ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-52761/19 от 01.06.2020 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-52761/2019

г. Нижний Новгород                                                                                             01 июня 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр дела 9-1745),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свиненковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Новая версия» 

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>),  

к межрайонной Инспекции  Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

при участии представителей:

от заявителя: не явились,

от ответчика: не явились,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Новая версия»   обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений межрайонной Инспекции  Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области  от 22.08.2019 №917, от 22.08.2019 №918.

Межрайонная Инспекция  Федеральной налоговой службы №2 по Нижегородской области заявленные требования оспорила по основаниям, указанным в письменном отзыве.

От заявителя и налогового органа поступили ходатайства о рассмотрении заявления в отсутствие представителей.

После проведения предварительного судебного заседания суд учитывая, что имеющихся в деле материалов достаточно для рассмотрения дела по существу, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Заявителем во исполнение обязанности налогового агента предусмотренной статьей 230 Налогового  кодекса Российской Федерации, в инспекцию представлены справки о доходах физических лиц за истекший налоговый период (далее – справки по
форме 2-НДФЛ, справки) за 2017 год – 02.04.2018, за 2018 год - 29.01.2019.

В ходе проверки Инспекцией выявлено, что справки представленные Обществом, содержат следующие искажения суммовых показателей: исчисленная сумма налога на доходы физических лиц меньше удержанной суммы налога, при этом справки не содержат суммы налога излишне удержанного налоговым агентом, за 2017 год; исчисленная сумма налога на доходы физических лиц больше суммы удержанного налога, при этом справка не содержит суммы налога, не удержанной налоговым агентом за 2018 год.

В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о предусмотренных пунктом 1 статьи 126.1 Налогового  кодекса Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового  кодекса Российской Федерации) налоговым органом составлены акты от 24.06.2019 №4678, 4679.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки приняты решения от 22.08.2019 №917, №918 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым  кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового  кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Налогового  кодекса Российской Федерации. Сумма штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств составила 625 руб. и
125 руб.

Обжалуя действия налогового органа, налогоплательщик указал, что налоговый агент может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 126.1 Налогового  кодекса Российской Федерации в случае, если налоговым органом доказано, что представленные налоговым агентом сведения являются недостоверными. Кроме того, по мнению налогоплательщика, имеющиеся разногласия по порядку заполнения справок по форме 2-НДФЛ не привели к неблагоприятным последствиям для бюджета в виде не исчисления и (или) неполного исчисления, не перечисления налога, нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты), и не являются составом вменяемого заявителю налогового правонарушения. Кроме того, Общество указывает, что налоговым органом не указано, какие положения кодекса нарушены налоговым агентом.

Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обжаловал действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области. Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области от 05.02.2020 № 09-12/02204@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд        с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового  кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (пункт 3 статьи 24 Налогового  кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 24 Налогового  кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представление сведений о доходах физического лица с искаженными суммовыми показателями является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 Налогового  кодекса Российской Федерации.

Статьей 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации, должна предусматривать представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ и (или) расчета по форме 6-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты) (Письмо ФНС России от 09.12.2016 № СА-4-9/23659@ "О применении статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации").

Налоговый кодекс не содержит определения понятия "недостоверные сведения". То есть любые неверно заполненные показатели в справке по форме 2-НДФЛ и расчете по форме 6-НДФЛ можно отнести к недостоверным (персональные данные налогоплательщика, коды доходов и вычетов, суммовые показатели). Указанное содержится в Письме ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515.

Налоговый агент освобождается от ответственности, если самостоятельно выявит ошибку и представит в налоговый орган уточненные документы до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверных сведений в ранее поданных документах (пункт 2 статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к не исчислению и (или) неполному исчислению налога, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физических лиц, налоговым органом при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 Кодекса в части применения смягчающих обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

При этом следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных указанным пунктом.

Из изложенного следует, что при заполнении справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в соответствующих разделах справки суммы начисленных доходов в виде оплаты труда отражаются в том месяце налогового периода, за который такие доходы были начислены. При этом суммы начисленного налога отражаются в том налоговом периоде, за который они были начислены.

В соответствии с разъяснениями ФНС России, суммы удержанного налога следует отражать в справке в том налоговом периоде, за который был исчислен налог. Если сумма налога на доходы физических лиц удержана после завершения налогового периода и представления в налоговый орган справки, то ранее представленные в налоговый орган справки подлежат корректировке путем представления новой справки (Письмо Минфина России от 15.01.2019 № 03-04-06/1192, Письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3283).

Также в письме Минфина России от 15.01.2019 № 03-04-06/1192 указано, что определение даты фактического получения дохода физическими лицами имеет значение не только в целях применения налоговым агентом к доходам налогоплательщика стандартного налогового вычета, но также и в целях применения, например, социального налогового вычета, который не переносится на следующий налоговый период.

Налогоплательщик оспаривая решение указал, что расхождения между суммой начисленного и удержанного налога в справке 2-НДФЛ за 2018 год обусловлены тем, что доход по коду 2012 (суммы отпускных выплат), отраженный за декабрь, выплачен в январе 2019, при этом разница между суммой исчисленного и удержанного НДФЛ до фактической выплаты дохода не является суммой налога, не удержанной налоговым агентом.

Вместе с тем, дата фактического получения дохода в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.

Таким образом, вся сумма отпускных должна быть признана для целей исчисления НДФЛ по моменту их выплаты. Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 07.02.2012 №11709/11.

Факт искажения суммовых показателей заявителем не отрицается. Более того, указанное следует из представленных в материалы дела справок 2-НДФЛ за 2017 и 2018 года.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств представления корректирующих справок за 2017 и 2018 года.

Отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета по смыслу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для применения смягчающих обстоятельств.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение               и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту                   и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской                           и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, правовых оснований для удовлетворения заявления общества                        с ограниченной ответственностью Новая версия» суд не усматривает.

Расходы по государственной пошлине в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся  на заявителя.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «Новая версия»  (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Судья                                                                                                       Н.В. Тряскова