ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-879/10 от 30.03.2010 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-879/2010

42 – 26

г. Нижний Новгород 31 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 марта 2010 года.

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Кабанова Владимира Петровича,

при ведении протокола судебного заседания судьей В. П. Кабановым,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества «Починковскагропромхимия» о признании недействительным Приказа № 32-09-1195/пз-н от 16.12.2009, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе,

При участии в судебном заседании представителей сторон:

От заявителя – не явился (извещен надлежащим образом),

От ответчика – ФИО1 (доверенность от 29.01.2010),

Установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество «Починковскагропромхимия» (далее – Общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным Приказа № 32-09-1195/пз-н от 16.12.2009 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее – Федеральная служба, ответчик).

Общество, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайств не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии указанного участника процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно заявлению Общество считает, что Федеральной службой незаконно применен пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее – Закон). Также, по мнению, заявителя указанные нарушения ответчиком носят устранимый характер.

Представитель Федеральной службы с требованиями Общества не согласен, считает принятый приказ законным и обоснованным.

Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.

Как следует из материалов дела, в качестве юридического лица Общество зарегистрировано распоряжением главы местного самоуправления района от 30.08.2000 №466-р.

Согласно уведомления от 16.12.2009 №32-09-02-03/1748-р Обществу отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг по следующим основаниям:

- Общество представило документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Федерального Закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» от 10 декабря 2003 года №174-ФЗ.

- В нарушение требований п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее Стандарты) в регистрирующий орган не представлено платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за регистрацию выпуска ценных бумаг.

- В нарушение требований п. 8.2.1. Стандартов в регистрирующий орган не представлены копии учредительных документов юридического лица, участвующего в реорганизации.

- В нарушение требований п. 2.4.5. Стандартов в составе бухгалтерской отчетности за 2008 год отсутствуют пояснительная записка и аудиторское заключение.

- В нарушение требований п. 2.6.4. Стандартов в регистрирующий орган не представлена копия (выписка из) решения (приказа) уполномоченного органа управления эмитента, которым утвержден отчет об итогах выпуска ценных бумаг (решение генерального директора от 10.11.2009).

- В нарушение требований п. 2.4.2. Стандартов и Приложения 1(2) к Стандартам, в заявлении на государственную регистрацию не указаны исходящий номер и наименование регистрирующего органа.

- В нарушение требований п. 2.4.2. Стандартов и Приложения 4 (6) к Стандартам, в решение о выпуске ценных бумаг в п. 8.4. неверно указаны источники собственных средств, за счет которых происходит формирование уставного капитала эмитента.

- В нарушение требований п. 2.4.2 Стандартов и Приложения 2(1) к Стандартам, в анкете эмитенте:

1. дата государственной регистрации эмитента указана не в соответствии с представленной копт свидетельства о государственной регистрации акционерного общества - эмитента,

2. информация в п. 14 и 15 указана не в соответствии с Приложением 2(1) к Стандартам с учете изменений от 02.06.2009 (приказ ФСФР России №09-18/пз-н).

16.12.2009 Федеральной службой вынесен приказ об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, указав на нарушение обществом срока представления документов, установленного Законом, а также на несоответствие представленных документов п. 2.4.2, 2.4.5, 2.6.4 и 8.2.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (далее - Стандарт).

Полагая, что данный приказ вынесен неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Следовательно, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" от 10.12.2003 N 174-ФЗ выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Законом. Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций в соответствии с данным Федеральным законом должны быть представлены не позднее одного года со дня его вступления в силу.

Указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (ст. 3 ФЗ от 10.12.2003 N 174-ФЗ). Федеральный закон от 10.12.2003 N 174-ФЗ был опубликован в "Российской газете" N 253 от 17.12.2003 и, соответственно, вступил в силу 28.12.2003.

Таким образом, документы для регистрации ценных бумаг необходимо было представить в ФСФР не позднее 28.12.2004.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и усматривается из материалов дела, заявление на государственную регистрацию выпуска и документы для государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций были представлены Обществом в Федеральную службу 2009 году, то есть с пропуском установленного законом срока.

Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Между тем, предъявление таких исков является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. Иные последствия пропуска срока на представление документов для государственной регистрации выпусков акций Федеральным законом N 174-ФЗ не предусмотрены.

Из указанного Федерального закона не следует, что истечение срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, следовательно, исходя из целей и смысла Федерального закона N 174-ФЗ, установленный ч. 1 ст. 1 срок не является пресекательным, а нарушение данного срока не является безусловным основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг и соответствующего отчета.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 174-ФЗ регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. При этом основаниями для отказа могут служить только те основания, которые прямо перечислены в Законе о ценных бумагах (ст. 21), за исключением случая нарушения акционерным обществом законодательного запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска.

Закрепленный в ст. 21 Закона о ценных бумагах перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг не предусматривает, что нарушение срока представления документов на регистрацию является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций.

В пункте 2 Информационного письма от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал не относить к основаниям для отказа в государственной регистрации акций пропуск срока представления документов для такой регистрации, полагая его недостаточным для отказа.

В соответствии с п. 2.4.2 Стандарта для государственной регистрации выпуска ценных бумаг представляется платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, - 20 000 рублей.

Как следует из материалов дела, Обществом в нарушении указанных выше положений уплачена государственная пошлина в размере 1 000 рублей (л.д. 23).

В соответствии с п. 2.4.2 Стандарта заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме согласно Приложению 1 (1) к настоящим Стандартам, а в случаях, когда в соответствии с настоящими Стандартами государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг, - по форме согласно Приложению 1 (2) к настоящим Стандартам.

В заявлении Общества от 16.11.2009 не указан исходящий номер и наименование регистрирующего органа (л.д. 24).

Согласно п. 2.6.4 Стандарта для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляется в частности копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания), приказа) уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, повестки дня, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение.

Согласно описи документов, представляемых в РО ФСФР России в ПриФо, Общество не представило указанную выше копию решения (л.д. 22).

В соответствии с п. 8.2.1 Стандарта, в случае размещения ценных бумаг при реорганизации для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется в частности копии учредительных документов всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями.

Согласно материалам дела данная обязанность Обществом также не была выполнена.

В соответствии со ст. 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг", абз. 3 п. 2.4.16 решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом в случае несоответствия документов, представленных для государственной регистрации требованиям этих Стандартов.

Проанализировав вышеизложенное, суд установил, что характер нарушений, отраженных в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 16.12.2009 №32-09-02-03/1748-р, которые, по мнению заинтересованного лица, свидетельствуют о несоответствии представленных обществом для государственной регистрации документов требованиям Закона о ценных бумагах и Стандарту, носят устранимый характер.

Устранимость допущенных обществом нарушений при оформлении документов, заинтересованным лицом не опровергнута.

В соответствии с п. 2.4.9 упомянутого Стандарта регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и магнитных носителей в соответствии с настоящими Стандартами.

В силу п.п. 2.4.10, 2.4.11, 2.4.12 регистрирующий орган вправе в том числе: осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации; требовать от эмитента внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или в проспект ценных бумаг, а также иные документы, представленные для государственной регистрации, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.

Из системного толкования указанных норм следует, что наличие в представленных документах устранимых нарушений, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации при условии, что для их устранения не требуется проведение общего собрания участников (акционеров) эмитента.

Доказательств того, что выявленные нарушения требуют проведения общего собрания акционеров Общества, материалы дела не содержат и заинтересованным лицом не представлено.

Заинтересованное лицо не предложило устранить допущенные неточности, а сразу известило Общество об отказе в государственной регистрации и приложило оспариваемый приказ.

Кроме того, необходимо отметить, что невозможность устранения допущенных обществом нарушений не являлась основанием для отказа в государственной регистрации ценных бумаг и отчета об итогах выпуска.

Таким образом, оспариваемым приказом созданы объективные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает оспариваемое постановление не соответствующим установленному законодательству и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167–171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «Починковскагропромхимия» удовлетворить.

Приказ № 32-09-1195/пз-н от 16.12.2009, вынесенный Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, признать незаконным.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении одного месяца со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.П. Кабанов