АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-641/2020
г. Нижний Новгород 25 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2020 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-24), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е. до перерыва, помощником судьи Жуковой А.Д. после перерыва, рассмотрел в судебном заседании дело по уточненному заявлению Администрации муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" (ОГРН <***>, ИНН <***>), содержащему требование:
1) признать отказ филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 10.10.2019 №37-16616/19 незаконным;
2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:494 указав вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства",
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 05.08.2020),
от ответчиков: не явились, извещены,
от третьих лиц: ФИО2 (паспорт), ФИО3 (паспорт), ФИО4 (паспорт), ФИО5 (паспорт), ФИО6 (паспорт), ФИО7 (паспорт), ФИО8 (паспорт), ФИО9 (паспорт), ФИО10 (представитель ФИО9 по доверенности от 04.08.2020),
от Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области: ФИО11 (доверенность от 26.02.2020), ФИО12 (доверенность от 04.03.2020),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Администрация муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об отказе внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, и обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, указав вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
Впоследствии заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленное требование, просит суд:
1) признать отказ филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 10.10.2019 №37-16616/19 незаконным;
2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:494 указав вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
Рассмотрев ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное ходатайство, уточнение заявленных требований принято судом к рассмотрению.
Определением от 05.08.2020 судом удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении в качестве второго ответчика Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области.
В судебном заседании 09.09.2020 представитель заявителя отозвал ходатайство об исключении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области из числа ответчиков по делу (аудиозапись от 09.09.2020).
В обоснование заявленного требования Администрация указывает на несоответствие оспариваемого отказа требованиям частей 4, 6 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 2.5.8 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Шеляуховский сельсовет", Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, пункта 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2014 №921, поскольку оспариваемый отказ не содержит норм права и принят при отсутствии оснований.
Нарушение прав и законных интересов вследствие оспариваемого отказа заявитель усматривает в невозможности осуществления мероприятий по газификации территории муниципального образования "Шеляуховский сельсовет".
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, заявлениях об уточнении требований, дополнении к заявлению, позиции по делу и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление Росреестра) указывает, что 22.07.2016 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310 на основании заявления представителя собственника и распоряжения Администрации от 01.07.2016 №21-р изменен вид разрешенного использования на "дачное хозяйство", 14.11.2016 права на указанный земельный участок прекращены в связи с его разделом, 18.11.2016 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Подробно позиция Управления Росреестра изложена в отзыве, дополнении к отзыву.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее – филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, отзыв не представил, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица при его надлежащем извещении.
Представитель Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал позицию заявителя, указал, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 до преобразования имел вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства", то и вновь образованные земельные участки должны иметь аналогичный вид разрешенного использования.
Подробно доводы Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителями в судебном заседании.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены собственники земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310, - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9.
Представитель ФИО9, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал позицию ФГБУ "ФКП Росреестра", указал, что распоряжением Администрации от 01.07.2016 №21-р вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310 изменен на "дачное хозяйство", 18.11.2016 указанный земельный участок снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
При этом указывает, что вид разрешенного использования земельных участков может быть изменен только по заявлению собственников, к которым Администрация не относится.
Кроме того, представитель ФИО9 со ссылкой на вступившее в законную силу решение Балахнинского городского суда от 04.12.2019 по делу №2а-1356/2019 указывает на необходимость прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержали позицию, изложенную представителем ФИО9
Подробно доводы треть их лиц изложены в возражениях на заявление, отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.
Представители заявителя и Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области возражали против прекращения производства по делу.
Рассмотрев ходатайство представителя ФИО9 о прекращении производства по делу, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд отказывает в его удовлетворении по следующим основаниям
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Данное положение предусматривает возможность прекращения производства по делу только в случаях, когда право на судебную защиту (право на судебное рассмотрение спора) было реализовано в состоявшемся ранее судебном процессе на основе принципов равноправия и состязательности сторон. Оно направлено на пресечение рассмотрения судами тождественных исков (между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 319-О-О, от 28.05.2013 N 771-О).
Установление в каждом конкретном случае того, имеются ли основания для прекращения производства по делу, в том числе наличия (отсутствия) вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда, - исключительная прерогатива арбитражного суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 2980-О).
Тождественность исковых требований определяется как совпадение сторон, предмета и основания иска.
Из представленного представителем третьего лица решения Балахнинского городского суда от 04.12.2019 по делу №2а-1356/2019 следует, что в рамках указанного дела предметом спора являлось распоряжение Администрации муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 01.07.2016 №21-р "Об изменении разрешенного использования земельного участка".
Вместе с тем в рамках дела N А43-641/2020 Администрацией заявлено требование об оспаривании отказа филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 10.10.2019 №37-16616/19.
Таким образом, предмет и основание заявления по делу №2а-1356/2019 и по настоящему делу не совпадают, в связи с чем, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основание отсутствует.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.02.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области зарегистрировано право собственности ФИО9 на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310, площадью 48900кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское".
01.07.2016 Администрацией муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области принято распоряжение №21-р "Об изменении разрешенного использования земельного участка" в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310, площадью 48900кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское" (ТОО "Овощи") изменено с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "дачное хозяйство".
22.07.2016 на основании вышеуказанного распоряжения и заявления представителя ФИО9 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на "дачное хозяйство".
14.11.2016 на основании заявлений ФИО9 и ее решения о разделе земельного участка, права на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 были прекращены и зарегистрировано право собственности ФИО9 на вновь образованные 28 земельных участков.
В настоящее время ФИО9 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:494, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:510, ФИО2 собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, ФИО13 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:495, ФИО5 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:496, ФИО6 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:497, ФИО7 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:508, ФИО4 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:506, ФИО8 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:507, образованных в результате раздела земельного участка 52:17:0020501:310.
18.11.2016 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
12.09.2019 Администрацией муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области принято распоряжение №14-р, в соответствии с которым отменено распоряжение Администрации №21-р "Об изменении разрешенного использования земельного участка" (пункт 1).
Пунктом 2 распоряжения №14-р от 12.09.2019 предусмотрено направление копии настоящего распоряжения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимого имущества.
Письмом от 13.09.2019 (исх.№192) Администрацией в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" направлена вышеуказанная копия распоряжения для государственной регистрации внесенных изменений.
Письмом от 10.10.2019 №37-16616/2019 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщил, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 (Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское" (ТОО "Овощи"), категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "дачное хозяйство", с 18.11.2016 находится в статусе "архивный", в связи с разделом данного участка и образованием новых объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки осуществлена регистрация права собственности. Государственный кадастровый учет изменений характеристик объектов недвижимости находящихся в статусе "архивный" не осуществляется.
Расценивая вышеуказанное письмо как отказ в государственной регистрации, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Управление Росреестра.
В силу пунктом 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрация прав наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.
При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (статья 65 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Форма уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173.
Таким образом, действующее законодательство наделяет полномочиями по принятию решений об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо об отказе в осуществлению осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, оформляемых по установленной форме, должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) - государственных регистраторов.
При этом, исходя из требований части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, данные полномочия не могут быть переданы подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждениям, в частности ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, в силу вышеизложенного ФГБУ "ФКП Росреестра" не является уполномоченным лицом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимости. Следовательно, не уполномочено вносить изменения в Единый государственный реестр недвижимого имущества.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ).
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона №218-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование (пункт 7 части 4 статьи 8 Закона №218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В силу части 2 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
В части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, статус "архивный" присваивается при закрытии раздела ЕГРН - принятии решений о снятии с учета объекта недвижимости и в связи с этим регистрации прекращения прав (при наличии записей в ЕГРН).
Таким образом, в силу положений статей 14, 41 Закона №218-ФЗ, статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Порядка внесение изменений в отношении объекта недвижимости, имеющего статус "архивный" недопустимо.
Как следует из материалов дела, за внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 распоряжения от 12.09.2019 №14-р Администрация обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", не уполномоченного в силу приведенных положений статьи 3 Закона №218-ФЗ на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации вносимых изменений сведений в отношении объектов недвижимости.
При этом, обращаясь в Учреждение, Администрация с целью внесения изменений представило распоряжение от 12.09.2019 №14-р об отмене ранее вынесенного распоряжения от 01.07.2016 №21-р об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, указанный земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 прекратил свое существование с 14.11.2016 в связи с принятым собственником ФИО9 решением о его разделе на 28 земельный участков.
18.11.2016 земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Следовательно, ввиду отсутствия объекта недвижимости, в силу положений статей 7, 8 Закона №218-ФЗ, согласно которым Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения, в том числе дополнительные о виде разрешенного использования земельного участка, государственный кадастровый учет изменений в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310 не может быть произведен.
Кроме того, в соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
По смыслу приведенных выше норм земельного и градостроительного законодательства, согласно пункту 1 раздела I "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015 изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в частной собственности, напрямую зависит от волеизъявления его собственника.
Согласно выпискам из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9
В соответствии с пояснениями третьих лиц вышеуказанные собственники земельных участков заявлений об изменении вида разрешенного использования, принадлежащих им земельных участков не подавали.
При рассмотрении настоящего дела в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не привел доказательств обратного.
Рассмотрев доводы заявителя о несоответствии вида разрешенного использования вновь образованных земельных участков требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Шеляуховский сельсовет», приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» суд отклоняет их как не относящиеся к предмету заявленного требования и не свидетельствующие о неправомерности оспариваемого отказа.
Доводы заявителя о невозможности осуществления мероприятий по газификации территории сельсовета вследствие оспариваемого отказа является необоснованными.
Таким образом, оспариваемый Администрацией отказ соответствует положениям Закона №218-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Администрации, поскольку вынесен по результатам рассмотрения обращения, направленного в неуполномоченный орган в отсутствие предусмотренных оснований.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного требования заявителю отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.ФИО14