ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6726/13 от 05.06.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-6726/2013

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Иванова А.В. (шифр 10-115),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой О.С.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — директора ФИО1 (протокол № 8 от 13 января 2013 года),

от Администрации города Арзамаса Нижегородской области — ведущего специалиста общего отдела Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области ФИО2 (доверенность № 13/2497 от 11 декабря 2012 года),

от Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области — ведущего специалиста общего отдела ФИО2 (доверенность № 02-14-52 от 16 января 2013 года),

рассмотрев 5 июня 2013 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

общества с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области, о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Администрации города Арзамаса Нижегородской области в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 с заявителем, с обязанием заключить соответствующий договор,

установил:

заявитель, исходя из существующего в городском округе город Арзамас Нижегородской области распределения компетенции и полномочий органов местного самоуправления, фактически предъявил требования к двум заинтересованным лицам (ответчикам) — Администрации города Арзамаса Нижегородской области (уполномоченному по смыслу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации органу) и Комитету имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области (лицу, являющемуся арендодателем земельных участков, находящихся в публичной собственности в пределах границ муниципального образования). Указанное явно следует из содержания его заявления в арбитражный суд: поскольку в вводной части заявления в качестве ответчика указана Администрация города Арзамаса Нижегородской области, а в просительной — Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области.

Оба ответчика извещены о рассмотрении данного дела надлежащим образом, что подтверждает участие их представителя в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Заявленные требования обоснованы тем, что у ответчиков не имелось оснований для отказа в предоставлении заявителю в аренду земельного участка для строительства. Необходимая процедура предварительного согласования места размещения будущего объекта капитального строительства и выбора земельного участка были осуществлены в установленном законом порядке. В связи с чем, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, заявителем были получены необходимые технические условия для присоединения к существующим инженерно-коммунальным системам, и исходная документация для проектирования объекта капитального строительства (заключения органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора).

Заявитель полагает, что образованный для целей строительства земельный участок не был своевременно предоставлен обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА» в аренду по причине действий и решений ответчиков, которые в марте 2012 года необоснованно отменили ранее вынесенные акты о предварительном согласования места размещения объекта капитального строительства и о выборе земельного участка постановлением Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 29 марта 2012 года № 463 «Об отмене постановлений мэра г. Арзамаса». Тем не менее, заявитель добился пересмотра указанного постановления от 29 марта 2012 года № 463 в октябре 2012 года.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, заявитель считает, что в период отмены акта о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (с марта по октябрь 2012 года), его действие приостанавливалось, и, следовательно, установленный Законом трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не истек в связи с перерывом его течения. Поэтом у ответчиков не было законного основания для отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка в аренду.

В представленном отзыве, за подписью Главы администрации города Арзамаса Нижегородской области, и в устных объяснениях представителя обоих ответчиков в ходе судебного заседания, ответчики требования заявителя не признают.

При этом позиция ответчиков сводится к тому, что установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 22 сентября 2012 года, в то время как обращение заявителя, по которому было принято оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поступило в Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области 9 октября 2012 года, т.е. за пределами указанного срока.

В ходе судебного разбирательства представители сторон поддержали свои требования, возражения и позиции по данному делу.

Изучив представленные в дело доказательства в их совокупности, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном деле суд установил наличии обоих условий судебной защиты.

При этом суд исходит из следующих правовых позиций и фактических обстоятельств дела.

Согласно правилам пунктов 1, 3, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности, хозяйственным организациям для строительства может осуществляться с предварительным согласованием места размещения объектов капитального строительства. При этом последовательно осуществляются следующие процедуры: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В силу положений пунктов 5, 6, 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К указанному акту прилагаются утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Уполномоченный по смыслу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Названное решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Кроме того, названное решение является основанием установления в соответствии с заявкой заинтересованного в предоставлении земельного участка лица за его счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета.

Смысл правила пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации о трехлетнем сроке действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта состоит в том, что в условиях естественной ограниченности земельных ресурсов ограничение их оборота допустимо на разумный срок, в течение которого лицо, заинтересованное в осуществлении строительства, обязано совершить необходимые действия и приготовления для начала строительства. Если такое лицо необходимых действий и приготовлений не совершает, оснований для передачи ему земельного участка в аренду не имеется.

В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (уполномоченных органов).

В городе Арзамасе Нижегородской области уполномоченным органом является Администрация города Арзамаса Нижегородской области (статья 2 Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области»).

Из материалов данного дела усматривается, что заявитель, имея намерение осуществить строительство административного здания в г. Арзамасе Нижегородской области, обратился в Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области об оценке предложенного инвестиционного проекта капитального строительства. Инвестиционный проект заявителя был одобрен. В связи с чем распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2009 года № 2430-р Администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области было предложено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и акт о выборе земельного участка, расположенного в <...> за домом № 198, ориентировочной площадью 1800 кв.м для строительства административного здания.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением мэра города Арзамаса Нижегородской области от 18 сентября 2009 года № 1490 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и схема границ такого земельного участка площадью 1800 кв.м под строительство административного здания по адресу: <...>, а постановлением мэра города Арзамаса Нижегородской области от 22 сентября 2009 года № 1527 принято решение о предварительном согласовании места осуществления строительства упомянутого административного здания (утвердившего акт выбора земельного участка).

После принятия указанных актов, за счет сил и средств заявителя в порядке пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предварительно согласованный для строительства земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74, с почтовым адресом ориентира: <...> а, площадью 1800+\–15 кв.м, с разрешенным использованием: «под строительство административного здания», сведения об указанном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 20 мая 2011 года.

Кроме того, заявитель в те же сроки осуществил согласование параметров будущего строительства с органами Роспотребнадзора и Госпожнадзора, согласовал и получил технические условия присоединения к существующим инженерно-коммунальным сетям, сети радиотелефонной связи общего пользования.

Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют, что заявитель с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не бездействовал, а осуществлял необходимые действия и приготовления для начала будущего строительства.

Полагая, что необходимый объем действий и приготовлений для начала строительства административного здания выполнен, заявитель 17 ноября 2011 года (т.е. фактически за десять месяцев до истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации) обратился в Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 в аренду для строительства. Однако по обращению Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 11 октября 2011 года № 02-14-1625 рабочая группа Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области 22 декабря 2011 года за № 3808-78Р-3553 отменяет ранее принятое решение об одобрении инвестиционного проекта заявителя по строительству административного здания. На основании чего, в удовлетворении заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства заявителю отказывают, а постановлением Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 29 марта 2012 года № 463 «Об отмене постановления мэра г. Арзамаса» постановление от 18 сентября 2009 года № 1490 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и постановление от 22 сентября 2009 года № 1527 «О предварительном согласовании земельного участка под строительство административного здания» были отменены.

Не согласившись с такими решениями, заявитель оспорил их в административном порядке. В связи с чем, решением рабочей группы Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 14 августа 2012 года № 3808-86Р-4011 решение рабочей группы названного Совета от 22 декабря 2011 года № 3808-78Р-3553 было отменено. А постановлением Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 23 октября 2012 года № 2146 «Об отмене постановления администрации г. Арзамаса» было отменено вышеназванное постановление от 29 марта 2012 года № 463.

Однако обратившись в Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области 9 октября 2012 года с повторной заявкой о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 для строительства, заявитель вновь получает оспариваемый в данном деле отказ, мотивированный истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела и правового смысла правила пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое решение (оспариваемый отказ) не соответствует закону. Поскольку заявитель до истечения трехлетнего срока, т.е. заблаговременно, выполнил необходимый объем действий и приготовлений для начала строительства административного здания и 17 ноября 2011 года   обратился в Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 в аренду для строительства. Первоначальный отказ заявителю (по заявке от 17 ноября 2011 года) не зависел от его воли, и оснований квалифицировать деяния заявителя как бездействие лица, намеренного осуществить строительство, у суда не имеется.

Более того, суд полностью разделяет позицию заявителя о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленный в пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в спорном случае не истек, поскольку в его течении имел место перерыв   в период, когда постановление мэра города Арзамаса Нижегородской области от 22 сентября 2009 года № 1527 «О предварительном согласовании земельного участка под строительство административного здания» было отменено постановлением Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 29 марта 2012 года № 463 «Об отмене постановления мэра г. Арзамаса» вплоть до отмены этого постановления постановлением Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 23 октября 2012 года № 2146 «Об отмене постановления администрации г. Арзамаса», т.е. с 29 марта по 23 октября 2012 года (на шесть месяцев и 24 дня).

Данная правовая позиция основана на том, что принятие постановления Администрации города Арзамаса Нижегородской области от 29 марта 2012 года № 463 «Об отмене постановления мэра г. Арзамаса» в силу правил статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации   прекратило обязательства в сфере реализации заявителем инвестиционного проекта по строительству административного здания. Вследствие чего, срок с 29 марта по 23 октября 2012 года не может включаться в срок, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации для действующих (непрекращенных) обязательств в сфере готовящегося строительства.

С учетом чего, оспариваемое решение также не соответствует фактическим обстоятельствам спора, поскольку на момент обращения заявителя 9 октября 2012 года в Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области с заявкой о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 для строительства, трехлетний срок действия выданного заявителю решения о предварительном согласовании места размещения объекта, с учетом имевшего место перерыва, не истек.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению. В связи с чем, суд признает незаконным решение Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА» в аренду для целей строительства административного здания земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74, содержащееся в письме от 26 октября 2012 года № 02-14-2046, как несоответствующее положениям гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.

В силу положений подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в решении должен указать на необходимость устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного и с учетом заявления общества с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА» суд счел необходимым в качестве правовосстановительных мер обязать Администрацию города Арзамаса Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения издать соответствующий распорядительный акт о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА» в аренду для целей строительства административного здания сроком до 5 апреля 2017 года земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74 и обязать Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области в течение тридцати дней со дня принятия настоящего решения подготовить проект договора аренды для целей строительства административного здания сроком до 5 апреля 2017 года земельного участка с кадастровым номером 52:40:0202008:74, и направить такой проект договора в адрес заявителя вместе с предложением о заключении договора.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в суммах по 2000 рублей подлежат взысканию соответственно с Администрации города Арзамаса Нижегородской области и с Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области (с каждого).

При разрешении вопроса о судебных расходах, арбитражный суд исходит из того, что в силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при его обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов.

Поскольку заявитель излишне уплатил в бюджет 2000 рублей государственной пошлины, указанная сумма подлежит возврату в порядке пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), в аренду для целей строительства административного здания земельного участка площадью 1800+/-15 кв.м с кадастровым номером 52:40:0202008:74, расположенного по адресному ориентиру: <...> а, содержащееся в письме от 26 октября 2012 года № 02-14-2046, как несоответствующее положениям гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.

Обязать Администрацию города Арзамаса Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения издать соответствующий распорядительный акт о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), в аренду для целей строительства административного здания сроком до 5 апреля 2017 года земельного участка площадью 1800+/-15 кв.м с кадастровым номером 52:40:0202008:74, расположенного по адресному ориентиру: <...> а.

Обязать Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области в течение тридцати дней со дня принятия настоящего решения подготовить проект договора аренды для целей строительства административного здания сроком до 5 апреля 2017 года земельного участка площадью 1800+/-15 кв.м с кадастровым номером 52:40:0202008:74, расположенного по адресному ориентиру: <...> а, и направить такой проект договора в адрес общества с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), вместе с предложением о заключении договора.

В вышеуказанной части настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 2000   рублей — судебных расходов по государственной пошлине.

Взыскать с Администрации города Арзамаса Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 2000   рублей — судебных расходов по государственной пошлине.

По вступлению настоящего решения в законную силу выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью юридическое агентство «ПЕРСОНА», г. Арзамас Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 2000   рублей — излишне уплаченной по квитанции № 29 от 2 апреля 2013 года государственной пошлины. По вступлению настоящего решения в законную силу выдать справку на возврат государственной пошлины.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья А.В. Иванов