ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6686/15 от 17.09.2015 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-66862015

г. Нижний Новгород                                               02 октября  2015  года

Резолютивная часть решения объявлена  17 сентября 2015  года.

Решение изготовлено в полном объеме  02 октября  2015  года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Романовой Аллы Анатольевны (шифр судьи 46-224), при ведении протокола судебного заседания  с использованием средств аудиозаписи  помощником судьи Голубевой Валерией Андреевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Орбита-2» Нижегородская область город Дзержинск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ответчику Нижегородской области в лице министерства финансов Нижегородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),  при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  на стороне истца,  администрации города Дзержинска Нижегородской  области, на стороне ответчика -  Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области ,

о взыскании убытков,

 при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1 - представитель по доверенности  от 01.04.2015;

от ответчика:  ФИО2 - представитель по доверенности № 140 от 25.12.2014;

от третьих лиц: администрация г.Дзержинска - не явились (извещены); от министерства: ФИО3 - представитель по доверенности от  16.03.2015 (после перерыва не явилась);

установил: иск заявлен о взыскании с ответчика  470210 руб. 47 коп. убытков, понесенных в связи с перевозкой льготной категории пассажиров по Единому  социальному проездному билету за период с июня 2014 по февраль 2015 года.

Требование истца основано на статьях 15, 16, 790, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано неправомерным  отказом ответчика возместить ущерб в добровольном порядке.

В процессе рассмотрения спора, по ходатайству ответчика в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора на стороне истца, привлечена администрация  города Дзержинска Нижегородской области (определение от 13.05.20-15). Кроме того, названным определением по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство транспорта и связи Нижегородской области.

Ответчик в отзыве на иск и дополнении к отзыву требование не признал (л.д. 62-65, 99-100).

Министерство  транспорта и связи Нижегородской области в письменной позиции по делу и дополнении к письменной позиции по делу поддержало позицию ответчика (л.д. 66-71, 101-105).

В процессе рассмотрения спора истец уточнил исковые требования в виду увеличения периода начисления убытков, до 586259 руб. 69 коп. (определение суда от 11.08.2015).

Представитель истца в судебном заседании 14.09.2015 иск поддержал, заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 585367 руб. 28 коп., приобщил к материалам дела дополнительные доказательства в обоснование  своей позиции по делу.

Уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, приобщил дополнение к отзыву.

Представитель министерства транспорта и связи Нижегородской области  поддержал позицию  ответчика.

Администрация города Дзержинска, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного  разбирательства дела, явку представителя в заседание не обеспечила, письменной позиции по делу не представила.

В судебном заседании 14.09.2015 с целью предоставления сторонами дополнительных документов в обоснование своих позиций по делу, в порядке  статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  объявлялся перерыв до  08 час. 00 мин. 17.09.2015.

В указанное время судебное разбирательство было продолжено в прежнем составе суда, представитель министерства транспорта и связи Нижегородской области в судебное заседание не явился, приобщил дополнительные доказательства в электронном виде.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения  представителей лиц, участвующих в деле, суд не нашел оснований для удовлетворения иска.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.09.2015. Изготовление полного текста судебного акта откладывалось  по правилам статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на срок до 02.10.2015.

  Как видно из материалов дела,  16.05.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "Орбита 2"  (перевозчик, истец) и  администрацией города Дзержинска Нижегородской области  (далее заказчик)  по итогам конкурса на право заключения договора об организации  и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском и  пригородном сообщении на территории  городского округа города Дзержинск по маршрутам №Т-1 с предоставлением льготного проезда по единым социальным проездным билетам; № 8 в социальном режиме (лот № 1), заключен договор (л.д. 9-13).

В соответствии с пунктом  1.1 договора  перевозчик и заказчик приняли на себя обязательства по  совместной организации и осуществлению, в течение срока действия договора, регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории городского округа города Дзержинск на автобусных маршрутах № Т-1 (в рабочие  дни до 08 часов 6 автобусов курсируют по маршруту № Т-4)  с предоставлением льготного проезда по единым социальным проездным билетам (далее маршрут), № 8 в социальном  режиме.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 3 от 21.01.2005 " О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области" установлен единый порядок предоставления  дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при наличии  единого социального проездного билета    или единого  социального проездного абонемента, утвержден перечень категорий граждан, имеющих право приобретать ЕСПБ и ЕСПА.

ЕСПБ и ЕСПА, в силу приложения № 2 к постановлению правительства Нижегородской области от 21.01.2005 № 3,  являются основанием для льготного проезда по территории Нижегородской области в течение одного календарного месяца  в количестве 39 поездок.

Стоимость ЕСПБ установлена постановлением Правительства Нижегородской области № 376 от 10.09.2008 и составляет 400 руб. 00 коп., следовательно, стоимость одной поездки, равна 10 руб. 26 коп.

Постановлением Правительства Нижегородской области  № 628 от 09.09.2013, а именно, приложением № 1,  установлен предельно максимальный тариф разовой поездки в автобусах, работающих в социальном режиме и режиме маршрутного такси в населенных пунктах Нижегородской области при приобретении билета в салоне автобуса, равный 16 руб. 00 коп.

Таким образом, за каждую  поездку льготного пассажира  перевозчику должна быть выплачена компенсация  выпадающих доходов в размере 5, 74 руб.

Согласно уточненному расчету истца, сумма выпадающих доходов, подлежащая выплате в виду перевозки льготных пассажиров за период с  июня 2014 по апрель   2015 года, составит 585367 руб. 28 коп.

Поскольку в добровольном порядке указанные расходы не были возмещены  из областного бюджета, истец обратился  с настоящим иском в суд.

В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ расходы, понесенные транспортной организацией в связи с перевозкой пассажиров-льготников, возмещаются из соответствующего бюджета в случаях, когда льготы по провозной плате для пассажиров установлены законом или иным нормативно-правовым актом.

На уровне субъекта РФ - Нижегородской области таким правовым актом является постановление Правительства Нижегородской области № 3 от 21.01.2005 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области» (далее - постановление № 3 от 21.01.2005).

Согласно п. 1 постановления № 3 от 21.01.2005,  установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте (кроме такси и маршрутное такси), при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого проездного социального абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы.

Приложением 2 к Постановлению № 3 утверждено Положение о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе, согласно п.п. 1.1., 3.1.2 которого настоящее Положение действует на территории Нижегородской области и распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением такси, маршрутного такси.

Между тем, как видно из материалов дела,  согласно, размещенному на официальном сайте Администрации города Дзержинска, извещению            № 99/17 от 03.03.2014 о проведении конкурса организатором открытого конкурса было заявлено 6 лотов со следующими номерами маршрутов:

- №№ Т-1, Т-4, Т-22, Т-23, Т-33 с видом перевозок «маршрутное такси с предоставлением льготного проезда по ЕСПБ»,

- №№ 8, 8 А, 6 с видом перевозок «социальный автобус».

Таким образом, истец заключил с организатором пассажирских перевозок договор об организации пассажирских перевозок по маршрутам Т-1 и Т-4, т.е. маршрутными такси,  что  соответственно не подпадает под действие постановления № 3 от 21.01.2005 г.

На уровне Нижегородской области возмещение убытков транспортных предприятий, предоставляющих льготы гражданам по оплате проезда, осуществляется в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Нижегородской области № 404 от 24.09.2008.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, производителям товаров, работ и услуг, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случае и в порядке, предусмотренными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в которых должны быть предусмотрены категории и (или) критерии отбора таких юридических лиц.

Во исполнение ст. 78 БК РФ постановлением Правительства Нижегородской области № 404 от 24.09.2008 утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов.

В разделе 3 указанного Положения утверждены критерии отбора транспортных предприятий, имеющих право на получение субсидий. Согласно п. 13.1, 13.3 Положения транспортные предприятия - претенденты предоставляют в министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области заявление о заключении договора на возмещение выпадающих доходов, а также справку, подтверждающую осуществление социально значимой деятельности в интересах Нижегородской области и ряд других необходимых документов. В случае, если транспортное предприятие - претендент соответствует всем критериям отбора и предоставило все необходимые документы, министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области заключает договор с транспортным предприятием о возмещении выпадающих доходов, в противном случае транспортному предприятию направляется уведомление об отказе в заключении договора на возмещение выпадающих доходов.

Таким образом, субсидии из бюджета на возмещение выпадающих доходов предоставляются не всем транспортным предприятиям, перевозящим льготников по своей инициативе, а только тем, которые соответствуют требованиям постановления № 404 от 24.09.2008, что полностью соответствует ст. 78 БК РФ.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил в материалы дела договор с министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области о возмещении выпадающих доходов.

В деле имеется переписка истца с департаментом транспорта и связи Нижегородской области из которой следует, что истцу отказано в заключении договора,  в виду  отсутствия норм действующего законодательства Нижегородской области,  предусматривающего предоставление субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров  на маршрутном такси (письмо от 27.06.2014 № 325-01-01-3973/14).

В соответствии с п. 3.2 приказа Росстата от 19.08.2014 № 527 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта» даны понятия перевозок пассажиров автобусами и маршрутными такси.

К перевозкам пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок относятся регулярные маршрутные перевозки пассажиров и багажа, выполненные автобусами по маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием отправления, установленным для каждого остановочного пункта. Расписание отправления транспортных средств согласовывается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К перевозкам пассажиров маршрутными такси (маршрутные таксомоторные перевозки) относятся перевозки автобусами (включая микроавтобусы) по утвержденным тарифам и маршрутам регулярного сообщения в соответствии с расписанием отправления, установленным для начального и конечного остановочных пунктов маршрута, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Остановка для посадки (высадки) в других пунктах маршрута движения маршрутного такси осуществляется по требованию пассажира с соблюдением правил безопасности дорожного движения.

Следовательно, к перевозкам пассажиров социальными автобусами по маршрутам регулярных перевозок относятся перевозки пассажиров автобусами в соответствии с расписанием отправления, установленным для каждого остановочного пункта.

Данные определения согласуются с нормами Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав автомобильного транспорта), в соответствии с п. 3 ст. 19 которого регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом   остановочном   пункте   по   маршруту   регулярных   перевозок,   за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Устава автомобильного перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Следовательно, к социальным перевозкам относятся перевозки социальными автобусами, с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, режим перевозки  по социальным маршрутам, отличается от режима перевозки  маршрутными такси, в связи с чем, доводы  представителя истца о том, что фактически  перевозка  пассажиров  по маршруту  № Т 1 (№ Т-4) осуществлялась  как по социальному маршруту, несостоятельны.

Как ранее указал суд,  порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан на территории Нижегородского региона установлен Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов» (далее - Положение о предоставлении субсидий).

При этом одним из критериев отбора транспортных предприятий, имеющих право на получение субсидий, в соответствии с разделом 3 Положения о предоставлении субсидий является осуществление социально значимой деятельности в интересах Нижегородской области - перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом по тарифам, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, органами местного самоуправления, в том числе перевозок льготных категорий граждан.

Таким образом, право на получение субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидий имеют транспортные предприятия, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан при наличии ЕСПБ пассажирским транспортом по социальным маршрутам (социальными автобусами).

Учитывая, что перевозка пассажиров по маршрутам  № Т-1 и № Т-4 осуществлялась маршрутными такси,  суд приходит к выводу о том,  что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку Нижегородская область не принимала на себя расходных обязательств по установлению   дополнительных  мер социальной поддержки в виде льготного проезда граждан с применением ЕСПБ при проезде на маршрутном такси и по предоставлению льгот транспортным предприятиям на возмещение выпадающих доходов, возникающих от  перевозки отдельных категорий граждан  с применением ЕСПБ при поездке  на маршрутном такси.

Кроме того, исследовав представленные истцом в обоснование размера ущерба документы, суд не может признать их обоснованными, поскольку в письмах министерства транспорта и связи Нижегородской области, на которые имеется ссылка в письме МП "Экспресс" № 1025 от 02.09.2015, в котором указано количество  не идентифицированных граждан   по ЕСПБ с июня 2014 по  июнь 2015,  указано только количество не идентифицированных граждан, но не указан сам корректирующий коэффициент, а также отсутствуют данные, позволяющие этот коэффициент вывести. Поскольку корректирующий коэффициент необходим для расчета убытков в соответствии с постановлением Правительства  Нижегородской области № 404 от 24.09.2008, суд не может признать доказанным размер ущерба, подлежащего взысканию.

Поскольку  истец не представил  надлежащих доказательств, подтверждающих, что ответчик является субъектом ответственности,  а также  доказательств, подтверждающих размер ущерба, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Отклоняя иск, суд принял во внимание, что  Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01.01.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам РФ и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Таким образом, федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 предписал не только субъектам Российской Федерации, но и муниципальным образованиям по возможности повышать ранее достигнутый уровень социальной защиты граждан.

При указанных обстоятельствах, администрация г. Дзержинска имела  право самостоятельно  повысить  уровень социальной защиты граждан г. Дзержинска, предоставив им право проезда на маршрутных такси по ЕСПБ.

Расходы по государственной пошлине  с суммы иска 585367 руб. 28 коп., что составит 14707 руб. 34 коп. в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

В связи с уточнением суммы иска 17 руб. 85 коп. государственной пошлины подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.

С учетом изложенного,  руководствуясь  статьями 104, 110, 167-170, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                             Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска истцу отказать. Расходы по государственной пошлине в размере 14707 руб. 34 коп. отнести на истца. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Орбита-2» Нижегородская область город Дзержинск (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета РФ 17 руб. 85 коп. государственной пошлины, оплаченной по платежному  поручению № 268 от 12.05.2015.

Решение  вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный  суд.

Решение может быть обжаловано в А рбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного  суда  или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 Судья                                                                 А.А. Романова.