ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-7012/08 от 03.06.2008 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-7012/2008

9 - 97

г. Нижний Новгород 03 июня 2008 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Елены Михайловны, при ведении протокола судебного заседания судьей Сандовой Е.М.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Ильино-Заборское» к Территориальному управлению в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о признании незаконными и отмене Постановлений от 25.04.2008г. о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 67 500 рублей по делу № 22-08/91 и по делу № 22-08/92,

при участии представителей сторон:

от заявителя:   ФИО1- доверенность от 06.05.2008г.

от ответчика:   ФИО2- доверенность от 08.05.2008г. № 32-14-04/803; ФИО3- доверенность от 08.05.2008г. № 32-14-04/802; ФИО4- доверенность от 08.05.2008г. № 32-14-04/804

установил:   В Арбитражный суд Нижегородской области обратилосьОАО «Ильино-Заборское» с заявлением к Территориальному управлению в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о признании незаконными и отмене Постановлений от 25.04.2008г. о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 67 500 рублей по делу № 22-08/91 и по делу № 22-08/92 по основаниям, изложенным в заявлении и в судебных заседаниях.

Согласно оспариваемых постановлений ОАО «Ильино-Заборское» осуществило реализацию за наличный расчет несортового картофеля гражданину ФИО5, якобы нерезиденту РФ. То есть, ОАО «Ильино-Заборское», по мнению Территориального управления в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, осуществило незаконные валютные операции.

Однако, как указано в п.п. «а» и «б» п.6 ч.1 ст. 1 Федерального закона РФ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с приведенными нормами (п.п. «а» п.7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таким образом, иностранный гражданин может быть признан нерезидентом лишь при временном проживании в Российской Федерации и при отсутствии у него вида на жительство в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту проживания на основании поданного в установленном порядке письменного заявления (пункт 3 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 794).

Для учета иностранных граждан, пребывающих на территории РФ, предусмотрено создание центрального банка данных (пункты 2 и 5 Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2005 № 186).

Однако вплоть до настоящего времени единый банк данных учета иностранных граждан не создан.

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как видно из материалов дела, вывод об отсутствии у гражданина Республики Таджикистан ФИО5 статуса резидента сделан Территориальным управлением в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании единственного доказательства - информации, полученной из Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области.

Согласно данному ответу ФИО5 не зарегистрирован, разрешение на временное проживание и вид на жительство на территории Нижегородской области не оформлял.

Таким образом, имеющаяся в деле информация УФМС по Нижегородской области ограничена лишь сведениями по Нижегородской области. Ввиду этого данная информация не может служить доказательством отсутствия у иностранного гражданина ФИО5 вида на жительство в РФ, поскольку соответствующие действия могли быть совершены этим лицом на территории иных субъектов РФ.

В рамках административного производства Территориальное управление в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не обращалось в другие территориальные органы МС для выяснения статуса ФИО5, не вызывало и не опрашивало этого гражданина с целью достоверного определения его статуса. Какие-либо документы, подтверждающие наличие или отсутствие у ФИО5 вида на жительство в других субъектах РФ (кроме Нижегородской области), в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного следует признать, что Территориальное управление в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не доказало наличия у ФИО5 статуса нерезидента. В связи с этим, по мнению заявителя, имеются достаточные основания для признания оспариваемых постановлений незаконными.

Ответчик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву, в судебных заседаниях.

Начальником отдела валютного контроля Территориального управления в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора составлено два протокола об административных правонарушениях № 22-08/91 и № 22-08/92, так как факт нарушения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» имел место по двум различным договорам купли- продажи, заключенным в устной форме. Товар поставлен по разным ГТД (ГТД № 10408090/240507/0004962 и ГТД № 10408090/280407/004099), оплачен по различным платежным документам: счетам фактурам- от 24.05.2007г. № 280 и от 26.04.2007г. № 256, и накладным - от 24.05.2007г. № 280 и от 26.04.2007г. № 256. По результатам рассмотрения протоколов Территориальным управлением в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ вынесены два отдельных постановления № 22-08/91 и № 22-08/92 о назначении административного наказания. В связи с чем ответчик просит разделить дело на два и рассматривать их в отдельных производствах.

На основании счет-фактуры от 24.05.2007г. № 280 и накладной от 24.05.2007г. № 280 ОАО «Ильино-Заборское» был передан товар на сумму 90 000, 00 рублей РФ ФИО5, сумму в размере 90 000, 00 рублей РФ заявитель 24.05.2007г. получил с Покупателя наличными деньгами, о чем свидетельствует квитанция к приходному кассовому ордеру № 310 от 24.05.2007г. на сумму 90 000, 00 рублей РФ.

Согласно ГТД № 10408090/240507/0004962 товар вывезен ФИО5 с таможенной территории Российской Федерации 24.05.2007г.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Юридические лица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемы населению».

В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации под договором розничной купли-продажи понимается продажа товара, предназначенного для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поскольку осуществленная юридическим лицом сделка не отнесена к договору розничной купли-продажи, о чем свидетельствует предмет сделки – картофель для промышленной переработки мелкий поздний, урожай 2006 года, для производства крахмала, что подтверждается ГТД № 10408090/240507/0004962, счет-фактурой от 24.05.2007г. № 280 и накладной от 24.05.2007г. № 280, его количество – 60 000, 00 кг и сумма сделки – 90 000, 00 рублей РФ, а также не отнесена ч. 2 ст. 14 Закона к перечню сделок, по которым юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, ОАО «Ильино-Заборское» обязано было произвести расчет за продажу товаров на сумму 90 000, 00 рублей РФ через свой банковский счет в уполномоченном банке.

Из изложенного следует, что ОАО «Ильино-Заборское» были нарушены требования ст. 14 ФЗ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», что подтверждается доказательствами, содержащимся в материалах административного дела.

Следовательно, данным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении незаконных валютных операций, т.е. осуществлении валютных операций, запрещенных валютных законодательством РФ. За указанное правонарушение заявитель был привлечен к административной ответственности Постановлением от 25.04.2008г. № 22-08/91.

На основании счет-фактуры от 26.04.2007г. № 256 и накладной от 26.04.2007г. № 256 ОАО «Ильино-Заборское», именуемое Продавец, был передан товар на сумму 90 000, 00 рублей РФ ФИО5, именуемый Покупатель.

Сумму в размере 90 000, 00 рублей РФ Продавец 26.04.2007г. получил с Покупателя наличными деньгами, о чем свидетельствует квитанция к приходному кассовому ордеру № 215 от 26.04.2007г. на сумму 90 000, 00 рублей РФ.

Согласно ГТД № 10408090/280407/004099 товар вывезен ФИО5 с таможенной территории Российской Федерации 28.04.2007г. За указанное правонарушение заявитель был привлечен к административной ответственности Постановлением от 25.04.2008г. № 22-08/92.

Территориальное управление в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора считает доводы заявителя об отсутствии в материалах дел доказательств того, что покупатель не является резидентом РФ, несостоятельными.

Так, в материалах дел имеется ответ УФМС России по Нижегородской области на запрос сведений об оформлении и выдаче документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, выдаче вида на жительство в Российской Федерации, об определении и оформлении наличия гражданства Российской Федерации, регистрации временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство в отношении ФИО5, в котором содержится информация о том, что ФИО5 не зарегистрирован, разрешение на временное проживание и вид на жительство на территории Нижегородской области не оформлял.

На основании п.п.6,7 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» физическое лицо признается нерезидентом в случае, если указанное лицо не является гражданином Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, признанным постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также, если указанное лицо, являясь иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно не проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также из материалов дела № 22-08/91 от 22.04.2008г. видно, что ФИО5 въехал на территорию Российской Федерации, а именно на территорию Нижегородской области для того, чтобы купить товар у ОАО «Ильино-Заборское». При этом ФИО5 не регистрировался ни на территории Нижегородской области (ответ УФМС по Нижегородской области от 24.01.2008г. на запрос об истребовании сведений) и не был зарегистрирован на территории иного субъекта Российской Федерации.

Рассмотрев доводы сторон, материалы административных дел № 22-08/91 и № 22-08/92, суд установил, что обжалуемые Постановления являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ нерезиденты – физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктами «а» «б» пункта 6 статьи 1 Закона резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Следовательно, доказательствами, подтверждающими статус нерезидента применительно к иностранным гражданам, являются паспорт и отсутствие у иностранного гражданина вида на жительство.

Ответ УФМС России по Нижегородской области от 21.01.2008 № МС 1/414 на запрос Территориального управления в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № 32-07-39/2519 от 26.12.2007г. подтверждает, что ФИО5 на территории Нижегородской области не зарегистрирован, разрешения на временное проживание и вид на жительство на территории Нижегородской области не оформлял, но не подтверждает, оформлял ли ФИО5 необходимые документы на территории Российской Федерации. Представленные административным органом грузовые таможенные декларации № 10408090/240507/0004962 и № 10408090/280407/004099 вообще никакого отношения к ОАО «Ильино-Заборское» не имеют, так как заявитель продал товар на территории Российской Федерации, за границу не вывозил, указанные ГТД не видел и не мог видеть. Из представленных административным органом квитанций к приходным ордерам, счетов-фактур № 256 от 26.04.2007 года и № 280 от 24.05.2007 года также не видно, что ФИО5 является нерезидентом.

Кроме того, в настоящее время не имеется законодательно установленной обязанности юридического лица обращаться с запросами в УФМС и соответствующей обязанности УФМС представлять какую-либо информацию на запросы юридического лица о том или ином гражданине. В настоящее время единого центрального банка данных по учету иностранных граждан на территории РФ, куда бы был открыт доступ любому заинтересованному лицу, не создано.

При таких обстоятельствах суд делает вывод об отсутствии вины привлеченного к административной ответственности лица во вменяемом ему правонарушении, поскольку он не мог знать и не знал о том, что его контрагент по договорам является нерезидентом.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании п.п. 2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ данные обстоятельства вообще исключали производство по делам об административных правонарушениях № 22-08/91 и № 22-08/92.

Соединить или разъединить производства по тем или иным делам, по смыслу п.п. 2 и 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда, при рассмотрении обжалуемых постановлений по административным делам № 22-08/92 и № 22-08/91 суд не видит необходимости в удовлетворении заявленного ходатайства административного органа и разъединении дел.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить Постановления о назначении административного наказания по делам об административном правонарушении Территориального управления в Нижегородской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.04.2008г. № 22-08/91 и № 22-08/92 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ ОАО «Ильино-Заборское».

В удовлетворении ходатайства о разъединении дел ответчику отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья Сандова Е.М.