ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-5638/15 от 26.08.2015 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-5638/2015

02  сентября 2015 года                                                        город Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2015

Полный текст решения изготовлен 02.09.2015

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Княжевой Марии Владимировны (шифр судьи 39-172), при ведении протокола судебного заседания секретарем Калагановой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Волгоградского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге г. Волгоград

       к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Кстово Нижегородской области

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт" г. Волгоград

       о взыскании  131 685 руб. 46 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца - не явились ( уведомлен ( уведомление 60308288259304)

от ответчика - ФИО1 - представитель

третье лицо уведомлено надлежащим образом ( уведомление 60308288259328)

установил:

Федеральное государственное предприятие «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Волгоградского отряда вневедомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» задолженности по договору от 30.12.2011 №4/НОР-2/470-11/ННОС111223 в размере 131 685 руб. 46 коп.

Ответчик отзывом  иск отклонил, указав, что вина ответчика в сверхнормативной охране отсутствует.

Определением от 07.05.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Лукойл - Нижневолжскнефтепродукт" г. Волгоград.

Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком был заключен договор от 30.12.2011 №4/НОР-2/470-11/ННОС111223, в соответствии с условиями которого истец обязался в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации оказывать ответчику услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а ответчик обязался принимать и оплачивать указанные услуги.

По условиям пункта 5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагон, контейнер от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта и/или памятки приемосдатчика при передачи груза в вагоне, контейнере уполномоченному лицу заказчика (грузополучателю) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.

Прием (выдача) грузов в вагонах, контейнера от уполномоченного лица заказчика (грузополучателя) охране (истцу) и от охраны уполномоченному лицу заказчика (грузополучателю) осуществляется в соответствии с Порядком передачи грузов в вагонах, контейнерах между заказчиком и охраной (пункт 2.2 договора).

Согласно пункту 4.3 договора оплата за оказываемые услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах в пути следования производится заказчиком через перевозчика в порядке, предусмотренном при осуществлении платежей за перевозку грузов.

За оказанные услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, условиями пункта 4.4.1 договора (в редакции протокола разногласий) предусмотрен дополнительный сбор за время сверхнормативной охраны. Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченного лица заказчика), оформленного актом общей формы. Стоимость оказания услуг по сверхнормативной охране грузов определена в пункте 4.1.1 договора – по ставкам сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах, установленным охраной и действующим на дату предъявления груза к перевозке.

Из материалов дела следует, что в августе - сентябре 2014 года истец осуществил сверхнормативную охрану выгонов с грузами, задержанными на станции назначении Раковка Приволжской железной дороги по следующим отправкам:

- 31.08.2014 по  транспортной железнодорожной накладной ЭС009842 со станции отправления Зелецино в вагонах №№51097087, 51095073 грузоотправителем, обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», отправлен груз – бензин моторный грузополучателю обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», станция назначения Раковка (подъездные пути Раковской нефтебазы). Срок доставки – 31.08.2014 , на подъездные пути грузополучателя вагоны переставлены 01.09.2014 года в 23 часов 20 минут.

- 31.08.2014  в 17-00 на станцию Раковка Приволжской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной ЭКЭР 900372 прибыли вагоны №№50400373, 50365121. Грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Груз – бензин моторный. Станция назначения Раковка (подача на подъездной путь грузополучателя. Срок доставки 31.08.2015, вагоны переставлены на подъездные пути грузополучателя 02.09.2015 в 12 часов 30 минут.

- 06.09.2014 в 11-00 на станцию Раковка Приволжской железной дороги по  железнодорожной накладной ЭР 980355   прибыл вагон №51710531. Срок доставки груза  -30.08.2014,  на подъездные пути грузополучателя вагон переставлен 07.09.2014 в 15 час. 50 мин.

- 06.09.2014 в 16 часов 40 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭР 578580 грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагоне № 75119545  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 22.08.2014. На подъездные пути грузополучатели вагоны переставлены 11 сентября 2014 в 12 часов 30 минут.

- 07.09.2014 в 15 часов 10 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭР 352481, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагонах № 50943695, 50662410  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 18.08.2014. На подъездные пути грузополучатели вагоны переставлены 12.09. 2014 в 13 часов 30 минут.

- 07.09.2014 в 15 часов 10 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭР 675258, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагоне № 73969974  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 24.08.2014. На подъездные пути грузополучателя вагоны переставлены 13.09. 2014 в 11 часов 55 минут.

- 12.09.2014 в 12 часов 15 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭС 456654 в вагоне № 51988848  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 09.09.2014  и по железнодорожной накладной ЭС 360505 в вагоне 51710200 со сроком доставки 07.09.2014, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин. На подъездные пути грузополучателя вагоны переставлены 14.09.2014 в 12 часов 15 минут.

- 16.09.2014 в 04 часов 45 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭС 837080, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагонах №№ 51525913, 50942291, 75004432, 73980088, 51357333, 54073168  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 16.09.2014. На подъездные пути грузополучателя вагоны переставлены 17.09. 2014 в 15 часов 50 минут.

- 16.09.2014 в 04 часов 45 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭС 837080, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагоне № 50222306  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 16.09.2014. На подъездные пути грузополучателя вагоны переставлены 18.09.2014 в 10 часов 00 минут.

- 17.09.2014 в 10 часов 17 минут на станцию Раковка Приволжской железной дороги по железнодорожной накладной ЭС 920416, грузоотправитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», грузополучатель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»прибыл груз  - бензин  в вагоне № 51756336  со сроком доставки на подъездные пути грузополучателя 18.09.2014. На подъездные пути грузополучателя вагон переставлен 22.09.2014 в 17-00.

Указанные вагоны был принят истцом под охрану на основании договора 30.12.2011 №4/НОР-2/470-11/ННОС111223.

В период с момента принятия вагона под охрану и до момента прибытия вагона на станцию назначения, в том числе в период простоя вагона, он находился под охраной истца.

В соответствии с п. 1.16 договора, время сверхнормативной охраны исчисляется с 00 часов 00минут суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки груза, до момента выдачи груза грузополучателю по акту приема ( выдачи) грузов.

Оказание услуг по сверхнормативной охране груза подтверждается представленными в материалы дела актами выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, в которых указано, что вагоны убыли на подъездные пути Раковской нефтебазы с истечением срока на доставку, а также актами общей формы, в которых указано, что вагоны прибыли на станцию Раковка с истекающим сроком доставки.

В связи с увеличением времени охраны вагонов, возникших в результате несвоевременной доставки грузов грузополучателю, истец произвел расчет оплаты за сверхнормативную охрану, размер которой составил 131 685 руб. 46 коп

Для получения оплаты за оказанные услуги по сверхнормативной охране груза, истец в претензии  от 28.11.2014 года потребовал от ответчика оплатить задолженность в размере 131 685 руб. 46 коп. в 5 дневный срок.

Поскольку со стороны ответчика претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего:

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что истец не доказал факта оказания услуг по сверхнормативной охране груза.

Согласно пункту 4.4.1 договора (в редакции протокола разногласий) основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченного лица заказчика), оформленного актом общей формы.

Довод ответчика об отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих нарушение сроков доставки груза по причинам, зависящим от заказчика, признается судом несостоятельным, поскольку договором не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования перевозчиком по каким – либо причинам. Сборы, взимаемые истцом за сверхнормативную охрану вагонов с грузом, не являются ответственностью, а представляют собой плату за оказанные услуги. Условиям спорного договора не предусмотрено прекращение охраны вагона, задержанного в пути следования перевозчиком по каким-либо причинам, не зависящим от ответчика.

В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 17 Федерального закона от 10.01.03 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Приказом МПС России от 18.06.03 №38, зарегистрированным в Минюсте РФ 30.06.03 №4864, утверждены «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей» (далее по тексту - Правила №38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня перевозка бензина должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.

Согласно пункту 2 Правил №38, сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.

В соответствии с пунктом 4 Правил №38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.

Общий порядок  составления актов общей формы определен главой III Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ №45 от 18.06.03. Акты общей формы составляются работниками перевозчика для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен в пункте 3.1 указанных Правил.

В актах общей формы, составленных работниками станции Раковка Приволжской железной дороги описаны обстоятельства, вызвавшие составление акта, а именно указывают на факт прибытия вагонов на станцию с истечением срока доставки. Информации о своевременности подачи вагонов на подъездные пути грузополучателя они не содержат. Составленные акты выдачи контейнеров с грузами, охраняемыми работниками ФГП ВОР ЖДТ России, которыми оформлялась передача вагонов грузополучателем, частично подписаны операторами грузополучателей, действующих на основании доверенности, а частично: содержат отметку «от подписи отказался». Мотивов отказа от подписи акты не содержат.

С учетом изложенного суд считает, что факт сверхнормативной охраны спорных вагонов истцом подтвержден надлежащими доказательствами, представленными в материалы дела.

В силу положений статей 781, 783, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.

Освобождение ответчика от обязательства по оплате дополнительно оказанных истцом услуг, оказание которых для истца в силу указанного выше было обязательным, противоречит положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и означает возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, что запрещено гражданским законодательством.

На основании изложенного, доводы ответчика, изложенные в отзыве, отклоняются.

Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил обязательство по оплате сверхнормативных услуг охраны, требование истца о взыскании долга в размере 131 685 руб. 46 коп правомерно и подлежит удовлетворению.

Расходы по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 170, 171, п. 2 ст. 176, ст. ст.  180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Кстово Нижегородской области в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Волгоградского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге г. Волгоград 131685руб. 46коп. задолженности и  4950руб. 56коп. госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный   апелляционный суд  г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца   с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано  в Арбитражный суд Волго-Вятского  округа г. Нижний Новгород  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья                                                                                     М. В. Княжева

Помощник судьи Харламова О.С. 4118909