АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А43-6981/2009
43-197
город Нижний Новгород 07 мая 2009года
Резолютивная часть объявлена 29 апреля 2009года
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2009года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светланы Николаевны, при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального агентства геодезии и картографии Верхневолжского окружного управления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, индивидуального предпринимателя ФИО1,
При участии представителей сторон:
От заявителя: ФИО2 – руководитель Управления (удостоверение №181), ФИО3 – государственный инспектор по доверенности от 12.01.2009г.;
От ИП ФИО1: ФИО1 – паспорт <...>
Установил:
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Верхневолжское окружное управление Федерального агентства геодезии и картографии с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1 за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных лицензией.
В ходе судебного заседания представитель заявителя ходатайствовал об уточнении требований, а именно о переквалификации выявленного административного правонарушения с части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на часть 2 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) необходимо в силу прямого указания Закона.
Доводы заявителя основаны на положениях пп.п.42 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 Постановления правительства Российской Федерации от 21.11.2006г. №705 «О лицензировании в области геодезии и картографии», положениях Федерального Закона от 26.12.1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии» и мотивированы следующим.
На основании Приказа №19 от 11.03.2009г. руководителя Верхневолжского окружного управления геодезии и картографии, в период с 16 по 17 марта 2009года государственным инспектором по геодезическому надзору Верхневолжской территориальной зоны ФИО3 проведены проверочные мероприятия в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1 на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с проведением геодезических работ. Проверка проводилась в присутствии Индивидуального предпринимателя ФИО1
Контрольные мероприятия проводились путем осмотра оборудования и инструментов, проверкой и анализом представленных документов и материалов выполненных работ. Проверка качества геодезических работы, выполняемых ФИО1 выполнена путем камерального контроля землеустроительных дел на 5-ти объектах.
В результате проверочных мероприятий в отношении ИП ФИО1, административным органом выявлены нарушения лицензионных требований и условий осуществления геодезической деятельности, а именно подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности – соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального Закона №209-ФЗ «О геодезии и картографии»; и подпункта «г» пункта 4 названного Положения – обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности. Нарушение выразилось в отсутствии актов внутреннего контроля и инструментальных контрольных примеров к ним, что противоречит требованиям раздела 5 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации» и пункта 13 «Инструкции по межеванию земель».
Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с проведением геодезических и картографических работ за пределами срока действия выданных лицензий: Лицензии на осуществление геодезической деятельности (регистрационный номер ВВГ-00518Г – дата завершения действия лицензии 07.07.2008г.) и Лицензии на осуществление картографической деятельности (регистрационный номер ВВГ-00519К - дата завершения действия лицензии 07.07.2008г.).
По результатам проверки составлен Акт лицензионного контроля от 17.03.2009г., в котором зафиксировано, что ИП ФИО1 выполнял работы по межеванию земельных участков на основании лицензии на осуществление геодезической деятельности, срок действия которой истек в июле 2008года. Также в названном Акте зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий.
В тот же день, что есть 17.03.2009г. в отношении ИП ФИО1 составлен Протокол об административном правонарушении. Протокол составлен в присутствии индивидуального предпринимателя, что подтверждается его личной подписью и объяснениями, зафиксированными в Протоколе. Согласно объяснениям ФИО1, геодезические работы с июля по декабрь 2008года им не проводились, после декабря 2008года в своей деятельности ФИО1 руководствовался письмом «О кадастровых инженерах» №ВК/3192 от 21.07.2008г.
В Протоколе об административном правонарушении отражено, что геодезическая деятельность в период с июля 2008г. по март 2009года не лицензировалась, в то время как геодезические работы при производстве землеустроительных дел выполнялись.
Вместе с тем, административный орган квалифицировал выявленные со стороны ФИО1 нарушения по части 3 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, в соответствии с положениями статьи 23.1.КоАП РФ, направлены Верхневолжским окружным управлением геодезии и картографии в Арбитражный суд Нижегородской области для принятия решения о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебном заседании возразил против доводов заявителя, указав на неверную квалификацию административным органом выявленного нарушения и отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности. Позиция ФИО1 изложена в отзыве на заявление и также основана на том, что в настоящее время не требуется лицензирование кадастровой деятельности.
Заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, проверив полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, сроки привлечения к административной ответственности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 42, 43 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона №128-ФЗ «О лицензировании отельных видов деятельности», геодезическая деятельность и картографическая деятельность отнесены к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Лицензирование геодезической и картографической деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (пункт 7 статьи 18 данного документа).
На момент рассмотрения настоящего дела, технические регламенты не вступили в силу.
Правовые основы деятельности в области геодезии и картографии установлены Федеральным Законом от 26.12.1995г. (в ред. от 30.12.2008г.) №209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее - Закон №209-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 1 названного Закона, геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени; картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения; геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.
Согласно статье 3 Закона №209-ФЗ, геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя: геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение; геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.
К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.
В силу статьи 12 Закона №209-ФЗ, геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2006г. №705 утверждено Положение о лицензировании геодезической деятельности.
В соответствии с п. 2 названного Положения, лицензирование геодезической деятельности осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии.
Представленные Верхневолжском окружным управлением геодезии и картографии материалы административного дела в отношении ФИО1 свидетельствуют, что последний, после истечения срока действия лицензии на осуществление геодезических работ, такие работы проводил, а именно производил геодезические измерения; при проведении работ по территориальному землеустройству не оформлял свидетельства о регистрации геодезических работ, в нарушение п.2 ст.13 Закона №209-ФЗ, п.п.3.1., 3.2., 3.11 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации». ГКИНП-17-002-93. Названные нарушения зафиксированы в Акте лицензионного контроля и в Протоколе об административном правонарушении от 17.03.2009г.
Таким образом, судом отклоняются за необоснованностью доводы ФИО1 о том, что после окончания срока действия Лицензии на осуществление геодезической деятельности (регистрационный номер ВВГ-00518Г), геодезические работы не выполнялись.
Что касается вопроса квалификации совершенного ФИО1 административного правонарушения, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 (в ред. от 20.11.2008г.) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В рассматриваемом случае суд установил, что индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с производством геодезических работ без специального разрешения (лицензии), тогда как наличие такой лицензии является обязательным условием, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства: подпункта 42 п.1 ст. 17 Федерального Закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.12 Федерального Закона №209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Следовательно, действия ИП ФИО1 подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Протокол об административном правонарушении от 17.03.2009г. в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
В соответствии с положениями статьи 23.1. КоАП РФ, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. настоящего Кодекса совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, отнесено к компетенции судей арбитражных судов.
Указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства суд считает достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе производства по делу, каким-либо образом нарушающих права и законные интересы ИП ФИО1, суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что действия ФИО1, выразившиеся в осуществлении геодезической деятельности без лицензии, следует квалифицировать по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 (Нижегородская область, Тоншаевский район, р. <...>; Свидетельство о государственной регистрации 304532910600044) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложение административного штрафа в минимальном размере – 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
ИНН <***> / КПП526201001 УФК по Нижегородской области (Верхневолжское окружное управление геодезии и картографии л/с06173508430)
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород
БИК: 042202001
Расчетный счет: № <***>
Код ОКАТО 22401000000
КБК 1731 16 90040 04 0000 140
Копию квитанции или платежного поручения, подтверждающие уплату штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Нижегородской области.
По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, выдать и направить исполнительный лист на взыскание штрафа в Службу судебных приставов исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.
Судья С. Н. Степанова