ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6055/11 от 15.06.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-6055/2011

г. Нижний Новгород 22 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

Судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-202),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астат», г. Дзержинск Нижегородская область (ИНН <***>)

к Волжско-Окскому управлению Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления №234 от 25.03.2011 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 03.05.2011 г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.03.2011 г.; ФИО3 по доверенности от 14.03.2011 г.;

Установил

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Астат», г. Дзержинск Нижегородская область (ИНН <***>) (далее заявитель, общество) с заявлением об оспаривании постановления №234 от 25.03.2011 г., вынесенного Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее административный орган, Ростехнадзор) о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.

В обосновании заявленного требования, заявитель указал, что в отношении пунктов 1-11 нарушения не имели место быть на момент проверки. Все необходимые инструкции были представлены инспектору на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Заявитель считает, что выявленное нарушение, указанное в пункте 12 имеет место быть, однако, мера наказания за данное нарушение в размере 200 000,00 руб. является чрезмерной, в связи с чем, считает данное правонарушение малозначительным.

Ростехнадзор не согласился с позицией заявителя, указав, что нарушения в пунктах 1-11, имели место быть на момент проведения проверки, поскольку были устранены только после проведения внеплановой проверки должностными лицами Ростехнадзора.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, указав, что вся необходимая документация была представлена должностным лицам Ростехнадзора.

Указал о надлежащем извещении руководителя общества о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, а также подтвердил факт выявленного правонарушения, указного в пункте 12.

Представители Ростехнадзора с позицией общества не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, должностными лицами ростехнадзора на основании распоряжения №199 от 25.02.2011 г. в период с 02.03.2011 г. по 16.03.2011 г. проведена внеплановая проверка в целях осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

В ходе проверки должностными лицами Ростехнадзора был составлен акт проверки от 16.03.2011 г. №12-199/А, где было установлено, что ООО «Астат», зарегистрированное по адресу: <...>, осуществляет производственную деятельность по адресу: г. Дзержинск, восточный промрайон, территория ОАО «Дзержинское оргстекло», корпус 179 по производству фенолформальдегидных смол с нарушением требований, установленных «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. №263; «Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2033 г. №29; Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г.; Правилами технической эксплуатации электроустановок; Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок; «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 г. №88, а именно:

1. Отсутствует должностная инструкция, устанавливающая обязанности и права работника, для лица, осуществляющего производственный контроль, что нарушает пункт 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999г. №263.

2. Отсутствует приказ или иной распорядительный документ, определяющий распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами по обеспечению требований технической безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, что нарушает пункт 2.13 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29.

3. В рабочей инструкции аппаратчику варки смол № Р-01-11, утв.01.01.2011г., указана эксплуатация 8 реакторов синтеза, в постоянном технологическом регламенте № 001-62231684-2011, утв. 11.01.2011г. указана эксплуатация 3 реакторов, что нарушает пункт 2.5 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

4. Не разработано положение по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, устанавливающее порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования с учетом конкретных условий эксплуатации, что нарушает пункт 11.1 Общих правил -взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29;часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

5. Не разработана инструкция по ремонту оборудования, устанавливающая порядок подготовки оборудования к ремонту, оформления наряда-допуска, сдачу в ремонт и приемку из ремонта оборудования, что нарушает пункт 11.6 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

6. Не назначен заместитель ответственного за электрохозяйство, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункты 1.2.7.Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Отсутствует журнал учета проверки знаний норм и правил работы в электроустановках. Электротехнический и электротехнологический персонал не проходит проверку знаний в установленном порядке, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункты 1.4.З., 1.4.38, 1.4.39 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей; пункт 1.2.5 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; пунщ^Ы^4 фравил устройства электроустановок часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности, опасных производственных объектов».

8. В «Инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» не конкретизированы группа по электробезопасности и уровень напряжения электроустановки, к работе в которых он допущен, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; п.3.5.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; п. 1.3.2 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

9. Не представлен перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

10. Отсутствует список лиц имеющих права: выдающего наряд, распоряжение; допускающего производителя работ, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности длявзрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт.2.1.10 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

11. Письменным распоряжением не определены работники, имеющие права единоличного осмотра электроустановок, электротехнической части технологического оборудования, что нарушает пункт 7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1.3.4 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; часть 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

12. Не проведена перерегистрация котла после смены владельца (Фото № 8), что нарушает пункт 10.1.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003г. № 88; часть 1 статья9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997г.

По результатам проведенной проверки государственным инспектором Дзержинского территориального отдела ФИО3, в присутствии директора ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2011 г. №234 в отношении ООО «Астат».

Усматривая в действия ООО «Астат» признаки правонарушения, установленного частью 1статьи 9.1 КоАП РФ, руководителем Дзержинского отдела Ростехнадзора 25.03.2011 г. в присутствии директора ФИО4 25.03.2011 г. было вынесено постановление №234 о привлечении к административной ответственности назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому закону, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные, вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пункт 1 данного приложения).

Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999г. №263 установлено, что Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте) (пункт 10 Правил).

Постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2033 г. №29 утверждены «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее Правилами), согласно которым организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта технологического и вспомогательного оборудования, трубопроводов и арматуры, систем контроля, противоаварийной защиты, средств связи и оповещения, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики и др.) за обеспечение требований технической безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются приказом или иным распорядительным документом организации, устанавливающим требования обеспечения промышленной безопасности, основанной на законодательстве Российской Федерации, правилах, нормах, постановлениях и других руководящих документах Госгортехнадзора России, государственных стандартах и других нормативах (пункт 2.13).

- Ведение взрывопожароопасных технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции. Порядок разработки, утверждения и согласования технологических регламентов, а также внесения в них изменений и дополнений определяется в установленном порядке (пункт 2.5 Правил).

- Порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования с учетом конкретных условий его эксплуатации определяется положениями по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования (пункт 11.1 Правил).

- Порядок подготовки оборудования к ремонту, оформление наряда-допуска, сдача в ремонт и приемка из ремонта оборудования должны осуществляться в соответствии с требованиями инструкции по ремонту, разработанной для каждого производства (цеха, установки) и утвержденной в установленном порядке (пункт 11.6 правил).

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей утвержденных Приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. №6 определено, что:

-Эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (пункт 1.2.1, 1.2.7);

- Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки (пункт 1.4.3).

Согласно пунктам 1.3.1, 2.1.10, 1.3.4 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденных Минтрудом РФ и Минэнерго РФ ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00

- В электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности <*> IV, остальные работники в смене - группу III.

- Письменным указанием руководителя организации должно быть оформлено предоставление его работникам прав: выдающего наряд, распоряжение; допускающего, ответственного руководителя работ; производителя работ (наблюдающего), а также права единоличного осмотра.

- Единоличный осмотр электроустановок, электротехнической части технологического оборудования может выполнять работник, имеющий группу не ниже III, из числа оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку в рабочее время или находящегося на дежурстве, либо работник из числа административно-технического персонала, имеющий группу V, для электроустановок напряжением выше 1000 В, и работник, имеющий группу IV, - для электроустановок напряжением до 1000 В и право единоличного осмотра на основании письменного распоряжения руководителя организации.

В соответствии с пунктом 10.1.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003г. № 88 при передаче котла другому владельцу, а также после демонтажа и установки его на новое место до пуска в работу котел подлежит перерегистрации.

Суд установил и материалами дела подтверждается, Общество осуществляет деятельность по производству фенолформальдегидных смол, являющихся опасным производственным объектом по адресу: г. Дзержинск, Восточный промрайон, территория ОАО «Дзержинское оргстекло», корпус 179, в связи с чем Общество обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия граждан (сотрудникам) осуществляющих трудовую деятельность на данном производственном объекте, в том числе по соблюдению требований, установленных законодательством о промышленной безопасности.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, и материалами дела подтверждено, что общество привлекается Ростехнадзором за правонарушение, в состав объективной стороны которого входят противоправные действия, выразившиеся в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом N 116-ФЗ или условий лицензии.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки общества на основании распоряжения №199 от 25.02.2011 г., оформленной актом проверки от 16.03.2011 г. №12-199/А, Ростехнадзором 16.03.2011 г. составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 16.03.201 г. №235/в был направлен в Дзержинский городской суд в порядке части 2 стать 23.1 КоАП РФ, который признал общество виновным в совершении вменяемого правонарушения и постановлением от 21.03.2011 г. по делу №5-59/11 привлек ООО «Астат» к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000,00 руб.

В основу судебного акта и оспариваемого постановления Ростехнадзора положен акт проверки от 16.03.2011 г. №12-199/А.

Поскольку все нарушения требований в области промышленной безопасности, образующие состав правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, выявлены в ходе одной проверки, суд считает, что они подлежали включению в один протокол об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Таким образом, нарушения требований промышленной безопасности, отраженные в акте от 16.03.2011 г. №12-199/А и протоколе об административном правонарушении от 16.03.2011 г. №234, не могут являться вновь выявленными, поскольку были обнаружены в ходе проверки, проведенной 16.03.2011 г., и за совершение которых Общество понесло наказание в соответствии с постановлением судьи суда общей юрисдикции.

На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемым постановлением от 25.03.2011 г. общество повторно привлечено к административной ответственности по названной норме.

В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При таких условиях, суд находит оспариваемое постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.

Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору №234 от 25.03.2011 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Астат», г. Дзержинск Нижегородская область (ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, отменить.

Возвратить ООО «Астат», г. Дзержинск Нижегородская область (ИНН <***>) из Федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000,00 руб., уплаченную по платежному поручению №118 от 30.03.2011 г.

Справку на возврат госпошлины выдать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Г.И.Мустафаев