ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6972/08 от 07.05.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-6972/2008

10 – 138

г. Нижний Новгород 7 мая 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова Алексея Викторовича,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановым А.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — директора ФИО1 (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт гражданина 2203 864997, выдан УВД Советского района г. Нижнего Новгорода 11 ноября 2003 года),

от заинтересованного лица (ответчика) — начальника отдела правового обеспечения ФИО2 (доверенность №08-05/25 от 12 января 2009 года),

рассмотрев 29 апреля 2009 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

ООО «Геостройинвест» г. Нижний Новгород об оспаривании действий (бездействия) и решения должностных лиц Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Нижегородской области,

установил:

заявитель с учетом уточнения предмета заявленных требований относительно способа восстановления нарушенного права в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит признать незаконным отказ Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 16 марта 2009 года, утвержденный приказом Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 16 марта 2009 года №43, которым ООО «Геостройинвест» отказано в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства, и обязать заинтересованное лицо (ответчика) аккредитовать ООО «Геостройинвест» в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

При этом заявитель полагает, что оспариваемый отказ (решение об отказе) ответчика не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности. По мнению представителя заявителя, ООО «Геостройинвест» располагает всеми организационно-техническими возможностями для осуществления деятельности по технической инвентаризации объектов капитального строительства, что подтверждается тем обстоятельством, что в силу прямого указания закона (ч.1 ст.44 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости») ООО «Геостройинвест» наделено правом осуществления кадастровой деятельности в отношении земельных участков, работы по которым (выраженные в подготовке документов, содержащих необходимые сведения о соответствующем земельном участке) идентичны работе по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Как считает заявитель, им был представлен полный комплект необходимых документов для аккредитации ООО «Геостройинвест» в качестве организации, имеющей право выполнять работы по технической инвентаризации объектов капитального строительства. Однако ответчик отказал заявителю в аккредитации по основанию отсутствия у ООО «Геостройинвест» документов, подтверждающих наличие архива либо возможности ведения архива, не подлежащему применению в связи с передачей Управлению Роснедвижимости по Нижегородской области государственной функции учета объектов капитального строительства (включающей ведение спорного архива) в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 26 апреля 2007 года №146 (зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июня 2007 года №9634).

Управление Роснедвижимости по Нижегородской области требования заявителя не признает, а доводы считает необоснованными и подлежащими отклонению. По мнению представителя ответчика, основания для отказа заявителю в аккредитации имелись. Поскольку заявителем не были представлены документы, включенные в перечень документов, установленных п.3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №70, подтверждающие возможность ООО «Геостройинвест» ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, а также возможность соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в связи со вступлением в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», заявитель, полагающий наличие у него достаточного организационного и материально-технического обеспечения для осуществления деятельности по технической инвентаризации объектов капитального строительства, обратился в Управление Роснедвижимости по Нижегородской области с заявлением от 9 февраля 2009 года №0902/1 о проведении аккредитации ООО «Геостройинвест» как организации, имеющей право осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов капитального строительства  . К заявлению был представлен комплект документов, подтверждающих наличие у ООО «Геостройинвест» достаточного организационного и материально-технического обеспечения для осуществления заявленной деятельности.

Извещением от 19 февраля 2009 года №11-19/651 ответчик уведомил заявителя о том, что по его обращению была создана рабочая группа для определения соответствия представленных документов фактически имеющимся возможностям ведения технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и указано время проведения проверки рабочей группой помещений, занимаемых ООО «Геостройинвест», для обеспечения выполнения требований п. 3.6, 3.15 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №70.

Однако после проведения проверочных мероприятий и рассмотрения заявления ООО «Геостройинвест» Комиссией ответчика по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, заявитель был уведомлен письмом ответчика от 17 марта 2009 года №11-19/966 об отказе в соответствующей аккредитации. К данному уведомлению были приложены копии приказа Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 16 марта 2009 года №43 «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» и протокола заседания упомянутой Комиссии от 16 марта 2009 года.

Из вышеназванных документов следует, что ООО «Геостройинвест» было отказано в аккредитации по основанию отсутствия у данного лица документов, подтверждающих наличие архива либо возможности его ведения, представление которых предусмотрено п.3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №70.

Оценивая изложенные обстоятельства дела, арбитражный суд исходит из следующих правовых позиций.

Принятие Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» было направлено, в том числе, на реформирование сложившейся системы инвентаризации и учета объектов недвижимости в целях разграничения функций инвентаризации (по новому Закону — кадастровой деятельности)и функций учета объектов недвижимости (ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления кадастрового учета недвижимого имущества), и обеспечения единства публичных информационных ресурсов относительно объектов недвижимости, учтенных прав на них и зарегистрированных обременений.

В силу положения ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных этим Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа   по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим Законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

При этом формами организации кадастровой деятельности ч.1 ст.31 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» называет выполнение кадастровым инженером соответствующих работ в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица.

Таким образом, в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая деятельность, касающаяся как земельных участков, так и объектов капитального строительства, осуществляется хозяйствующими субъектами и строится на принципах свободы договора и обеспечения конкуренции, в то время как функции ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления кадастрового учета недвижимого имущества рассматриваются как функции публичные, осуществляемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №1847 — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии).

Вышеупомянутые положения Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», как уже было упомянуто, вступили в силу с 1 марта 2008 года. Данное обстоятельство, в силу принципа верховенства законов (ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации), означает, что все иные нормативные акты, так или иначе касающиеся вопросов инвентаризации и учета объектов недвижимости, должны применяться на территории Российской Федерации в части, не противоречащей положениям и целям правового регулирования Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости».

В подтверждение чему, в ч.8 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2010 года постольку, поскольку иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 43 данного Закона. В упомянутой ст.43 названного Закона предусмотрены правила переходного периода, касающиеся отношений, касающихся государственного учета объектов капитального строительства, в период до 1 января 2010 года.

Правовое регулирование в отношении лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период, установлено в ст.44   Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости». Согласно положениям указанной статьи Закона, кадастровые инженеры осуществляют в установленном этим Законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года. При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу данного Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству. В целях применения правил заключения договоров подряда на осуществление кадастровых работ заказчиком этих работ с названными лицами, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, лица, обладающие на день вступления в силу данного Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами.   Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, кадастровые инженеры осуществляют в установленном данным Законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 года. При этом с 1 января 2010 года и до 1 января 2011 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2009 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или)   техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости (т.е. были аккредитованы территориальными органами Роснедвижимости в качестве организаций технического учета и (или)   технической инвентаризации объектов капитального строительства). В целях применения правил заключения договоров подряда на осуществление кадастровых работ заказчиком этих работ с названными лицами, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами.

Из материалов данного дела следует, что ООО «Геостройинвест» до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» выполняло работы по территориальному землеустройству на основании лицензий на право осуществления геодезической и картографической деятельностей. Таким образом, в силу прямого указания Закона (ст.44) заявитель с 1 марта 2008 года получил право осуществлять кадастровую деятельность по отношению к земельным участкам exofficio.

То есть у заявителя отсутствует необходимость подтверждать свои возможности по осуществлению данного вида кадастровой деятельности, а государство не обязывает заявителя осуществлять такую деятельность при условии создания и ведения архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации.

Данное обстоятельство обоснованно вышеназванным принципом Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» о разграничения функций инвентаризации и учета объектов недвижимости, при которых ведение архива как составная часть государственного учета объектов недвижимости возлагается на органы публичной администрации.

Полагая, что, помимо кадастровой деятельности в отношении земельных участков, у ООО «Геостройинвест» имеется достаточное организационное и материально-техническое обеспечение для осуществления кадастровой деятельности в отношении объектов капитального строительства, заявитель обратился к ответчику, как к лицу, ведущему до настоящего времени аккредитацию организаций по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Отказывая ООО «Геостройинвест» в удовлетворении поступившего заявления, ответчик единственным основанием для такого решения указал на отсутствие у заявителя архива и документов, подтверждающих возможность ведения архива. При этом в протоколе заседания Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Нижегородской области от 16 марта 2009 года отмечено, что документы, подтверждающие наличие у ООО «Геостройинвест» материально-технической и программной обеспеченности для осуществления технической инвентаризации объектов капитального строительства, представлены и соответствуют установленным требованиям.

Таким образом, к заявителю как к лицу, имеющему намерение в переходный период в соответствии с правилами ст.44 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» осуществлять кадастровую деятельность в отношении объектов капитального строительства предъявлено требование о наличие архива. В то время как к лицам, приравниваемым в переходный период к кадастровым инженерам, вышеназванный Закон такого требования не содержит.

Между тем, в силу принципа ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина (и производные от них права организаций) могут быть ограничены лишь федеральным законом.

Обосновывая оспариваемый отказ перечнем документов, указанным в п.3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №70, ответчик не принял во внимание, что положения упомянутого нормативного акта должны применяться постольку, поскольку они не противоречат положениям и принципам Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», прежде всего принципу разграничения функций инвентаризации и учета объектов недвижимости.

При этом до принятия вышеназванного Закона, однако в развитие общих принципов административной реформы, в п. 1.1, 1.3 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 26 апреля 2007 года №146 (зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июня 2007 года №9634) предусмотрено, что ведение государственного технического учета объектов капитального строительства относится к государственной функции, исполнение которой возложено на территориальные органы Роснедвижимости. При этом данный Административный регламент вступил в силу на территории Нижегородской области с 1 июля 2008 года (п.2 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 26 апреля 2007 года №146) — т.е. после обращения заявителя к ответчику с заявлением об аккредитации.

В ходе судебного разбирательства, представитель ответчика не стал отрицать того, что во исполнение данного Административного регламента архивы аккредитованных в Нижегородской области организаций технического учета и технической инвентаризации — Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ГП НО «Нижтехинвентаризация» передаются ответчику по актам приема-передачи.

Таким образом, после введения в действие упомянутого Административного регламента на территории Нижегородской области, создана материально-правовая основа для фактического разграничения функций инвентаризации и учета объектов капитального строительства в Нижегородской области, при которой аккредитованные ответчиком организации должны осуществлять в переходный период функцию технической инвентаризации объектов капитального строительства (приравненной к кадастровой деятельности кадастровых инженеров в отношении объектов капитального строительства), для исполнения которой аккредитованному ответчиком исполнителю не требуется наличие какого-либо архива, поскольку как уже указал суд, под кадастровой деятельностью новейшее законодательства понимает выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемый отказ ответчика не соответствует положениям законодательства о государственном кадастре недвижимости и нарушает право заявителя приступить в порядке, установленном ст.44 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» к осуществлению кадастровой деятельности в отношении объектов капитального строительства.

Поэтому оспариваемый в данном деле отказ ответчика подлежит признанию незаконным, для восстановления нарушенного права заявителя ответчик должен аккредитовать ООО «Геостройинвест» в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В связи с вступлением в силу ст.14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен пп.1.1 следующего содержания: от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Поэтому, уплаченная ООО «Геостройинвест» государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 16 марта 2009 года, утвержденный приказом Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 16 марта 2009 года №43, которым ООО «Геостройинвест» г. Нижний Новгород (ИНН <***>) отказано в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства, как несоответствующий законодательству о государственном кадастре объектов недвижимости.

Обязать Управление Роснедвижимости по Нижегородской областиаккредитовать ООО «Геостройинвест» г. Нижний Новгород (ИНН <***>) в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Возвратить ООО «Геостройинвест» г. Нижний Новгород (ИНН <***>)из федерального бюджета 2000  рублей — государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №64 от 25 марта 2009 года. По вступлению настоящего решения в законную силу заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья А.В. Иванов