ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-7592/08 от 09.06.2008 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-7592/2008

9-113

г. Н. Новгород 09 июня 2008 года

Арбитражный суд Нижегородской области   в составе: судьи Сандовой Е.М.,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Копейка-Поволжье», г. Н.Новгород, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области об отмене постановления от 06.05.2008г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 108-ФАС52-АД-5,9-07/04-08,

при участии представителей:

от заявителя: не явились, извещены;

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 26.02.2008г.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Копейка-Поволжье» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об отмене постановления от 06.05.2008г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 108-ФАС52-АД-5,9-07/04-08, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, административный орган) по основаниям, изложенным в заявлении.

В обоснование своего заявления Обществом указано на то, что в его действиях отсутствуют противоправные действия и состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, так как им не были нарушены положения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Управления заявление Общества отклонил, указывая на законность оспариваемого постановления по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в период с 15 по 21 декабря 2007 года в сети универсамов «Копейка» проводилась рекламная акция «Новогодний сюрприз». О проведении акции распространялись рекламные листовки, адресованные неопределенному кругу лиц, следующего содержания: «Сеть универсамов «Копейка». Близко всем, выгодно каждому! Новогодний сюрприз. Только с 15 по 21 декабря купи на 1000 рублей и получи Шампанское в подарок! С Новым годом! Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». С обратной стороны листовки указано: «С Новым годом! Адреса магазинов:… Единая справочная:… Акция действует с 15 по 21 декабря 2007 года. Подарки выдаются в кассе. Внимание! Количество подарков ограничено!».

В адрес Управления обратился гражданин ФИО2 с жалобой на несоответствие указанной выше акции Федеральному закону от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон РФ «О рекламе»). В своей жалобе ФИО2 указано на то, что в период с 15.12.2007г. по 17.12.2007г. в сети универсамов «Копейка» им было приобретено товаров на общую сумму 1133 рублей 67 копеек. Полагая, что им выполнены все условия рекламной акции, ФИО2 обратился к кассиру за подарком в виде бутылки шампанского, однако, ему было отказано, так как покупка на сумму 1000 рублей должна быть единовременной.

По данному заявлению Управлением 23.01.2008г. было возбуждено дело № 12-ФАС52-Р-5-07/01-08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

14.04.2008г. по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе комиссией в составе уполномоченных должностных лиц Управления было вынесено решение № 12-ФАС52-Р-5-07/01-08, которым ООО «Копейка-Поволжье» признано нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» в части умалчивания в рекламе «Новогодний сюрприз», распространяемой в виде рекламных листовок с 15 по 21 декабря 2007 года в г. Н. Новгороде, существенной информации о том, что для получения приза покупка на сумму 1000 рублей должна быть совершена единовременно (по одному чеку). Также данным решением ООО «Копейка-Поволжье» признано нарушившим требования пункта 2 статьи 9 Закона РФ «О рекламе» в части отсутствия в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия всей информации, обязательной для распространения в соответствии с требованиями этой нормы законодательства, так как в рекламе не указана информация об обязательном едином чеке на сумму 1000 рублей для получения подарка и количество призов.

22.04.2008 года должностным лицом Управления составлен протокол № 108-ФАС52-АД-5,9-07/04-08 об административном правонарушении.

Постановлением № 108-ФАС52-АД-5,9-07/04-08 заместителя руководителя Управления от 06.05.2008 года Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Нижегородской области.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектами рекламирования являются товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является ООО «Копейка-Поволжье», поскольку из рекламных листовок, адресованных неопределенному кругу лиц, явно следует, что акция «Новогодний сюрприз» направлена на стимулирование покупателей приобретать товары именно в сети универсамов «Копейка». Причем, в качестве дополнительного побудительного стимула покупки товаров в сети универсамов «Копейка» в листовках указано на ограниченное количество подарков.

Согласно части 1 статьи 5 Закона РФ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона РФ «О рекламе»).

Из материалов дела усматривается, что в рекламных листовках «Новогодний сюрприз» в качестве условия получения подарка – бутылки шампанского, указывается только на необходимость покупки товара в сети универсамов «Копейка» в период с 15 по 21 декабря на сумму 1000 рублей и ничего не говорится про условие о том, что покупка должна быть сделана единовременно (по одному чеку) на сумму 1000 рублей.

Покупатель, ожидая получить приз, и стремясь в связи с этим купить товар именно в сети универсамов «Копейка», ввиду отсутствия в рекламе части существенной информации, фактически вводился в заблуждение относительно действительных условий получения приза.

Таким образом, Управление сделало правильный вывод, что рекламодателем – ООО «Копейка-Поволжье», были нарушены вышеуказанные требования Закона РФ «О рекламе».

Довод Общества о том, что рекламное сообщение соответствует требованиям статьи 9 Закона РФ «О рекламе» судом рассмотрен и отклоняется в связи со следующим.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из смысла названной нормы следует, что в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, в обязательном порядке должны быть указаны все условия его проведения и количество призов.

В данном случае Общество не указало все условия стимулирующего мероприятия, а также количество призов. Так, не было указано, что условием получения бутылки шампанского является единовременная покупка по одному чеку на сумму 1000 рублей. Вместо указания точного количества призов, Общество ограничилось формулировкой «Количество подарков ограничено».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 5, части 7 статьи 5 закона несет рекламодатель.

Пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» дает определение рекламодателя, как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения является ООО «Копейка Поволжье».

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определил, что ненадлежащая реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Таким образом, реклама Общества не соответствует требованиям законодательства о рекламе и является ненадлежащей.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности административным органом не допущено.

На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления административного органа о привлечении общества к административнойответственности удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления об отмене постановления № 108-ФАС52-АД-5,9-07/04-08 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу об административном правонарушении от 06.05.2008г. о привлечении ООО «Копейка-Поволжье» к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Копейка-Поволжье» отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья Сандова Е.М.