ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-8008/09 от 16.07.2009 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43- 8008/2009

39-232

г. Нижний Новгород 23 июля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Княжевой Марии Владимировны

при ведении протокола судебного заседания судьей Княжевой М.В.

При участии в судебном заседании:

От истца – ФИО1 – представитель на основании доверенности;

От ответчика не явились, уведомлены (уведомление 60983).

Рассмотрев в открытом судебном заседании   исковое заявление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (Росприроднадзора) г. Нижний Новгород к Муниципальному унитарному предприятию Выксунского района «Стоки» пгт. Досчатое Выксунского района Нижегородской области о взыскании 23634 руб. 00 коп. вреда, причиненного водному объекту и об обязании ответчика обеспечить очистку сточных вод после биологических очистных сооружений до нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Установил:

В арбитражный суд Нижегородской области обратился Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу г. Нижний Новгород с иском к Муниципальному унитарному предприятию Выксунского района «Стоки» пгт. Досчатое Выксунского района Нижегородской области о взыскании 23634 руб. 00 коп. вреда, причиненного водному объекту и об обязании ответчика обеспечить очистку сточных вод после биологических очистных сооружений до нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Ответчик в отзыве указал, что на заместителя директора и начальника участка наложены штрафные санкции, просит не взыскивать предъявленный истцом вред, в связи с тем, что намерен провести мероприятия по очистке сточных вод.

Из материалов дела следует, что в период с 09.02.2009 по 13.02.2009 истцом была проведена комплексная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования МУП Выксунского района «Стоки».

В рамках данной проверки были обследованы биологические очистные сооружения (Далее – БОС), входящие в состав МУП Выксунского района «Стоки»: БОС пос. Шиморское, БОС пос. Досчатое, БОС пос. Дружба, БОС в районе Навашинского шоссе, участок «Птицепром».

В ходе проверки были выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ против предельно допустимых норм сброса в реку Оку по указанным выше объектам.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 13-П от 11.02.2009 и протоколах об административном правонарушении №№ 190-В от 11.02.2009,16-В от 11.02.2009, 18-в от 11.02.2009.

Постановлением от 25.02.2009 № 19-в о назначении административного наказания к ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 руб. 00 коп. была привлечена начальник участка БОС Шиморское ФИО2

Постановлением от 25.02.2009 № 20-в к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20000 руб. 00 коп. было привлечено МУП Выксунского района Стоки.

Административные взыскания уплачены лицами, привлеченными к ответственности в полном объеме.

Согласно расчету истца, составленному на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденного Приказом МПР от 30.03.2007 № 71 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.05.2007 за № 9471), размер вреда в результате допущенных ответчиком нарушений, составил 23634 руб. 00 коп.

В настоящем иске истец просит взыскать с ответчика в бюджет Выксунского раойна Нижегородской области вред в указанной сумме и обязать ответчика устранить причиненный вред путем обязания его обеспечить очистку сточных вод на указанных выше объектах.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего:

В соответствии со ст. 69 Водного Кодекса Российской Федерации и статьей 77. ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 3 данной нормы, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 78 указанного закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (часть 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Возмещение вреда производится по правилам ст. 15, 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, то есть истец должен в совокупности доказать факт причинения вреда, противоправность действий (вину) ответчика и причинно – следственную связь между действиями ответчика и наступившими последствиями.

Как указано выше, факт нарушения ответчиком нормативов предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ из очистных сооружений, установленных на объектах БОС, в реку Оку подтвержден материалами административной проверки.

Ответчиком данный факт не оспорен.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен статьей 78 Закона N 7-ФЗ, в части 1 которой указано, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71

Размер ущерба определен в соответствии с указанной выше методикой и является правомерным.

При изложенных обстоятельствах, суд считает требование о взыскании с ответчика вреда, причиненного водному объекту правомерным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.

Требование об обязании ответчика провести мероприятия по обеспечению очистки сточных вод до нормативов допустимого воздействия на водные объекты отклоняется в силу следующего:

Как указано выше, истец в силу части 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вправе потребовать возмещение вреда, причиненного природному объекту путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

То есть, законом предусмотрено два варианта возмещения вреда – путем взыскания денежной компенсации, рассчитанной на основании Методики либо обязания ответчика произвести действия по восстановления нарушенного состояния природной среды.

Одновременное применение мер ответственности за одно нарушение противоречит принципам гражданского законодательства о возмещении вреда.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что суд удовлетворил иск в части взыскания вреда, причиненного водному объекту в денежном выражении, требование об обязании ответчика совершить действия по обеспечению очистки сточных вод отклоняется.

Госпошлина по иску относится на ответчика по спору в порядке ст. 110 Арбитражного Процессуального Кодекса пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Руководствуясь ст.ст.167, 168, 170, 171, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Выксунского района «Стоки» пгт. Досчатое Выксунского района Нижегородской области в доход бюджета муниципального образования Выксунский район Нижегородской области 23634 руб. 00 коп. ущерба.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Выксунского района «Стоки» пгт. Досчатое Выксунского района Нижегородской области в доход федерального бюджета Российской Федерации 945 руб. 36 коп. госпошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

В остальной части иска истцу отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта.

Судья М.В. Княжева

Помощник судьи Пишин А.Г.

4118794