АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-5977/2018
г. Нижний Новгород 23 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр 9-82),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к 1) Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, 2) инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода
о признании незаконными действий
при участии представителя
от заявителя: Прохоров В.А. по доверенности от 01.02.2018,
от заинтересованных лиц: 1) ФИО2 по доверенности от 29.06.2017 №08-13/13708, 2) ФИО3 по доверенности от 11.01.2018 №12-16/000240/6,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Стройторг» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, об обязании в установленном законом порядке устранить нарушения прав налогоплательщика. Кроме того, заявитель просит отнести на Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области судебные расходы на оплату услуг представителя.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в связи с добровольным принятием инспекцией налоговой декларации 13.04.2018, заявитель уточнил требования, просит признать незаконным действия налогового органа, выразившиеся в отказе принять декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года.
Изменение требований судом принято на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции изложенной письменно в отзыве на заявление и поддержанной устно в заседании Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области заявленные требования отклонила. Управлением не совершались действия, не принималось новое решение, которым бы нарушались права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагались на него какие-либо обязанности, создавались иные препятствия для осуществления им своих прав. Предметом спора являются действия ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода.
ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода предъявленные требования отклонила, указав, что не имела на момент принятия соответствующего решения об отказе законных оснований для принятия налоговой декларации. Вместе с тем 13.03.2018 декларация заявителя по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, регистрационный номер 62786090 принята, что подтверждается квитанцией о приеме декларации.
После проведения предварительного судебного заседания суд, учитывая позицию сторон и то, что имеющихся в деле материалов достаточно для разрешения спора по существу, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Стройторг» в инспекцию Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 11.12.2018, 13.12.2017, 14.12.2017, 18.12.2017, 25.12.2017, 27.12.2017, 10.01.2018, 12.01.2018, 18.01.2018, 23.01.2018, 25.01.2018, 29.01.2018, 04.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года.
При направлении отчетности использовалась полученная в установленном порядке усиленная квалифицированная электронная цифровая подпись. Договор на отправку отчетности по телекоммуникационным каналам связи заключен договор с ООО Компания «Тензор».
Заявителем получены уведомления об отказе в приеме налоговой декларации на основании пункта 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России №99н от 02.07.2012, с указанием перечня выявленных нарушений: декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке; не идентифицирован шаблон с кодом документа.
Заявитель обжаловал действия сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в вышестоящий налоговый орган.
Поскольку допущенные нарушения не устранены, общество с ограниченной ответственностью «Стройторг» обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих позиций, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (статья 163 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Как следует из уведомлений налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается не представленным, декларация Общества не принята на основании пункта 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н по следующим причинам: «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке», «не идентифицирован шаблон с кодом документа».
Согласно пункту 213 Приказа Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее – Административный регламент) при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю (пункт 214 Административного регламента).
В пункте 28 Административного регламента установлены следующие основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета): отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Причины, указанные инспекцией Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, в качестве оснований для непринятия налоговой декларации общества «Стройторг» за 4 квартал 2017 года, пунктами 28, 194 Административного регламента не предусмотрены.
Таким образом, обязанность заявителя по предоставлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года следует считать исполненной.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 и 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из анализа данных положений налогового законодательства следует, что факт налогового нарушения, установленный налоговым органом, должен быть отражен в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение налогового органа.
В материалы дела инспекцией Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода ни акта проверки, ни решения не представлено.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно частям 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части суд указывает соответствующему органу на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Применительно к данному делу инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода устранила допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» путем принятия декларации за 4 квартал 2017 года 13.03.2018, что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме.
Вместе с тем, самостоятельное устранение налоговым органом допущенных нарушений не лишает заявителя права обжаловать действие (бездействие) инспекции, поскольку в течение определенного периода времени права заявителя были нарушены.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, оценив совокупность представленных сторонами по делу документов в их взаимосвязи, суд пришел к выводу, что заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», относятся на налоговую инспекцию.
Истцом также заявлено требование о возмещении судебных расходов в сумме на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 16291/10 основным принципом, подлежащим обеспечению судом при взыскании судебных расходов и установленным законодателем, является критерий разумного характера таких расходов, соблюдение которого проверяется судом на основе следующего: фактического характера расходов; пропорционального и соразмерного характера расходов; исключения по инициативе суда нарушения публичного порядка в виде взыскания явно несоразмерных судебных расходов; экономного характера расходов; их соответствия существующему уровню цен; возмещения расходов за фактически оказанные услуги; возмещения расходов за качественно оказанные услуги; возмещения расходов исходя из продолжительности разбирательства, с учетом сложности дела, при состязательной процедуре; запрета условных вознаграждений, обусловленных исключительно положительным судебным актом в пользу доверителя без фактического оказания юридических услуг поверенным; распределения (перераспределения) судебных расходов на сторону, злоупотребляющую своими процессуальными правами.
В обоснование понесенных расходов истец представило соглашение об оказании юридической помощи от 21.02.2018 №1467, заключенное с адвокатом Прохоровым В.А., квитанций от 21.02.2018 серии НК №212333 на сумму 25 000 руб.
Оценив обоснованность размера заявленных к возмещению судебных расходов, учитывая фактический объем оказанных истцу услуг, в частности объем подготовленных со стороны заявителя в процессе рассмотрения настоящего спора, количество судебных заседаний и степень сложности дела, а также принимая во внимание обязанность суда установить баланс интересов между правами лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении ходатайства о возмещении судебных расходов частично в сумме 10 000 руб., что в рассматриваемом споре соответствует критерию разумности и соразмерности.
Изучив материалы дела, руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе принять декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года в период с 11.12.2017 по 12.04.2018 года .
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройторг" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
Судья Н.В. Тряскова