ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-7433/09 от 22.05.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-7433/2009

10 – 168

г. Нижний Новгород 22 мая 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова Алексея Викторовича,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановым А.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя — ФИО1 (доверенность №1 от 26 марта 2009 года),

от заинтересованного лица (ответчика) — заместителя начальника юридического отдела ФИО2 (доверенность №13/08-02 от 11 июля 2008 года),

рассмотрев 15 мая 2009 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

потребительского кооператива Жилищно-строительный кооператив №300 (ЖСК №300) г. Нижний Новгород к инспекции ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в результате реорганизации,

установил:

заявитель просит признать незаконным решение инспекции ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода от 23 марта 2009 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» (форма Р50001).

Указанным решением ответчик отказал в государственной регистрации товарищества собственников жилья №300, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования ЖСК №300.

Заявленные требования ЖСК №300 мотивированы тем, что отказ ответчика основан на обстоятельствах, не соответствующих действительности, поскольку заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы. Заявитель также указывает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации юридического лица нарушает права заявителя в экономической сфере деятельности, поскольку с учетом действующего законодательства, регулирующего жилищные правоотношения, отношения по предоставлению жилищно-коммунальных ресурсов и содержанию многоквартирных домов, общим собрание ЖСК №300 принято решение о преобразовании в товарищество собственников жилья.

В представленном отзыве и в устных объяснениях, представитель ответчика требования заявителя не признает, а доводы заявителя — полагает необоснованными и подлежащими отклонению. При этом представитель ответчика указывает, что представленные заявителем документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. А именно, заявителем было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р12001, в котором в незаполненных строках отсутствовали прочерки, в передаточном акте отсутствовали положения о правопреемстве перед бюджетной системой реорганизуемого ЖСК №300, не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В судебном заседании, начатом 14 мая 2009 года, в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 мая 2009 года.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит, что заявленные ЖСК №300 требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В силу правила ст.122 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.

Как следует из материалов дела, 14 декабря 2008 года общим собранием членов ЖСК №300 были приняты решения о реорганизации ЖСК №300 в форме преобразования в товарищество собственников жилья, о членстве в товариществе собственников жилья, об уставе образуемого юридического лица, об органах нового лица, об утверждении передаточного акта.

В связи с чем, в адрес инспекции ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода 16 марта 2009 года уполномоченным представителем ЖСК №300 было подано заявление по форме Р12001 — о государственной регистрации юридического лица — товарищества собственников жилья №300, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.

Решением ответчика (форма №Р50001) от 23 марта 2009 года заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных пп. «а», «д», «ж», п.1 ст.14 Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документов.

Не согласившись с указанным решением ответчика, и полагая, что данное решение не соответствует положениям упомянутого Закона, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценивая обстоятельства данного дела, арбитражный суд исходит из следующих правовых положений.

Согласно ст. 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.1 ст.14 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В заявлении о регистрации подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных упомянутыми положениями Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п.4 ст.9 этого Закона).

Непредставление предусмотренных вышеназванным Законом документов влечет отказ в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в порядке реорганизации (ст. 23 этого Закона).

Ответчик, отказывая в государственной регистрации товарищества собственников жилья №300, указал на дефекты формы заявления, представление ненадлежащего передаточного акта, и на непредставление документа о представлении ЖСК 300 в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации сведений по персонифицированному учету в системе обязательного пенсионного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р12001 – «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации». В названных требованиях действительно предусмотрено, что в случае не заполнения заявителем при государственной регистрации тех или иных строк, в них проставляются прочерки.

Вместе с тем отсутствие прочерков в незаполненных графах заявления представителя ЖСК №300 не является существенным нарушением и не может служить основание для отказа в государственной регистрации, так как не меняет установленной формы и содержания заявления.

Требования к оформлению передаточного акта установлены в ст.59 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Однако при применении указанных положений следует исходить из общего правила п.3 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Вопросы преемства по обязательным (налоговым) платежам урегулированы положениями ст.50 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу указанной статьи, обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном этой статьей  . Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей  . При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Таким образом, вновь создаваемое товарищество собственников жилья №300 стало бы обязанным по обязательным (налоговым) платежам в бюджетную систему в силу закона, независимо от указания объема этих обязательств в передаточном акте.

Представленный в материалы дела передаточный акт, сданный ответчику для государственной регистрации, содержит указание на то, что ЖСК №300 передает, а товарищество собственников жилья №300 принимает активы и пассивы реорганизуемого общества, а также все права и обязательства в отношении всех его должников и кредиторов, включая оспариваемые третьими лицами. Таким образом, данный передаточный акт соответствует требованиям ст.59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, спорная задолженность по обязательным платежам (состоящая из суммы недоимки по налогам прошлых лет, в размере 183 рубля 41 коп., и начисленных на них пеней в сумме 1958 рублей 16 коп.) в настоящее время заявителем погашена, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в государственной регистрации по мотивам наличия неисполненных налоговых обязательств, неотраженных в передаточном акте, не имеется.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что при подаче заявления о государственной регистрации товарищества собственников жилья №300, заявителем не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений для ведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Поскольку из расписки ответчика   следует, что для государственной регистрации заявителем был представлен протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11). Указанный документ, подтверждает представление ЖСК 300 управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода необходимых сведений для ведения персонифицированного учета в систем обязательного пенсионного страхования.

Ссылка ответчика на непредставления документа, предусмотренного п.2 ст.9 Федерального закона от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» судом отклоняется, поскольку в указанной норме содержится правило о том, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда предусмотренные пп. 1 - 8 п.2 ст.6 названного Закона сведения об уволенных в связи с реорганизацией работниках   в случае реорганизации страхователя - юридического лица в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня   представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Иными словами закон прямо не указывает о том, что должно предшествовать по времени: представление сведений об уволенных, либо представление заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с реорганизацией.

Кроме того, в силу ст.75 Трудового кодекса Российской Федерации, сам по себе факт реорганизации юридического лица – работодателя не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Сам же заявитель утверждает, что в связи с преобразованием никого увольнять не собирается.

При таких обстоятельствах заявленное ЖСК №300 требование подлежит удовлетворению.

При разрешении вопроса о судебных расходах, арбитражный суд исходит из того, что при обращении за судебной защитой заявитель уплатил в бюджет государственную пошлину в размере 2000 рублей. В силу положений пп.1 п.3 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при его обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов. В связи с чем, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение инспекции ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода от 23 марта 2009 года «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» (форма Р50001) как несоответствующее положениям Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать инспекцию ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода зарегистрировать товарищество собственников жилья №300, созданное путем реорганизации.

Решение в вышеупомянутой части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с инспекции ФНС России по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода в пользу потребительского кооператива Жилищно-строительный кооператив №300 2000  рублей — судебных расходов. По вступлению настоящего решения в законную силу выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья А.В. Иванов