ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-5770/19 от 13.05.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-5770/2019

г. Нижний Новгород                                                                                    «23» мая 2019 года

                                      Решение в виде резолютивной части изготовлено 13 мая 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр офиса 9-212),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»                          (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику: акционерному обществу «Новая перевозочная компании»                               (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о взыскании 6 740 руб.

без вызова сторон,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Новая перевозочная компании» о взыскании 6 740 руб. платы за нахождение вагонов №5343294, №56079247, №56683154, №53179123 на железнодорожных путях общего пользования.

Определением суда от 21.02.2019 исковое заявление принято к производству                                  и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление,                     в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное определение направлено истцу и ответчику по адресам места нахождения, подтвержденным сведениями регистрирующего органа.

От ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором предъявленные требования не признал. Ответчик указывает, что истцом не представлено доказательств уведомления о необходимости поставки колесных пар для ремонта указанных выше вагонов. Решение о направлении в ремонт снятых колесных пар истец принимал самостоятельно, в связи с этим положения пункта 3.8 договора не применимы. Истец не представил ответчику расчетно-дефектные ведомости и акты браковки коленных пар с целью определения способа ремонта. Таким образом, по мнению ответчика, простой вагонов напрямую связан с исполнение договоров, заключенных истцом со своими подрядчиками, стороной которых АО «Новая перевозочная компания» не является.

Истец представил возражения на отзыв ответчика.

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

По правилу части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 13.05.2019 изготовлена резолютивная часть решения по делу.

От ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» (подрядчик) и акционерным обществом «Новая перевозочная компания» (заказчик) заключен договор от 29.04.2013 №ТОР-ЦВ-00-23, по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности, арендыили ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика.

Согласно пункту 1.2 договора ТР-2 грузовых вагонов проводится с использованием собственного запаса запасных частей ОАО «РЖД», а при отсутствии таковых - с использованием предоставленных Заказчиком исправных запасных частей, а также путём ремонта снятых с забракованного грузового вагона запасных частей с последующей их установкой на грузовой вагон.

В соответствии с пунктом 3.1 договора отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23М. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36М, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ремонта грузового вагона. По каждому отремонтированному грузовому вагону подрядчик своевременно передает сообщения 1353 и 1354 с кодом «4» в главный вычислительный центр - филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с пунктом 2.6. договора (дополнительное соглашение № 5) в случае не поступления на расчетные счета СП ЦДИ авансовых платежей за проведение
ТР-2 грузовых вагонов, а также в случаях просрочки предоставления заказчиком запасных частей, указанных в пункте 1.2 договора, а также в других случаях, предусмотренных договором, заказчик оплачивает стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой на железнодорожных путях общего пользования.

Ставки договорного сбора за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава дифференцированы в зависимости от продолжительности нахождения грузового вагона на железнодорожных путях в течении времени его простоя. Ставки договорного сбора за предоставление железнодорожных путей общего пользования (в редакции дополнительного соглашения № 9 приложения № 4): период занятия путей первые 72 часа - 8,79 руб./час, свыше 72 часов - 13,25 руб./час (при длине вагона до 19,6 м).

Нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается заказчиком на основании сводного акта по форме приложения № 9 к договору, в срок до 10 числа, следующего за отчетным месяцем.

В соответствии с пунктом 3.8 договора, в случае принятия заказчиком решения о ремонте неисправных ремонтопригодных запасных частей, заказчик оплачивает подрядчику простой грузового вагона на железнодорожных путях подрядчика в ожидании ремонта запасных частей в соответствии с п. 2.6 договора. При этом срок работ ТР-2 продлевается на срок ожидания отремонтированных запасных частей, принадлежащих заказчику, из ремонтных вагонных депо.

Отсчет времени нахождения грузового вагона заказчика на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика начинается с 00:00 суток, следующих за сутками, в течении которых заказчик соответственно должен был произвести оплату.

Согласно пункту 4.3.1 договора заказчик обязуется осуществлять оплату проведения ТР-2 вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными разделом 2 договора.

Заказчиком принято письменное решение от 25.09.2015 № 11365-АХД за подписью начальника Департамента подвижного хозяйства АО «Новая перевозочная компания» ФИО1, что при отцепке грузовых вагонов по неисправностям колесных пар руководствоваться пунктом 1.2.3 договора (ремонт снятых колесных пар с вагонов, с последующей подкаткой обратнопод вагон) не производить установку колесных пар собственности ОАО «РЖД», а сообщать в адрес АО «Новая перевозочная компания» о необходимости поставки собственных деталей.

В связи с ожиданием отремонтированных колесных пар после участкового ремонта из вагоноремонтной организации для последующей подкатки запчастей обратно под вагон в апреле - мае 2018 года на железнодорожных путях общего пользования по станции Арзамас Горьковской железной дороги простаивало 2 грузовых вагона:
53473294, № 56079247и в июне 2018г. на железнодорожных путях общего пользования по станциям Н. Новгород - Сортировочный Горьковской железной дороги простаивало
2 грузовых вагона: №
56683154, № 53179123.

Отсчет времени простоя вагонов произведен истцом с даты пересылочной ведомости (акта приема-передачи) колесных пар в ВЧДР (в ремонт), окончание простоя вагонов - дата (включительно) возврата колесных пар из ремонта согласно пересылочным ведомостям (актам приема-передачи) из ВЧДР.

Расчет сроков и стоимости простоя каждого вагона указан в сводном акте, который со стороны заказчика не подписан.

Общая сумма начисленной платы занахождение 4 грузовых вагонов (№ 53473294, № 56079247, № 56683154, № 53179123) на путях общего пользования подрядчика в ожидании ремонта, в том числе по причине ожидания возврата отремонтированной запасной части для подкатки под вагон с учётом округления составила 6 740 руб.

В адрес АО «Новой перевозочной компании» от эксплуатационного вагонного депо Горький-Сортировочный Горьковской ДИ в целях взыскания платы за оказанную услугу по нахождению грузовых вагонов на ж.д. путях общего пользования по независящим от подрядчика причинам были направлены уведомления:

-№ 44 от 19.07.2018 с приложением сводного акта, акта выполненных работ №4655115 от 19.07.2018, счета №1890640000005147/9300437286 от 19.07.2018, ВУ-23, ВУ-36, актов общей формы ГУ-23, копий пересылочных ведомостей деталей в ремонт и обратно,

-№ 57 от 21.08.2018 с приложением сводного акта, акта выполненных работ №4736109 от 21.08.2018, счета №1890640000005147/9300441551 от 23.08.2018, ВУ-23, ВУ-36, актов общей формы ГУ-23, копий пересылочных ведомостей деталей в ремонт и обратно.

Также в адресответчика направлена претензия от 25.09.2018г.
№ИСХ-3331/ГорькВ, которая полученная последним 27.09.2018, однако оставлена без надлежащего удовлетворения.

Поскольку до настоящего времени плата за нахождение вагонов №5343294, №56079247, №56683154, №53179123 на железнодорожных путях общего пользования не перечислена, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, суд считает требования истца подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Оценив содержание договора от 29.04.2013, суд пришел к выводу о согласовании сторонами в пункте 2.6 (в редакции дополнительного соглашения №5) обязанности в случае просрочки предоставления заказчиком запасных частей, указанных в пункте 1.2 договора оплачивать стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой на железнодорожных путях общего пользования.

Факт простоя вагонов на путях общего пользования и его продолжительность подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: сводными актами о нахождении вагона на путях общего пользования, актами общей формы на начало простоя и актами общей формы на окончание простоя.

Материалами дела подтверждается, что постановка вагонов на пути общего пользования вызвана отсутствием давальческих запасных частей заказчика требуемых параметров и характеристик на территории ВЧДЭ, а также отказом ответчика от установки на его вагоны запчастей, ОАО «РЖД» (письменное решение АО «НПК» от 25.09.2015 №11365-АХД). Ремонт вагонов выполнен путём ремонта колесных пар, снятых с данных вагонов и последующей их установкой обратно под эти же вагоны.

В расчетно-дефектных ведомостях на ТР-2 вагонов представлен объем выполненных работ (оказанных услуг).

Вагоны зачислены в неисправные с выдачей уведомлений формы ВУ-23, выпущены из ремонта с выдачей уведомлений формы ВУ-36.

Непосредственный ремонт грузовых вагонов в объеме ТР-2 (текущий отцепочный ремонт) осуществляется на железнодорожных путях участка ТОР, а в связи с тем, что колесные пары из-под данных вагонов были направлены в ремонт, то в ожидании возврата запчастей из ремонта вышеуказанные вагоны выставляются на железнодорожные пути общего пользования станции.

Нахождение на железнодорожных путях участка ТОР вагонов, простаивающих в ожидании ремонта/поставки запчастей (с последующей установкой их обратно под эти же вагоны), не предусмотрено технологически и территориально. В связи с чем, вагоны выставляются на ж.д. пути станции на технологических колесных парах (временных). При этомданные вагоны создают загруженность ж.д. станции (при длительном простое), что неблагоприятно может сказаться для функционировании ж.д. станции и безопасности движения подвижного состава.

Согласно пояснениям истца, акты браковки запчастей согласно условиям договора направлены ответчику посредством электронного документооборота (ЭДО СПС) в комплекте первичной документации от даты ВУ-36. Данные комплекты приняты (согласованы) заказчиком в ЭДО СПС без замечаний.

Акты общей формы ГУ-23 на начало и окончание простоя вагонов в ожидании возврата из ремонта колесных пар направлены были от имени ВЧДЭ-3 Горький-Сортировочный как приложение к сводным актамо нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования (уведомления №44 от 19.07.2018 и №57 от 21.08.2018) с подтверждающими документами в рамках договора от 29.04.2013 №ТОР-ЦВ-00-23 посредством электронной почты и оригиналы экспресс-почтой.

Поскольку стороны в договоре от 29.04.2013 №ТОР-ЦВ-00-23 установили основания для взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования и ее размер, исковые требования в сумме 6 740 руб. подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 2 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь ст атьями 110, 167 - 171, 176, 180-182, 228-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с акционерного общества «Новая перевозочная компания»                             (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 740 руб. платы за нахождение вагонов №53473294, №56079247, №56683154, №53179123 на железнодорожных путях общего пользования, 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения такое решение вступает                        в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу. Исполнительный лист до истечения срока на обжалование настоящего решения                    в апелляционном порядке выдается по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий пятнадцати дней                 со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Судья                                                                                                              Н.В. Тряскова