ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-573/20 от 10.06.2020 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-573/2020

г. Нижний Новгород                                                                                    22 июня 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи  Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56 - 12), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Тетюши-Водоканал", г.Тетюши, Республика Татарстан (ОГРН 1051651003360, ИНН 1638004833) о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу о досрочном прекращении права пользования недрами №156-М от 30.10.2019,

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика:  Чечкова Т.В. (доверенность от 09.01.2020),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Акционерное общество "Тетюши-Водоканал" (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о досрочном прекращении права пользования недрами №156-М от 30.10.2019.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствие предусмотренных пунктами 2, 3 части 2 статьи 20 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, поскольку полагает, что ни одно из условий лицензионного соглашения им не нарушено. Кроме того, Департаментом не представлено доказательств систематического нарушения правил пользования недрами. Также заявитель отмечает отсутствие денежных средств на проведение оценки эксплуатационных запасов, в настоящее время уже заключен договор с ГУП "НПО Геоцентр РТ" на выполнение работ по геологическому изучению, включая поиски и оценку запасов подземных вод, срок проведения работ до 28.02.2022.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, возражениях на отзыв.

Представитель заявителя надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемый Приказ принят в соответствии с законодательством, общество не устранило нарушения существенных условий лицензии, указанные в уведомлении от 16.10.2018 №РТ-ПФО-09-00-30/3566, письменное уведомление об устранении нарушений получено обществом 22.10.2018.

Подробно доводы ответчика изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав довод лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 22.08.2013 обществу выдана лицензия ТАТ №02007 ВЭ сроком до 01.08.2023 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ -  добыча подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.

Условия пользования недрами установлены в Лицензионных условиях, являющимся неотъемлемой частью лицензии.

Пунктом 7.2 Лицензионных условий к лицензии предусмотрено, что в случае выявления нарушения условий пользования водными объектами, право на пользование водными объектами (подземными водами) может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено государственными органами, предоставившими лицензию, в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и Водным кодексом Российской Федерации.

04.10.2018 в адрес Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу поступило поручение Федерального агентства по недропользованию от 04.10.2018 №03-30/14951 о рассмотрении и принятии решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТАТ №02007 ВЭ в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».

К поручению приложены акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 28.08.2018 №254 и предписание от 28.08.2018 №254/1.

В соответствии с представленными материалами проверки обществу вменяют нарушения пунктов 3.3.19 и 3.3.20 условий пользования недрами, а именно: в срок до 01.07.2015 не проведена оценка эксплуатационных запасов с их утверждением и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, в срок до 31.12.2015 не разработан и не согласован проект водозабора месторождения подземных вод.

Указанные материалы рассмотрены на Комиссии, о чем составлен протокол от 12.10.2018 №861.

По результатам рассмотрения документов Комиссией принято решение направить обществу уведомление о допущенных нарушениях и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТАТ №02007 ВЭ, в случае неустранения выявленных нарушений в течение 12-ми месяцев с даты получения  настоящего уведомления (получено обществом 22.10.2018).

30.10.2019 состоялось повторное рассмотрение материалов в связи с поступлением от Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора акта проверки от 22.10.2019 №245.

Указанным актом зафиксировано не устранение выявленных нарушений, указанных в уведомлении от 16.10.2018 №РТ-ПФО-09-00-30/3566: предприятием осуществляется добыча подземных вод на Бизяевском участке недр (водозаборе "Южно-Тетюшский") без утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод и в отсутствие проекта водозабора подземных вод.

Установив отсутствие утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод и проекта водозабора подземных вод, Комиссия рекомендовала Приволжснедра принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами по указанной лицензии, о чем составлен протокол № 1184.

На основании изложенного 30.10.2019 Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу №156-М право пользования недрами прекращено с 30.10.2019.

Не согласившись с принятым Приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании статьи 1 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

Установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 Закона о недрах).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах.

Согласно положений данной статьи закона, лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение) на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 2 пункта 15 Положения и с учетом статьи 23 Закона при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе, при нарушении пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии.

Административная процедура в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр регламентирована приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр".

Пунктом 94 Административного регламента установлено, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в следующих случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7) по инициативе владельца лицензии;

8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах;

9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

В соответствии с пунктом 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является:

1) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;

2) представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;

3) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией;

4) данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;

5) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;

6) документы, предоставленные в Роснедра или в его территориальный орган о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование;

7) решение Правительства Российской Федерации, принятое в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах", о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.

В силу пункта 99 Административного регламента осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:

регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);

рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;

рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;

принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;

реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.

В соответствии с пунктом 103 Административного регламента в случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящегоАдминистративного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами.

В силу пункта 110 Административного регламента письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать:

указание на нарушения условий пользования недрами;

требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения;

предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.

Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.

Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии.

При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 111 Административного регламента).

В приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются:

1) основание досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах";

2) условия досрочного прекращения права пользования участком недр;

3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий в связи с досрочным прекращением права пользования участком недр, в том числе по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, а также по рекультивации нарушенных земель;

4) дата вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования недрами;

5) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации (пункт 116 Административного регламента).

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 20 и статьей 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть 4 статьи 21 Закона о недрах).

В рассматриваемом деле, в соответствии с пунктом 95 Административного регламента в адрес Департамента поступило поручение Федерального агентства по недропользованию от 04.10.2018 №03-30/14951 о рассмотрении и принятии решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТАТ №02007 ВЭ в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (л.д.73).

К поручению приложены акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 28.08.2018 №254 и предписание от 28.08.2018 №254/1.

Указанные материалы в соответствии с пунктом 99 Административного регламента рассмотрены на Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенным к полномочиям  Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, о чем составлен протокол от 12.10.2018 №861 (л.д.93).

По результатам рассмотрения документов Комиссией принято решение направить обществу уведомление о допущенных нарушениях и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТАТ №02007 ВЭ, в случае неустранения выявленных нарушений в течение 12-ми месяцев с даты получения  настоящего уведомления.

Таким образом, по результатам Комиссии обществу установлен срок 1 год для устранения выявленных нарушений с направлением в адрес общества уведомления.

Обязательное направление уведомления также установлено пунктом 110 Административного регламента. При этом срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, исчисляется с даты получения пользователем недр уведомления.

Следовательно, в соответствии с Административным регламентом срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, исчисляется с даты получения пользователем недр уведомления.

В рассматриваемом случае ответчиком прекращено право пользования недрами при надлежащем письменном уведомлении законного представителя общества (уведомление получено 22.10.2018, л.д. 82-84).

22.08.2013 обществу выдана лицензия ТАТ №02007 ВЭ сроком до 01.08.2023 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ -  добыча подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.

Условия пользования недрами установлены в Лицензионных условиях, являющимся неотъемлемой частью лицензии.

Пунктом 7.2 Лицензионных условий к лицензии предусмотрено, что в случае выявления нарушения условий пользования водными объектами, право на пользование водными объектами (подземными водами) может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено государственными органами, предоставившими лицензию, в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий владелец лицензии обязуется:

- в срок до 01.07.2015 провести оценку эксплуатационных запасов с их утверждением и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет,

- в срок до 31.12.2015 разработать и согласовать проект водозабора месторождения подземных вод.

Однако Обществом в установленный срок условия лицензии, предусмотренные пунктами 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии, не выполнены.

В связи с чем, Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 16.10.2018 № РТ-ПФО-09-00-30/3566 о допущенных нарушениях при пользовании недрами и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТАТ №02007 ВЭ, в случае неустранения выявленных нарушений в течение 12-ми месяцев с даты получения  настоящего уведомления.

Уведомление получено 22.10.2018.

В установленный срок со дня получения уведомления Обществом допущенные нарушения не устранены.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и обществом не представлены.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения Обществом пунктов 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий, что в силу пункта 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.

Довод заявителя о том, что пункты 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий не относятся к существенным условиям лицензии, поскольку в Законе "О недрах" отсутствует понятие существенных условий лицензии, судом отклоняется в силу следующего.

Вопрос о понятии "существенные условия лицензии" был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

В определении от 09.03.2017 N 565-О Конституционный Суд Рссийской Федерации указал относительно правовой неопределенности понятия "существенные условия лицензии", что понятие относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение термина "существенные условия лицензии". На практике при выдаче лицензии Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (ранее - в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона Российской Федерации "О недрах", в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами. Выбранный Федеральным агентством по недропользованию в последние несколько лет подход к данному вопросу, предполагающий отнесение в условиях пользования недрами (лицензионных соглашениях) тех или иных условий к существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам недропользователей.

Отношения между государством и недропользователем строятся на основе императивных норм, имеющих публичный характер. То есть, предоставляя лицензию на право пользования недрами, государство действует как носитель публичной власти, предоставляя права и возлагая обязанности на недропользователя, в том числе, по обеспечению соблюдения законодательства, норм и правил в области рационального использования и охраны недр.

В связи с чем, невыполнение недропользователем, какого-либо требования лицензионных условий, повлекшее нарушения условий выданной ему лицензии на право пользования недрами, является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права.

В рассматриваемом случае пунктом 7.2 Лицензионных условий к лицензии ТАТ №02007 ВЭ предусмотрено, что в случае выявления нарушения условий пользования водными объектами, право на пользование водными объектами (подземными водами) может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено государственными органами, предоставившими лицензию, в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и Водным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при получении лицензии с установленными условиями заявитель не возражал против понятия существенности условий, определенных лицензией, в том числе, предусмотренных пунктами 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий.

Довод заявителя о предпринимающихся мерах по проведению оценки эксплуатационных запасов и разработке проекта водозабора месторождения подземных вод со ссылка на заключенный договор с ГУП "НПО Геоцентр РТ", судом отклоняется, поскольку указанный договор заключен только 23.12.2019, т.е. после вынесения оспариваемого приказа (30.10.2019) и прекращения права пользования недрами.

Доказательств принятия обществом мер по устранению нарушений либо о принятии мер по внесению изменений в лицензионные условия в части переноса сроков исполнения обязательств пунктов 3.3.19, 3.3.20 Лицензионных условий к лицензии ТАТ №02007 ВЭ заявителем в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель в материалы дела не представил.

Ссылка заявителя об отсутствии доказательств систематического нарушения правил пользования недрами о незаконности оспариваемого приказа не свидетельствует, поскольку, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае оспариваемый приказ принят на основании пункта 2 статьи 20 Закона о недрах ввиду нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. При принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами систематическое нарушение установленных правил пользования недрами заявителю не вменялось.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о соответствии  оспариваемого приказа требованиям Закона о недрах, Административного регламента, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                     Е.И.Вершинина