АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-7187/2020
г. Нижний Новгород 29 июня 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2020 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-116),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления МВД России по городу Нижнему Новгороду о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Топ Лэндинг" (ОГРН 1167746644757, ИНН 7726381574) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Лапшина А.К. (по доверенности от 22.11.2019),
при отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом,
в судебном заседании 22.06.2020 объявлялся перерыв до 22.06.2020 до 16:15,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление МВД России по городу Нижнему Новгороду (далее - заявитель, административный орган, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Топ Лэндинг" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основаниям, подробно изложенным в заявлении.
Общество с заявленным требованием не согласно. Не отрицая факта размещения и использования спорной конструкции, ссылается на отсутствие состава вмененного правонарушения, поскольку светодиодная конструкция установленная внутри помещения не отвечает понятию наружной рекламы. Кроме того, считает, что поскольку решением Ленинского районного суда по делу №2-3552/2019 установлен собственник рекламной конструкции именно он должен нести ответственность за ее незаконное размещение, а заявитель в рассматриваемом случае является ненадлежащим ответчиком по делу.
Подробно позиция ответчика отражена в письменном отзыве на заявление.
Учитывая то обстоятельство, что решение Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 16.03.2020 обжалуется в Нижегородском областном суде и не вступило в законную силу, ответчик просит приостановить производство по настоящему делу до момента вступления решения Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 16.03.2020 в законную силу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев данное ходатайство суд отказывает в его удовлетворении, так как основания для приостановления производства по делу отсутствуют, у суда имеется возможность рассмотрения настоящего дела по существу до разрешения дела, рассматриваемого Ленинским районным судом г.Нижнего Новгорода по иску Администрации г.Н.Новгорода к Цыплакову И.Ю.
От ответчика поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу для определения места расположения спорной конструкции и отнесению указанной конструкции к наружной рекламной конструкции.
Суд рассмотрел ходатайство ответчика и отклонил его, поскольку в рамках настоящего дела назначение судебной экспертизы не является необходимым, вопросы, подлежащие разрешению в рамках настоящего дела имеют правовой характер и, с учетом имеющихся в материалах дела документов возможно без выяснения каких либо технических вопросов.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В адрес УМВД по г. Нижнему Новгороду (далее - Управление, административный орган) от МКУ "ГЦГиА" поступил акт осмотра рекламного места от 10.10.2019 №1-948/1 с приложением фотоматериалов свидетельствующий о факте установки и эксплуатации без разрешения по адресу: г.Н.Новгород, ул.Ванеева, д.185 рекламных изображений следующего содержания: "Работа для тебя, 8952..., продавец, кондитер, кухонный работник", "Сириус, Импланты 17 900р. за ТЦ Отличный 266-...", "Страхование без допов, Центр страхования +7 (831) 414-...". Собственник объекта недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция либо лицо, управомоченное собственником такого имущества - Цыплаков И.Ю.
Совместно с данным актом представлено предписание от 31.05.2019 №1811 о демонтаже рекламной конструкции с информацией "Страхование без допов".
По данному факту инспектором Отдела по исполнению административного законодательства Управления возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение от 14.10.2019 №1243.
В ходе административного расследования 03.12.2019 отобраны объяснения представителя ООО "Топ Лэндинг" Лапшина А.К., а также собственника помещения Цыплакова И.Ю.
В рамках административного расследования получены договор аренды помещения от 01.04.2019 по адресу: г.Н.Новгород, ул.Ванеева, д.185, пом.1, этаж 2, заключенный между Цыплаковым И.Ю. (арендодатель) и ООО "Партнер-52" (арендодатор); договор субаренды вышеназванного помещения от 31.05.2019, заключенный между ООО "Партнер-52" (арендодатель) и ООО "Топ Лендинг" (арендатор) для размещения внутри данного помещения светодиодного монитора.
Из договора аренды помещения от 01.04.2019 заключенного между Цыплаковым И.Ю. (арендодатель) и ООО "Партнер-52" (арендатор) следует, что арендодатель передал арендатору во временное пользование часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ванеева, д.185, пом.1, эт.2 общей площадью 18 кв.м для осуществления уставной деятельности.
Из договора субаренды помещения от 31.05.2019 заключенного между ООО "Партнер-52" (арендодатель) и ООО "Топ Лендинг" (арендатор) следует, что арендодатель передал арендатору во временное пользование часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ванеева, д.185, пом.1, эт.2 общей площадью 18 кв.м для размещения внутри данного помещения светодиодного монитора.
По результатам анализа полученных данных Управление пришло к выводу о том, что ООО "Топ Лендинг" разместило и использовало в помещении по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ванеева, д.185, пом.1, эт.2 светодиодный монитор в целях демонстрации наружной рекламы, в том числе рекламы с содержанием "Страхование без допов" без разрешения.
Усматривая в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, должностным лицом Управления в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2020 52 БЗ №313065.
Вышеназванный протокол об административном правонарушении и материалы проверки переданы для рассмотрения в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Статьей 14.37 КоАП предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с правилами установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена данной нормой, состоит в установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее эксплуатацию, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктами 2, 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе этот закон не распространяется на информацию, раскрытию или распространению либо доведению до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Статьей 3 Закона о рекламе определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19).
В части 10 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (часть 2 статьи 19 Закона о рекламе).
На основании пункта 6.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 №119, установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
Разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода по заявлению владельца рекламной конструкции либо собственника земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, лица, управомоченного собственником имущества, в том числе арендатора, лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (далее - управомоченное лицо), при условии, что документом, наделяющим управомоченное лицо правом распоряжения, владения или управления имуществом, земельным участком, к которому присоединяется рекламная конструкция, предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции, а сама установка и эксплуатация рекламной конструкции и место такой установки и эксплуатации не будет противоречить целевому назначению использования предоставленного имущества, земельного участка, а также документам территориального планирования города Нижнего Новгорода, градостроительным нормам и правилам, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода и требований по безопасности движения транспорта (6.2.1 Правил установки).
Таким образом, названными правоположениями установлен прямой запрет на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения (самовольную установку).
Частью 4 статьи 38 Закона №38-ФЗ установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из совокупного толкования положений статьи 3, статьи 19 Закона о рекламе, пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 следует, что ответственность за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения несет не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка (рекламодатель), но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции (рекламораспространитель).
При этом положения Закона о рекламе в качестве рекламодателя определяют не только непосредственного изготовителя или продавца рекламируемого товара (услуги), но и иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а в качестве рекламораспространителя - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Следовательно, рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе также является не только исключительно непосредственный владелец рекламной конструкции, но и иное лицо, причастное к распространению рекламы любым способом.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, являясь участником правоотношений в сфере распространения наружной рекламы указанные субъекты таких правоотношения принимают на себя обязательства по соблюдению установленных требований Закона о рекламе, в том числе, в части наличия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона №38-ФЗ).
ООО "Топ Лэндинг" фактически не оспаривает факт принадлежности ему светодиодного монитора на котором размещалась реклама "Страхование без допов".
Информация, изображенная на светодиодном мониторе, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержания интереса к нему и продвижения его на рынке, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой.
Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.
Возражения ответчика относительно того, что указанный монитор размещен внутри помещения и не может быть расценен в качестве наружной рекламы судом отклоняется.
Светодиодный монитор расположенный в месте нахождения окна проверяемого помещения представляет собой техническое средство стабильного территориального размещения рекламных сообщений, адресованных и направленных лицам, находящимся вне здания.
Соответственно, указанная конструкция по своим характеристикам и расположению соответствует понятию наружной рекламы, предусмотренному статьей 19 Закона о рекламе, а деятельность владельца рекламной конструкции (ООО "Топ Лэндинг") должна осуществляться с соблюдением требований настоящей статьи.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
В рассматриваемом случае общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Доказательства того, что общество не имело возможности не допустить выявленное правонарушение, последним в материалы дела не представлены.
Несоблюдение вышеназванных норм и правил свидетельствует о наличии в его действиях вины во вмененном ему правонарушении.
Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
При таких условиях в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Между тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении от 10.02.2020 52 БЗ №313065030, датой выявления вменяемого обществу административного правонарушения является 31.05.2019 (дата составления акта от 31.05.2019 №1811 и предписания от 31.05.2019 №1811 о демонтаже рекламной конструкции с содержанием рекламного изображения "Страхование без допов")
Таким образом, на момент рассмотрения дела арбитражным судом годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, истек.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, учитывая истечение срока давности привлечения ответчика к административной ответственности, требование Управлению МВД России по г.Н.Новгороду о привлечении ООО "Топ Лэндинг" к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
отказать в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Топ Лэндинг" к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.С.Волчанская