ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-49932/18 от 04.04.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-49932/2018

г.Нижний Новгород                                                                                      11 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Бычихиной С.А. (шифр 31-68),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.

рассмотрев дело по заявлению закрытого акционерного общества «Торговый центр «Пищевик» (ОГРН 1025201525117, ИНН 5246013859)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области (ОГРН 1045206726102, ИНН 5246010086)

 с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ОГРН 1155260014623, ИНН 5260417980)

о признании недействительным решения № 4636 от 11.09.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - директора Крючкова О.С.,

от ответчика -  Симаковой С.Е. по доверенности от 09.01.2019, Батурина А.В. по доверенности от 31.05.2018,

от третьего лица -  Бересневой И.В. по доверенности от 11.12.2018, Козловой К.Н. по доверенности от12.12.2018, Сучковой Е.А. по доверенности от 12.12.2018

установил:

закрытое акционерное общество «Торговый центр «Пищевик»  (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области (далее – ответчик, Инспекция) от 11.09.2018№ 4636. Данным решением Обществу начислен налог на имущество в сумме 874 637 рублей, пени в сумме 49 584,08 рубля, штраф в сумме 91 108,13 рублей за 2017 год.

В заявлении Общество приводит доводы о том, что решение Инспекции основано на нормативно-правовом акте - Приказе Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 30.09.2016 № 326-13-303/16 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая  стоимость, на 2017 год" (далее - Приказ Министерства от 30.09.2016), не опубликованного надлежащим образом. Общество указывает, что неопубликованные в установленном порядке нормативно-правовые акты не могут влечь правовых последствий. Обращает внимание, что с 2018 года исполняет налоговые обязательства и уплачивает налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта. В судебном заседании Общество поддержало свою позицию.

В отзыве на заявление и в судебном заседании представители Инспекции не согласились с доводами Общества и просили в удовлетворении заявления отказать. Представители Инспекции полагают, что Приказ Министерства от 30.09.2016 был официально опубликован в установленные законом сроки.

Определением суда от 26.02.2019 Министерство инвестиций, имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство)  привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Министерство направило в суд отзыв от 20.03.2019, в котором указало, что Приказ Министерства от 30.09.2016 был опубликован на официальном сайте Правительства  Нижегородской области и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. В судебном заседании представители Министерства поддержали свою позицию.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав в судебном заседании официальные сайты Правительства  Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, суд пришел к следующим выводам.

            Налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно части 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применение данной системы предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании статьи 378.2 НК РФ.

            Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы (то есть одного из элемента налогообложения при отсутствии которого налог не считается установленным), исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

            Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ особенности определения налоговой базы  устанавливаются законами субъекта РФ после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Вид фактического использования определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).

            Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами РФ полномочий по формированию перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1259-О). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (пункт 5 статьи 3 НК РФ).

            В пункте 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов) на соответствующий налоговый период и размещает перечень на своем официальном сайте в сети "Интернет".           В рассматриваемом случае таким уполномоченным органом является Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, в обязанности которого входит размещение нормативного правового акта об утверждении Перечня объектов на официальном сайте.  

            Поскольку налог на имущество организаций является региональным налогом, правоотношения по его установлению, взиманию и уплате регулируются также и законами субъектов РФ (пункт 4 статьи 1 НК РФ). В Нижегородской области действует Закон от 27.11.2003 № 109-З "О налоге на имущество организаций", согласно которому Перечень объектов размещается на официальном сайте Правительства Нижегородской области в сети "Интернет" (часть 1 статьи 3 закона).

            Таким образом, Перечень объектов подлежит размещению на официальном сайте Министерства и на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

            Из выступлений представителей Министерства в судебном заседании следует, что работа по определению вида фактического использования зданий  и помещений, принадлежащих различным юридическим и физическим лицам проводится ежегодно, в результате чего утверждается Перечень объектов. Порядок проведения данной работы регулируется постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения".

            По результатам проведенной работы по определению вида фактического использования зданий и сооружений за 2017 год Министерство сформировало Перечень объектов. В данный Перечень включено здание, принадлежащее Обществу с кадастровым номером 52:19:0303034:78, расположенное по адресу: Нижегородская область. г.Бор, ул. Махалова, 24.  

            Министерство в отзыве, в письме от 19.02.2019 № исх-326-35292/19 не указывая конкретную дату, время и способ размещения, сообщает что Перечень был размещен на официальном сайте Министерства и на официальном сайте Правительства Нижегородской области.  В справке от 10.03.2017 Министерство, не указывая способа размещения сообщает, что Приказ от 30.09.2016 был размещен на официальном сайте Правительства и Министерства  27.10.2016.

            При непосредственном исследовании официального сайта Правительства Нижегородской области совместно с представителями Инспекции в судебном заседании 21.03.2019 года установлено, что при последовательном переходе из раздела "Деятельность" в раздел "Перечни и реестры" в раздел "Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в последнем из разделов размещена ссылка в формате xlsx при нажатии на которую происходит скачивание файла на компьютер пользователя.

            Данный файл открывается с использованием программы Microsoft Excel. В данном файле содержится Перечень объектов в качестве приложения к Приказу от 30.09.2016.

           Текст Приказа от 30.09.2016, которым утвержден данный Перечень, на сайте не обнаружен, о чем сделана запись в протоколе судебного заседания от 21.03.2019.        

            При исследовании сайта Правительства совместно с представителями Министерства в судебном заседании 04.04.2019 установлено, что в разделе "Документы" не осуществляется поиск по реквизитам документа (номеру, дате, наименованию): на сайте появляется информация "по вашему запросу ничего не найдено".

            При исследовании в судебных заседаниях официального сайта Министерства установлено, что в разделе "Деятельность" - "Как оспорить кадастровую стоимость" - "Перечень объектов недвижимого имущества" размещена ссылка в формате xlsx при нажатии на которую происходит скачивание файла на компьютер пользователя. Данный файл открывается с использованием программы Microsoft Excel. В данном файле содержится Перечень объектов в качестве приложения к Приказу от 30.09.2016.

            В указанном разделе сайта размещен Приказ от 30.09.2016 об утверждении Перечня объектов в формате PDF файла в форме электронного образа документа, изготовленного на бумажном носителе, с печатью "Для документов".

            Таким образом, судом установлены недостатки в форме и способе размещения Приказа от 30.09.2016 и Перечня объектов в официальных источниках.  

         Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.   Одной  из конституционных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является качество правовых актов, на основании которых возникают права и обязанности.

 Критериями качества являются как внешние атрибуты нормативного документа, так и способ его официальной публикации. 
 К внешним атрибутам относятся универсальные реквизиты юридического документа, позволяющие его идентифицировать и наделяющие документ юридической силой: изображение герба; название органа, издавшего документ; наименование формы акта; заголовок; дата и место принятия; порядковый номер; дата и номер регистрации в реестре нормативных документов; подписи уполномоченных лиц; печать. Приложения к документу располагаются после текста нормативного правового акта и должны быть также надлежащим образом оформлены.
Согласно Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 828 (в редакции, действующей в периоде издания Приказа от 30.09.2016) правовые акты органов исполнительной власти подписывает руководитель органа исполнительной власти, либо лицо, его замещающее (абзац 14 пункта 4.4.4 Инструкции). Подпись является обязательным реквизитом документа (пункт 3.2.2 и пункт 3.2.2.14 раздела 3 Инструкции). 
Копии документа удостоверяются должностным лицом, о чем делается отметка с наименованием должности лица, заверившего копию (пункт 3.2.2.17 раздела 3 Инструкции). Печать удостоверяет подлинность подписи должностного лица либо соответствие копии подлиннику. 
В данном случае Приказ от 30.09.2016, размещенный на сайте Министерства в формате PDF файла в форме электронного образа документа, изготовленного на бумажном носителе, содержит только печать. Подписи, либо отметки об удостоверении копии не имеется. 
Приложения к акту органа исполнительной власти должны быть завизированы руководителем структурного подразделения, подготовившего проект документа (абзацы 14 и 16 пункта 4.4.4 вышеназванной Инструкции). Однако Перечень объектов как приложение к Приказу, открывающийся с помощью программы Microsoft Excel, не имеет визы руководителя подразделения, подготовившего проект документа, либо отметки об удостоверении копии.  
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 
Целью официального опубликования нормативного акта является обеспечение возможности населению ознакомиться с его содержанием. 
Для достижения указанной цели Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.07.2010 № 422 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области" утверждены определенные требования к программным средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства. 
В пункте 1.1. данных требований установлено, что доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте Правительства, осуществляется на основе общедоступного программного обеспечения, без установки на компьютере пользователей специально созданных с этой целью технологических и программных средств. Рекомендуемый формат размещения согласно данному постановлению Правительства Нижегородской области - «HTML доступность, файловая доступность».
Аналогичные требования содержатся и в Приказе Министерства от 28.10.2011 № 311-05-11-166/11, которым утверждено Положение о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства. 
Вместе с тем при рассмотрении дела установлено, что  расположенные на сайтах Правительства и Министерства файлы с Перечнем объектов открываются с использованием программы Microsoft Excel, при отсутствии которой на компьютере пользователя ознакомиться с содержанием Перечня не представляется возможным. Следовательно, Министерством не обеспечено соблюдение требований Постановления Правительства Нижегородской области № 422.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 № 41 утверждено Положение о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области. Согласно пункту 6 статьи 5 данного Положения нормативный акт органа исполнительной власти размещается в сети "Интернет" с обязательным указанием номера и даты регистрации акта в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области. 
В данном случае номер и дата регистрации Приказа от 30.09.2016 и Перечня объектов в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области на сайте не указаны. 
Одной их важных конституционных гарантий является дата официальной публикации нормативного документа, с которой неразрывно связано действие документа во времени, то есть вступление его в законную силу. Это  особо значимо в сфере налогообложения, когда на основании нормативного акта возникают налоговые обязательства.

         Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен законодательством о налогах и сборах (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П).

Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах регулируется статьей 5 НК РФ и имеет определенную специфику, обусловленную вытекающими из Конституции РФ гарантиями прав налогоплательщиков и неразрывно связанную с датой официальной публикации. 
В целях соблюдения данной конституционной гарантии Приказом Министерства от 28.10.2011 № 311-05-11-166/11 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области" установлено, что пользование официальным сайтом должно предоставлять пользователем информации возможность определить время и дату размещения информации на сайте, что в свою очередь, позволяло бы определить время вступления нормативного акта в силу.
Между тем при исследовании сайтов Правительства и Министерства определить дату и время размещения на сайте Приказа от 30.09.2016 и Перечня объектов не представилось возможным - информации о дате и времени размещения Приказа и Перечня на сайтах не содержится.
Вышеперечисленные недостатки в оформлении и способе размещения Приказа от 30.09.2016 и Перечня объектов свидетельствуют о ненадлежащим исполнении сотрудниками Министерства обязанностей по опубликованию документа, что в данном случае привело к отсутствию должного правового регулирования, необходимого для исполнения налоговых обязательств. Между тем правовое регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы каждый точно знал какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6 статьи 3 НК РФ).
Ссылки представителей Министерства на письмо Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 03.04.2019 № Сл-305-70144/19, представленное в последнее судебное заседание, не могут быть приняты во внимание судом. В данном письме указывается лишь на то, что спорный Перечень был размещен на сайтах Правительства и Министерства в указанные в письме даты. Однако это не опровергает вышеперечисленных недостатков в оформлении и способе публикации нормативного документа.   

Ссылки Инспекции и Министерства на судебные акты судов общей юрисдикции по делам об оспаривании отдельных пунктов Перечня, где имеется указание на официальную публикацию спорного Перечня, не могут быть приняты во внимание, поскольку в названных делах подлежали разрешению иные вопросы - о соответствии либо несоответствии объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень, критериям налогового законодательства.   

По пояснениям представителей Министерства в ходе судебного заседания,Приказ от 30.09.2016 и Перечень объектов не доводился до сведения налогоплательщиков каким-либо иным образом.

В данном случае судом не рассматривался вопрос о соответствии  либо несоответствии Приказа от 30.09.2016 нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Судом рассмотрены и установлены обстоятельства оформления и размещения данного правового акта в официальных источниках публикации, от которых зависит разрешение вопроса о действии документа во времени.

Учитывая изложенное, суд усматривает основания для признания правоприменительного решения Инспекции от 11.09.2018 № 4636 о начислении Обществу налога, пени и штрафа за 2017 год недействительным, как основанное на нормативном правовом акте, не опубликованном надлежащим образом.   
На основании положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, уплаченной Обществом по платежному поручению от 25.12.2018 № 516 подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление закрытого акционерного общества "Торговый центр "Пищевик" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2018 № 4636. 
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области  (ОГРН 1045206726102, ИНН 5246010086) в пользу закрытого акционерного общества "Торговый центр "Пищевик" (ОГРН 1025201525117, ИНН 5246013859) 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение месяца со дня его принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 АПК РФ при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы (в том числе и в электронном виде) подаются через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                                       С.А. Бычихина