Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР согласно приложению, в размерах, утвержденных для работников этих объектов, с учетом повышения их за работу в высокогорных, пустынных и безводных местностях. Данные районные коэффициенты введены одновременно с новыми ставками и должностными окладами, установленными Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №620.
Как указано в пункте 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население", указанные районные коэффициенты утверждаются для работников организаций, учреждений и предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и, в виде исключения, для работников отдельных организаций, учреждений и предприятий, расположенных в районах Дальнего Востока, Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии и северных районах Европейской части СССР, с учетом ранее применявшихся надбавок.
Коэффициенты к заработной плате работников, занятых на работах на высоте от 2000 до 3000 метров над уровнем моря, устанавливаются в размере до 1,30, на высоте свыше 3000 метров - в размере до 1,40 и, в виде исключения, с учетом применявшихся ранее надбавок и коэффициентов, на высоте от 1500 до 2000 метров - в размере до 1,15; в организациях, учреждениях и на предприятиях, находящихся в пустынных и безводных районах, коэффициенты устанавливаются в пределах от 1,10 до 1,40.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 №403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в следующих размерах: в Гаринском, Таборинском районах и на территориях, находящихся в административном подчинении Ивдельского, Карпинского, Краснотурьинского и Североуральского горсоветов (включая города), Свердловской области, в Гайнском районе Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерском и Чердынском районах Пермской области - 1,20; в остальных районах и городах Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, Башкирской АССР и Удмуртской АССР - 1,15. С введением указанных районных коэффициентов применяющиеся на основании ранее принятых решений в более высоком размере коэффициенты к заработной плате работников отдельных предприятий, организаций и учреждений сохраняются.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 №3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки. Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Прокуратуры Челябинской области, районный коэффициент к заработной плате на территории ЗАТО г.Озерск установлен в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 №544/32сс и составляет 1,3 (30%).
Согласно письму Администрации Озерского городского округа Челябинской области от 26.04.2019 №01-02-09/86 районный коэффициент 1,3, установленный в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 №544/32сс, применяется к заработной плате работников предприятий иных отраслей экономики (включая подрядные организации), осуществляющих свои трудовые обязанности в пределах контролируемой зоны ЗАТО, независимо от местонахождения предприятия, в штате которого состоит работник, и независимо от места жительства работника.
С учетом указанного нормативно-правового регулирования и принимая во внимание, что на территории ЗАТО г.Озерск установлен более высокий размер коэффициента к заработной плате, чем на всей остальной территории Челябинской области, суд считает требования заявителя по данному эпизоду подлежащими удовлетворению.
По общему правилу (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ), судебные расходы, понесенные заявителем и состоящие из государственной пошлины, относятся на ответчика.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 78 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 №57«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора; в этой связи независимо от результатов рассмотрения дела судебные расходы по нему применительно к части 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ полностью или в части могут быть отнесены на сторону, представившую в суд доказательства, не раскрытые в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению.
Принимая во внимание, что в период проведения выездной проверки полный комплект документов в отношении ФИО2 заявителем представлен не был - при отсутствии объективных препятствий к этому, суд считает необходимым отнести все судебные расходы по делу на заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 111, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.06.2018 №440OCC/BHM/CO о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательно му социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 29 188,75 руб. и в части суммы 164 591,64 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.В.Белянина