АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-48426/2018
г. Нижний Новгород 20 марта 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-1829),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сейфельмлюковой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Успех" (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 27.05.2010),
содержащему следующие требования:
1) признать незаконными решения администрации города Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 24.09.2018 (по заявкам от 15.08.2018 №№12-04-16-з168, от 15.08.2018 №№12-04-16-з169, от 15.08.2018 №№12-04-16-з170),
2) обязать администрацию города Нижнего Новгорода выдать разрешение на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкции №№1,2,3 с рекламной информацией о продукции и услугах предприятий потребительского рынка каждая размером 4,5х2,5 по адресу: <...>,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.11.2018),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 14.11.2018 №01-293/Д),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Успех" (далее - заявитель, общество, ООО "Успех") с заявлением о признании незаконными решений администрации города Нижнего Новгорода об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 24.09.2018 (по заявлениям от 15.08.2018 №№12-04-16-з168, 12-04-16-з169, 12-04-16-з170), об обязании администрации города Нижнего Новгорода выдать разрешение на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкции №№1,2,3 с рекламной информацией о продукции и услугах предприятий потребительского рынка каждая размером 4,5х2,5 по адресу: <...>.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, письменных объяснениях, возражении на отзыв и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация считает оспариваемые решения законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению, так как общая рекламная конструкция, заявленная заявителем при обращении в администрацию с заявками. нарушает архитектурные пропорции фасада здания, занимая большую площадь второго этажа здания.
Подробно позиция ответчика изложена в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и поддержана представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 15.08.2018 от ООО "Успех" в администрацию поступили заявления №№12-04-16-з168, 12-04-16-з169, 12-04-16-з170 о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкции №№1, 2, 3 с рекламной информацией о продукции и услугах предприятий потребительского рынка каждая размером 4,5х2,5 по адресу: <...>.
24.09.2018 администрация приняла решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является администрация города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
На основании пункта 6.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 №119, установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
Разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода по заявлению владельца рекламной конструкции либо собственника земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, лица, управомоченного собственником имущества, в том числе арендатора, лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (далее - управомоченное лицо), при условии, что документом, наделяющим управомоченное лицо правом распоряжения, владения или управления имуществом, земельным участком, к которому присоединяется рекламная конструкция, предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции, а сама установка и эксплуатация рекламной конструкции и место такой установки и эксплуатации не будет противоречить целевому назначению использования предоставленного имущества, земельного участка, а также документам территориального планирования города Нижнего Новгорода, градостроительным нормам и правилам, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода и требований по безопасности движения транспорта (6.2.1 Правил установки).
Отказывая в выдаче разрешения, Администрация ссылается на пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, а также на пункты 1.2.9, 3.2.18, 6.2.3 Правил установки.
Согласно пункту 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, кроме прочего, в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
В силу пункта 6.4.1.3 Правил установки, администрация отказывает в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе, в случае нарушения рекламной конструкцией внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
Внешний архитектурный облик сложившейся застройки города - эстетическое единство естественных и искусственных компонентов городской среды, связанных в единое композиционное, историческое, культурное, природное образование, имеющее материальную и духовную ценность. С целью определения соответствия рекламных конструкций и мест их размещения внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города настоящими Правилами устанавливаются следующие требования: соблюдение типов и видов допустимых к установке рекламных конструкций; соблюдение общих и специальных требований к рекламным конструкциям; соблюдение требований к порядку размещения рекламных конструкций с учетом деления территории города на зоны (пункт 1.2.9 Правил установки).
В соответствии с пунктом 3.2.18 Правил установки, рекламные конструкции с рекламной информацией о продукции и услугах предприятий потребительского рынка - это рекламные конструкции, присоединяемые к зданиям, в соответствии с индивидуально разработанным комплексным дизайн - проектом рекламного оформления здания в пределах части фасада здания, занимаемого помещением предприятия потребительского рынка и услуг, чья рекламная информация размещается на конструкции.
Согласно пункту 4.5.3 Правил в соответствии с документами территориального планирования в целях соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на основе анализа историко-градостроительной среды города Нижнего Новгорода, выделяются следующие территориальные зоны:
ЗОНА 1.Территория объекта культурного наследия федерального значения "Нижегородский Кремль, XVI - XX в.в.";
ЗОНА 2: Зоны транспорта и улично-дорожной сети, территории центральных общественно-деловых, коммерческих и жилых зон;
ЗОНА 3:Зоны транспорта и улично-дорожной сети улиц и набережных;
ЗОНА4: Зоны транспорта и улично-дорожной сети, имеющие общую границу с центральными общественно-деловыми, коммерческими, общественными специализированными и жилыми зонами и территории центральных общественно-деловых, коммерческих, общественных специализированных и жилых зон;
ЗОНА 5:Зоны транспорта и улично-дорожной сети, имеющие общую границу с производственно-коммунальными зонами и территории коммунально-производственных зон;
ЗОНА6: Зоны транспорта и улично-дорожной сети на территориях съездов к мостам в оползневой зоне;
ЗОНА7: Зоны транспорта и улично-дорожной сети, имеющие общую границу с территориями природно-рекреационных зон и территории природно-рекреационных зон.
В соответствии с указанным пунктом, улица Ильинская, на которой предполагалось установить рекламные конструкцию, отнесена к ЗОНЕ2: зоны транспорта и улично-дорожной сети, территории центральных общественно-деловых, коммерческих и жилых зон.
Согласно пункту 4.5.4 Правил, в территориальной зоне 2 на территории центральных общественно-деловых, коммерческих и жилых зон допускается размещение рекламных конструкций с рекламной информацией о продукции и услугах предприятий потребительского рынка с площадью информационного поля не более 18 кв. метров.
В рассматриваемом случае три рекламные конструкции (в виде баннерного полотна на металлокаркасе) предполагается разместить на боковом фасаде здания 2-х этажного кирпичного здания, принадлежащего заявителю, каждая размером 4,5х2,5 (11,25 кв. метров).
При подаче заявлений общество представило комплексный дизайн-проект рекламно-информационного оформления ООО "Успех" из которого усматривается, что на фасаде 2-х этажного кирпичного здания предполагается разместить три рекламные конструкции каждая размером 4,5х2,5 (11,25 кв. метров). При этом данные рекламные конструкции расположены в непосредственной близости между собой и визуально воспринимаются как единое банерное полотно совокупная площадь которого составляет 33,75 кв.м.
Из указанного следует, что обращаясь в администрацию с заявлениями от 15.08.2018 общество фактически просило выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с общей площадью информационного поля равной 33,75 кв. метров, что нарушает положения пункта 4.5.4 Правил, предусматривающего ограничение до 18 кв. метров.
Кроме того, согласно пункту 6.2.3 Правил разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, сооружениях независимо от формы их собственности выдаются в установленном порядке при условии соответствия заявляемых к установке конструкций настоящим Правилам, сохранения историко-градостроительной среды и ненарушения архитектурного облика сложившейся застройки города. Заявляемые конструкции на объектах недвижимости должны соответствовать масштабу здания и его архитектурных элементов, масштабу окружающей застройки улицы в пределах видимости рекламной конструкции, а также зданий, прилегающих к зданию, на котором заявляется размещение рекламной конструкции.
Заявляемые конструкции не должны нарушать архитектурные пропорции фасадов зданий, закрывать оконные проемы, архитектурные детали и элементы фасадов зданий.
В рассматриваемом случае смежные рекламные конструкции в случае установки объективно нарушит внешний архитектурный облик объекта, а также целостность историко-культурной среды исторической территории, закрыв собой большую часть фасада двухэтажного здания.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения администрации об отказе в выдаче обществу разрешения на установку спорных рекламных конструкций не противоречит требованиям действующего законодательства.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное обществом не доказано.
Приведенные в заявлении общества доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленного требования относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.