ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-7902/2018 от 28.05.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-7902/2018

г. Нижний Новгород 04 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 июня 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-185), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чистопольская средняя школа" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным пункта 1 предписания № пр- 2682/17/П/12 Волжско - Окского управления Ростехнадзора от 25 декабря 2017 о выявленном правонарушении в части назначения ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов Потребителя,

при участии представителей сторон:

от заявителя: директор ФИО1 (приказ), ФИО2 (доверенность от 11.04.2018),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чистопольская средняя школа" (далее – заявитель, Учреждение) с заявлением о признании незаконным пункта 1 предписания № пр- 2682/17/П/12 Волжско - Окского управления Ростехнадзора (далее – ответчик) от 25 декабря 2017 о выявленном правонарушении в части назначения ответственного за электрохозяйство из числа руководителей и специалистов Потребителя.

Заявитель полагает оспариваемый пункт предписания не соответствующим требованиям пункта 1.2.1, 1.2.3, 1.2.6, 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.20 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее – Правила), нарушающим права и законные интересы Учреждения.

Как отмечает заявитель, в силу указанных положений Правил назначение ответственного лица для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок из числа руководителей и специалистов потребителя не является обязательным. При этом требованием правил является назначение ответственного лица, имеющего соответствующую квалификацию и установку. Соответствующий требованиям ответчика персонал в Учреждении отсутствует, школа является малокомплектной и никто из списочного состава работников школы не может получить 4 группу по электробезопасности, необходимую для выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.

Заявитель отмечает, что назначение ответственного за электрохозяйства школы специалиста ООО «Радиосвязь», с которым у общества заключен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию электрооборудования, не противоречит положениям Правил и обеспечивает реальное соблюдение требования Правил.

Подробно позиция Учреждения изложена в заявлении, обосновании заявления, пояснительной записки и поддержана представителями в судебном заседании.

Ответчик не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку полагает оспариваемый пункт предписания законным и обоснованным, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» пункту 1.1.2, 1.2.6 Правил, пунктам 2.12, 2.12.2, 2.13 приказа Минобразования РФ от 06.10.1998 №2535 «Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России», в соответствии с которыми ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя. При невозможности назначения штатного работника образовательного учреждения допускается возложить ответственности на руководителя (заместителя) образовательного учреждения.

Подробно доводы ответчика изложены в отзыве на заявление, дополнении к отзыву.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

ООО «Радиосвязь», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в направленном отзыве на заявление отмечает, что эксплуатация электрооборудования по договору со специализированной организацией не противоречит пункту 1.2.3 Правил, а назначение Учреждением ответственных лиц за электрохозяйством из числа работников подрядной организации позволяет Учреждению обеспечивать надежную эксплуатацию электрооборудования, содержать его в исправном состоянии.

Представитель ООО «Радиосвязь», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие при надлежащем извещении.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, с целью выполнения Плана проведения плановых проверок Волжско-Окского управления Ростехнадзора на 2017 год, утвержденного приказом руководителя Управления от 12.12.2016 №239, на основании распоряжения от 17.11.2017 №пр-2682/17 ответчиком с 12 по 25 декабря 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении Учреждения.

В результате ее проведения ответчик пришел к выводу о нарушении Учреждением требований пункта 1.2.3 Правил при назначении ответственного за электрохозяйство и его заместителя (пункт 1 акта проверки от 25.12.2017 №пр-2682/17/А/12).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями 25.12.2017 ответчик выдал Учреждению предписание №пр-2682/17/П/12, в соответствии с пунктом 1 которого возложил на Учреждение обязанность в срок до 01.10.2018 устранить нарушение пункта 1.2.3 Правил, в соответствии с которым ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя.

Не согласившись с указанным пунктом предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон №35-ФЗ) под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 3 статьи 29.1 Закона №35-ФЗ).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" установлено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее – Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

В силу указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор:

- за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (пункт 5.3.1.6);

- за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 5.3.1.17);

- за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок (пункт 5.3.1.19).

В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона №294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть понятны и реально исполнимы.

Между тем оспариваемый Учреждением пункт предписания не соответствует названным требованиям по следующим основаниям.

В силу статьи 3 Закона №35-ФЗ потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Пунктом 1.2.1 указанных Правил установлено, что эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя (пункт 1.2.3 Правил).

В силу пункта 1.2.6 Правил ответственный за электрохозяйство обязан: организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

Согласно пункту 1.4.1 Правил эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Электротехнический персонал предприятий подразделяется на: административно-технический; оперативный; ремонтный; оперативно-ремонтный.

В силу пункта 1.4.3 Правил обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Пунктом 1.1.1. Правил установлено, что они имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

Таким образом, из содержания приведенных пунктов Правил следует, что ответственный за эксплуатацию электроустановок должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации.

Как следует из материалов дела, Учреждение представляет собой малокомплектную школу, штатное расписание которой предусматривает 32,52 штатных единиц, а именно: директор -1, заместители директора по учебной и воспитательной работе и библиотекарь по 0,5 ставки каждый, учителя – 17,72 единиц, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, завхоз, водитель и механик по 1 единицы каждый, уборщик служебных помещений – 4 единицы, сторон -2,3 единицы.

Согласно представленным заявителем тарификационным спискам Учреждение имеет директора, двух заместителей директора, шестнадцать учителей с высшими педагогическими образованиями, восемь технических работников со средним, незаконченным средним и высшим образованиями.

Согласно должностной инструкции ответственного за электрохозяйство, утвержденной директором Учреждения 10.01.2018, такое лицо назначается из числа административно-технического персонала, в электроустановках до 1000В имеющего группу IV по электробезопасности, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.

Однако ни одно лицо, состоящее в штате Учреждения, указанным требованиям не соответствует, не имеет специального технического образования, группу IV по электробезопасности, необходимых для выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.

В связи с изложенным 07.02.2017 Учреждение заключило с ООО «Радиосвязь» договор об оказании услуг по техническому обслуживанию электрооборудования №29, по условиям которого ООО «Радиосвязь» приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию электрооборудования Учреждения.

Свидетельством №00Э637 от 09.06.2017, выданным Учебно-производственным центром «Волжскэнергонадзор», подтверждено соответствие ООО «Радиосвязь» нормативным правовым актам, нормативным техническим документам в энергетике, компетентности при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, монтажу, ремонту, пусконаладочным работам в области энергетики.

Приказами директора Учреждения №29 от 01.01.2017 и №127 от 16.01.2017 ответственным за электрохозяйство назначено ФИО3, техник-электрик, прошедший проверку знаний Норм и Правил работы в электроустановках (группы IV по электробезопасности в электроустановках выше (до) 1000В), заместителем ответственного назначен ФИО4, техник – электрик, группа IV выше (до) 1000В.

Таким образом, в рассматриваемом случае эксплуатацию электроустановок Учреждения осуществляет подготовленный электротехнический персонал по договору со специализированной организацией, что соответствует требованиям пункта 1.2.1 Правил, а также требованиям пункта 1.1.1 Правил о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.

Довод ответчика о несоблюдении Учреждением требований пункта 1.2.3 Правил в части назначения ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа руководителей и специалистов потребителя суд полагает несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае такое назначение будет иметь формальный характер. При формальном соблюдении пункта 1.2.3 Правил назначение в Учреждении ответственным за электрохозяйство и его заместителя из числа работников, имеющих преимущественно педагогической образование, не обладающих специальными знаниями в области обеспечения работы электроустановок повлечет за собой несоблюдение требований пункта 1.1.1 Правил о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.

При этом пункт 1.2.1 Правил допускает проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией, в связи с чем, назначение ответственных из числа работников такой организации требованиям Правил не противоречит и обеспечивает надежную эксплуатацию электроустановок.

Требования приказа Минобразования РФ от 06.10.1998 №2535 «Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России», на которые ссылается ответчик, указанный вывод не опровергают.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания не соответствуют требованиям Закона №294-ФЗ и Правил и существенно нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него незаконные обязанности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет признание оспариваемого пункта предписания недействительным.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.04.2012 по делу №А33-12839/2011.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чистопольская средняя школа" (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1 предписания № пр-2682/17/П/12 Волжско - Окского управления Ростехнадзора от 25 декабря 2017г.

Взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных