ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6828/20 от 13.07.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-6828/2020

г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-130)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Ю.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Дунаева А.Н. (по доверенности от 02.03.2020),

от заинтересованного лица: Кайновой Е.В. (по доверенности от 28.02.2020),

рассмотрел в судебном заседании заявление Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат), к администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода о признании незаконным решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, формализованное в письме от 15.01.2020 Исх-01-08-9283/20 «о предоставлении информации»,

установил:

заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, формализованного в письме от 15.01.2020 Исх-01-08-9283/20 «о предоставлении информации».

В обоснование заявленного требования Организация указывает на отсутствие у органа местного самоуправления оснований для отказа в переводе части нежилого здания (третьего этажа) в жилое.

Подробно позиция Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) изложена в заявлении и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Представитель администрации возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в письменных отзывах, считает оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.

Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) является собственником нежилого четырех этажного здания общей площадью 2 719,5кв.м., кад.№52:18:0060044:68, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Похвалинский съезд, д.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2015).

11 декабря 2019 года Православная религиозная организация обратилась в администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода с заявлением о переводе части вышеназванного здания (третий этаж) в жилое.

Письмом от 15.01.2020 (Исх-01-08-9283/20) за подписью и.о.заместителя главы администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода заявителю отказано в переводе части нежилого здания в жилое в связи с отсутствием у администрации полномочий по переводу части нежилого здания в жилое.

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий перевод помещений).

В части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (ч.4 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.

В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 10 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг относится принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

В соответствии со статьей 45 Устава города Нижнего Новгорода глава администрации района, как должностное лицом местного самоуправления, обеспечивает на территории района исполнение решений органов местного самоуправления, а также наделен полномочиями по принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Постановление администрации г. Н.Новгорода от 27.06.2011 №2480 утвержден административный регламент администрации города Нижнего Новгорода по предоставлению муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, о признании или отказе в признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Административный регламент), который является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, разработанным в целях установления единого порядка оформления документов при предоставлении муниципальной услуги, повышения качества и доступности результатов предоставления муниципальной услуги, оказания равных и комфортных условий всем получателям муниципальной услуги.

Раздел 3 Административного регламента определяет этапы (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги.

Так, согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов, отказ в приеме заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов в соответствии с пунктом 2.8 настоящего регламента;

- рассмотрение заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов;

- подготовка решения администрации района о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;

- выдача уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Согласно пункту 3.2 Административного регламента прием и регистрация заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов:

- для перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение заявитель представляет в администрацию района по месту нахождения помещения документы, указанные в пункте 2.6 настоящего регламента;

- сотрудник управления жилищного фонда администрации района, ответственный за прием и регистрацию документации, в течение одного рабочего дня с момента поступления заявления проверяет наличие полного комплекта поступивших документов, их оформление, принимает и регистрирует документы в журнале регистрации заявлений по переводу жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения либо при наличии оснований, указанных в пункте 2.8 настоящего регламента, возвращает заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов для устранения обстоятельств, обозначенных в пункте 2.9 настоящего регламента;

- сотрудник управления жилищного фонда администрации района, ответственный за прием и регистрацию документации, после проверки комплектности документов в соответствии с пунктом 2.6 настоящего регламента выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты поступления;

- сотрудник управления жилищного фонда администрации района, ответственный за прием и регистрацию документации, в течение двух рабочих дней с момента поступления документов передает их в межведомственную комиссию по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (Комиссия) под роспись в журнале регистрации сотруднику управления жилищного фонда администрации района, ответственному за организацию документооборота по обеспечению процедуры перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (секретарь Комиссии);

- секретарь Комиссии в течение одного рабочего дня с момента передачи в Комиссию документов принимает и регистрирует их в журнале учета поступления и выдачи документов по переводу жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения.

Рассмотрение заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Административного регламента.

Так, данным пунктом установлено, что рассмотрение заявления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и прилагаемых к нему документов осуществляется Комиссией.

Председатель Комиссии, а в его отсутствие или по его поручению - заместитель председателя Комиссии назначает дату, время и место заседания Комиссии по мере поступления заявлений о переводе помещений, с соблюдением срока рассмотрения документов, указанного в пункте 2.4 настоящего регламента.

Секретарь Комиссии за три рабочих дня до заседания Комиссии информирует о дате, времени и месте заседания всех членов Комиссии и заявителя.

Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие или по его поручению - заместитель председателя Комиссии.

Решение Комиссии о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов Комиссии, принявших участие в заседании. При равенстве голосов решение принимает председатель Комиссии или его заместитель, председательствующий на заседании.

Член Комиссии, не согласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Комиссии.

Протокол заседания Комиссии ведет секретарь Комиссии по форме согласно приложению N 2 к настоящему регламенту. В протоколе указывается информация о принятом Комиссией решении по результатам рассмотрения документов о переводе. Протокол заседания подписывают председатель Комиссии или его заместитель, председательствовавший на заседании, и секретарь Комиссии. Протокол заседания является основанием для подготовки решения администрации района о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Далее раздел 3 Административного регламента детально описывает последовательность действий должностных лиц уполномоченного органа на этапах подготовки решения о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое и выдачи уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого помещения в нежилое.

В частности, пунктом 3.4.1 Административного регламента предусмотрено, что секретарь Комиссии не позднее чем через два рабочих дня со дня проведения заседания Комиссии готовит проект решения администрации района города Нижнего Новгорода о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. В случае отказа заявителю в переводе помещения в решении администрации района указываются основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 11 декабря 2019 года Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) обратилась в администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода с заявлением о переводе части принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания кад.№52:18:0060044:68, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Похвалинский съезд, д.5 (третий этаж) в жилое.

Фактически отказ в переводе части нежилого здания в жилое в связи с отсутствием полномочий по переводу части нежилого здания в жилое, формализованный в письме от 15.01.2020 (Исх-01-08-9283/20) подписан и.о.заместителя главы администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода.

Доказательств, подтверждающих, что данное решение принято в соответствии с вышеприведенными положениями Административного регламента, в материалах дела отсутствуют; соответствующий протокол заседания Комиссии не представлен.

Кроме того, данное письмо в нарушение указанных требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Административного регламента не содержит ссылок на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ, являющиеся основанием для отказа в переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое).

Документальных доказательств, подтверждающих надлежащее и последовательное исполнение органом местного самоуправления требований Жилищного кодекса Российской Федерации и раздела 3 Административного регламента, администрацией в материалы дела в нарушение требований статей 9, 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

По существу в ходе судебного разбирательства данное обстоятельство не оспорено представителем администрации, которая пояснила, что заявление Православной религиозной организации - учреждения высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) от 09.12.2019 рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Между тем, как указывалось выше, в данной ситуации Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) обратилась в администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода с заявлением о переводе части принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания кад.№52:18:0060044:68, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Похвалинский съезд, д.5 (третий этаж) в жилое, рассмотрение которого регламентируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Административного регламента. В связи с чем, положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ в силу части 2 статьи 1 данного Федерального закона к рассматриваемой ситуации не применимы.

Фактически, как следует из содержания письма от 15.01.2020, по заявлению Православной религиозной организации и.о.заместителя главы администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода принято решение об отказе в переводе части нежилого помещения (здания) в жилое. Тогда, как указывалось выше, такое решение в силу вышеприведенных положений Административного регламента принимается коллегиально Межведомственной комиссией по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Ссылки органа местного самоуправления на несоответствие заявления установленной Административным регламентом форме судом отклоняется, поскольку из содержания данного заявления явно следует цель обращения Православной религиозной организации в орган местного самоуправления, к заявлению прилагались предусмотренные законодательством документы (в частности свидетельство о праве собственности, заключения о соответствии переводимых помещений жилым помещениям и пр.), что администрацией по существу документально не опровергнуто.

Кроме того, в рассматриваемом случае заявление с приложенными документами приняты у Православной религиозной организации, не возвращены последней в связи с ненадлежащим оформлением.

При этом, как указано выше, данное заявление рассмотрено по существу администрацией Нижегородского района г.Н.Новгорода с принятием решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое в нарушение требований Административного регламента к процедуре рассмотрения и принятия соответствующего решения. Кроме того, данное решение, формализованное в письме от 15.01.2020, не соответствует части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленного требования.

В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что по существу в соответствии с положениями Административного регламента заявление Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) не рассмотрено, суд считает необходимым обязать администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода в соответствии с постановлением администрации г.Н.Новгорода №2480 от 27.06.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с администрации в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, формализованное в письме от 15.01.2020 Исх-01-08-9283/20 «О предоставлении информации».

Обязать администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода в соответствии с постановлением администрации г.Н.Новгорода №2480 от 27.06.2011 « Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

Взыскать с администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода, в пользу Православной религиозной организации учреждение высшего профессионального религиозного образования «Нижегородская духовная семинария» Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (ИНН 5260074349), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья Л.В. Соколова