АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-8807 /2008
9-147
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2008 года.
Решение изготовлено в полном объёме 31 июля 2008 года.
г. Н. Новгород 31 июля 2008 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е. М. при ведении протокола судебного заседания судьёй Сандовой Е. М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области к Правительству Нижегородской области и Государственному казенному предприятию «Центр территориального развития» о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области от 29.01.2001(2008) года № 85-Р «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода», а также о признании недействительным зарегистрированного права Нижегородской области на земельный участок общей площадью 4012000, 00 кв.м., кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067, расположенный по адресу: г. Н.Новгород, Советский район, около д. Новопокровское,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1- доверенность от 29.01.2008 № 03/06, ФИО2- доверенность от 21.03.2008 № 03/11, ФИО3- доверенность от 29.01.2008 № 03/09;
от Правительства Нижегородской области: ФИО4- доверенность № 5 от 09.01.2008г., ФИО5- доверенность №10 от 09.01.2008, Преподобная Н. А.- доверенность от 18.07.2008 № 35, ФИО6- доверенность от 18.07.2008 № 34;
от ФГУП Учхоз «Новинки»: ФИО7- доверенность от 02.07.2008г. № 28; ФИО8 –доверенность №148 от 01.07.2008г., ФИО9- доверенность № 148 от 01.07.2008г.; ФИО10- доверенность от 21.08.2008г. № 175;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области: ФИО11- доверенность от 16.07.2008 № 08-07/2874;
от УФРС: ФИО12- доверенность от 19.06.2008г. № 147;
от ФГУ «Земельная кадастровая палата» : ФИО13- доверенность от 09.01.2008г. № 04-06/53; ФИО14- доверенность от 09.01.2008 № 04-06/54;
от Администрации г. Н. Новгорода: не явились, извещены;
ГКП «Центр территориального развития»: не явились, извещены;
от ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия»: не явились, извещены;
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области (далее Теруправление, заявитель) к Правительству Нижегородской области, Государственному казённому предприятию «Центр территориального развития», Управлению Федеральной регистрационной службы с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательных работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода от 29.01.2001 г. № 85-р и признании недействительным зарегистрированного права Нижегородской области на земельный участок общей площадью 4 012 000, 00 кв. м., кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067, расположенный по адресу г.Нижний Новгород, Советский район около деревни Новопокровское.
Заявителем допущен ряд неточностей и описок, однако никаких уточнений и заявлений об исправлении описок от него не поступило. Вместе с тем, принимая во внимание то, что в дело заявителем представлено распоряжение от 2008 года № 85-р, суд счёл, что именно оно обжалуется заявителем; поскольку в названии распоряжения от 2008 года № 85-р указано «для проведения изыскательских работ», а у заявителя «изыскательных», суд принял во внимание текст, имеющийся в самом обжалуемом источнике; по тексту заявления Теруправление неоднократно упоминает о земельном участке с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0039, но устно представители заявителя сообщили, что указанный земельный участок никакого отношения к делу не имеет.
Таким образом, судом рассматривается вопрос о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области от 24 января 2008 года № 85-р «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода», а также вопрос о признании недействительным права собственности Нижегородской области на земельный участок, общей площадью 4 012 000 кв. м., расположенный по адресу г. Нижний Новгород, Советский район, около деревни Новопокровское, зарегистрированного в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.02.2008г. за № 52-52-01/046 2008-701.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки», Администрация г. Н. Новгорода, ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия» (Сельхозакадемия), ФГУ «Земельная кадастровая палата», Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области.
Заявитель основывает свои требования на утверждении о том, что земельный участок, предоставленный ГКП НО «Центр территориального развития» обжалуемым распоряжением, и право собственности на который зарегистрировано за Нижегородской областью, располагается на его земельном участке с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, о чём сделана запись регистрации № 52-52-01/028/2007 03 мая 2007 года.
В тексте заявления Теруправление в качестве доказательства нахождения спорного земельного участка в федеральной собственности указывает на то, что на земельном участке с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0039 находятся объекты недвижимости, закреплённые за ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки» НГСХА», которое относится к федеральной собственности. Вместе с тем, заявитель не пояснил, какое отношение к делу имеет земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0039. Устно заявитель пояснил, что к делу имеет отношение только земельный участок 52:18:00 00 00:0037.
Кроме того, заявитель сообщил суду, что при выборе земельного участка и утверждении проекта границ Администрация г. Нижнего Новгорода должна была изучить материалы землеустроительной и градостроительной документации и выявить тот факт, что предоставляемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ при предоставлении земельных участков в обязательном порядке проводятся работы по их межеванию. Межевание земель проводится в соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утверждённой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, а также Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утверждёнными Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003.
Согласно ст. 69 ЗК РФ, п.8.1 Инструкции по межеванию земель при проведении землеустройства обеспечивается учёт законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путём извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Кроме того, границы размежевываемого земельного участка должны быть согласованы с собственниками, владельцами и пользователями смежных земельных участков. В соответствии с п. 9.2 Инструкции по межеванию земель результаты такого согласования должны быть оформлены актом.
Права Российской Федерации зарегистрированы в установленном законом порядке, но ни Территориальное управление (как собственник земельных участков с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037 и кадастровым номером 52:18:00 00 00:0039), ни титульный владелец данных земельных участков не были извещены надлежащим образом о времени проведения землеустроительных работ, границы размежевываемого земельного участка не согласовывались, акт согласования с заявителем не подписывался.
Таким образом, по мнению заявителя, распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.01.2008 № 85-р не соответствует закону, принятие данного акта влечёт нарушение прав Российской Федерации как собственника по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом (ст.209 ГК). Признание недействительными правоустанавливающих документов, явившихся основанием для регистрации права, влечёт признание недействительной государственной регистрации права, поэтому заявитель считает, что у него имеются все основания для заявления требования и о признании недействительным зарегистрированного права собственности Нижегородской области на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067.
Администрация г. Н. Новгорода, ГКП «Центр территориального развития», ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия» в судебное заседание не явились, своего мнения по рассматриваемым вопросам не выразили.
ФГУП «Элитно-семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки» полностью поддерживает заявление Теруправления, одновременно заявляя суду, что титульным владельцем и пользователем является именно он, а не ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия», так как его право бессрочного и бесплатного пользования подтверждается Государственным Актом, выданным 26 февраля 1992 года Мэром г. Богородска и Председателем комитета по земельной реформе и зарегистрированным в Книге записей государственных актов на право пользования землёй за № 175.
Правительство Нижегородской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата», Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, Управление федеральной регистрационной службы с заявлением не согласны.
Представители Правительства Нижегородской области сообщили, что в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 № 46 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов» и согласно решению инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 16 января 2008 года № 2170-46-1792, которым был одобрен инвестиционный проект, представленный Государственным казённым предприятием Нижегородской области «Центр территориального развития», по строительству социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка « ИТ парк Анкудиновка», Администрацией города Нижнего Новгорода был подготовлен и утверждён проект границ запрашиваемой территории.
После проведения землеустроительных работ в адрес Министерства инвестиционной политики Нижегородской области ГКП НО «Центр территориального развития» был представлен кадастровый план земельного участка от 25.01.2008 № 15-29/29169/1, кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067, согласно которому Министерством инвестиционной политики Нижегородской области был подготовлен проект распоряжения Правительства Нижегородской области, принятый Правительством Нижегородской области 29.01.2008 за № 85-р о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре в проведении государственного кадастрового учёта земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона о государственном земельном кадастре государственный кадастровый учёт земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учёта земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Исходя из изложенного, Правительство Нижегородской области при принятии распоряжения Правительства Нижегородской области от 29.01.2008 № 85-р «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода» действовало в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.
Также представители Правительства Нижегородской области обращают внимание суда на то, что в распоряжении Главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода от 12.10.1998 № 3773-р, на который ссылается заявитель в качестве обоснований своих требований, вопросы предоставления земельных участков решаются в отношении ГО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», тогда как в качестве одного из доводов приводится то обстоятельство, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, закреплённые за ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки».
При таких обстоятельствах, по мнению Правительства Нижегородской области, отсутствует как нарушение действующего земельного законодательства, так и нарушение прав заявителя.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области сообщили следующее: истец ссылается на многочисленные нарушения действующих нормативных документов при проведении работ по землеустройству и межеванию земельного участка 52:18:00 00 00:0067, однако это не соответствует действительности.
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037 общей площадью 4138000 кв. м. внесён в единый государственный реестр земель с ориентировочной площадью в рамках разграничения государственной собственности на землю на основании заявления Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области от 26.10.2004г., описания земельного участка и Государственного акта на право пользование землёй от 26.02.1992г. По представленным документам невозможно однозначно определить прохождение границ указанного земельного участка, а также объекта недвижимости, подлежащего передаче при сделке. Следовательно, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067 не могли быть нарушены права Российской Федерации как собственника неустановленного смежного земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067 общей площадью 4012000кв. м., поставлен на государственный кадастровый учёт, в соответствии с Поручением Губернатора Нижегородской области от 16.01.2008г. № Пр 001/5/08-П-П на основании заявления Министерства инвестиционной политики Нижегородской области, Постановления Администрации г. Н. Новгорода «Об утверждении проекта границ земельного участка, выбираемого для строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе» от 21.01.2008г. № 79, Распоряжения Правительства Нижегородской области «О предварительном согласовании места размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе г. Н. Новгорода» от 25.01.2008г. № 65-р, Акта о выборе земельного участка для строительства. Указанный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067 является самостоятельным объектом недвижимости и не образован в результате разделения, выделения, перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037, в связи с отсутствием сведений о прохождении границ земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037, определить наличие в государственном кадастре недвижимости наложений и пересечений (координат) вышеуказанного земельного участка с земельным участком (кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067), а также с границами иных земельных участков не представляется возможным.
В части постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067 ФГУ «Земельная кадастровая палата» и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости пояснили следующее: в силу пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учёт земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учёта земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В силу статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «О землеустройстве» межевание земельного участка включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ земельного участка межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ земельного участка, изготовление карты (плана) земельного участка.
Карта (план) земельного участка и иные материалы межевания земельного участка относятся к видам землеустроительной документации и формируют землеустроительное дело (статьи 19 и 22 Федерального закона Российской Федерации «О землеустройстве»). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 года № 273 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства» контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России (в настоящее время- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и ее территориальные органы.
В Методических рекомендациях по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства от 17.02.2003 года, разработанных в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396, предусмотрено, что составление карты (плана) земельного участка включает в себя работу по утверждению карты (плана) земельного участка. При этом включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и его территориальными органами. Работы по проведению землеустройства и постановке земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067 на государственный кадастровый учёт проведены полностью в соответствии с действующим законодательством.
По мнению Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области 08 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области произведена регистрация права собственности Нижегородской области на земельный участок (единое землепользование), общей площадью 4012000, 00 кв. м., кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067, расположенный по адресу: г. Н. Новгород, Советский район, около д. Новопокровское, на основании Распоряжения Правительства Нижегородской области «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода» от 29.01.2008г. № 85-р. в чётком соответствии с требованиями действующего законодательства. Для признания недействительным зарегистрированного права необходимо доказать в суде недействительность правоустанавливающего документа, однако на момент проведения регистрационных действий правоустанавливающий документ- Распоряжение Правительства Нижегородской области «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода» от 29.01.2008г. № 85-р- недействительным признан не был, иных оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации не имелось.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, материалы дела, суд установил следующее. В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд признаёт недействительным ненормативный правовой акт при одновременном наличии обстоятельств, подтверждающих его не соответствие закону или иному нормативному акту и свидетельствующих о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Теруправление не представило суду доказательств того, что обжалуемым распоряжением нарушено право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037, зарегистрированное в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 мая 2007 года за № 52-52-01/028/2007.
Из документа- основания указанной регистрации- Распоряжения Главы местного самоуправления г. Н. Новгорода «О предоставлении земельных участков в бессрочное пользование» № 3773-р от 12 октября 1998 года следует, что Государственному образовательному учреждению «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» предоставлены земельный участок площадью 43,67га по проспекту Гагарина, 97 в Приокском районе и земельный участок площадью 413,8га в Советском районе. Однако из чертежа (см. стр. 22 настоящего дела границы земельного участка 52:18:00 00 00:0037 невозможно определить, в кадастровом плане указанного земельного участка Земельная кадастровая палата записала, что площадь указанного участка 413,8га указана ориентировочно, подлежит уточнению при межевании.
Суду представлены документы, свидетельствующие о том, что работа по межеванию земельного участка, площадью 413,8га была начата, так как представлена часть документов, являющихся составной частью Землеустроительного дела, подготовленных ОАО «Нижегородский трест инженерно- строительных изысканий» («Нижегородтисиз»). Но работа по межеванию участка и установлению его границ была не завершена, в результате земельный участок 52:18:00 00 00:0037 невозможно индивидуализировать на местности и каким-то образом соотнести его границы с границами участка 52:18:00 00 00:0067,
Так, в пояснительной записке (листы дела 50-51) указано, что земельный участок 52:18:00 00 00:0037 граничит, в частности, с землями Афонинской Администрации, с землями совхоза «Россия», с землями ЦЭ ОТО «Нижновэнерго». Но указанные смежники отказались согласовывать предложенный им проект границ указанного земельного участка ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия». Тогда как в соответствии с пунктом 9.2 Инструкции по межеванию земель результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями смежных земельных участков. Однако Решений судов, в соответствии со статьёй 64 Земельного кодекса РФ, об обязании смежных землепользователей согласовать представленный им проект границ, в деле не имеется. Из пояснений Кадастровой палаты следует, что земельный участок 52:18:00 00 00:0037 поставлен на кадастровый учёт вообще без межевания земельного участка, в соответствии с Методическими указаниями по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учёта земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, а в п.2.2 Методических указаний прямо сказано, что землеустройство по земельному участку, проведённое в соответствии с этими Методическими указаниями, не считается завершённым (формирование земельного участка не завершено) до тех пор, пока не будет выполнено межевание земельного участка. Содержание межевания земель раскрыто в Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года. Межевание земель, в частности, включает (пункт 2) полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС)- опорных межевых знаков (ОМЗ),
- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;
- составление технического проекта (задания) межевания земель;
- уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;
- согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;
- сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;
- определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;
- определение площади земельного участка;
- составление чертежа границ земельного участка.
Геодезической основой межевания земель служат:
- пункты ГГС (триангуляция и полигонометрия);
- пункты ОМС (опорные межевые знаки- ОМЗ).
Пункты ОМС (ОМЗ) служат в качестве исходных для:
- закрепления на местности выбранной местной или условной системы координат и последующей её привязки к общегосударственной системе координат.
В соответствии с п. 14.2 Инструкции Комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает акт установления и согласования границ земельного участка на местности, чертёж границ земельного участка, акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.
Однако никаких из указанных выше действий в отношении земельного участка 52:18:00 00 00:0037 произведено не было.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 273 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства» контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России (в настоящее время- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и её территориальные органы. В Методических рекомендациях по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства от 17.02.2003, разработанных в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 предусмотрено, что составление карты (плана) земельного участка включает в себя работу по утверждению карты (плана) земельного участка. При этом включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и его территориальными органами. Землеустроительное межевое дело по земельному участку с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037 на момент подготовки описания земельного участка отсутствовало. Описание земельного участка готовилось на основании отчёта по инвентаризации земельного участка. При этом чертёж (план) границ землепользования (приложение к отчёту инвентаризации) органом государственного контроля за территориальным землеустройством не был утверждён. Землеустроительное (межевое) дело по земельному участку 52:18:00 00 00:0037 на момент рассмотрения дела в суде также не утверждено территориальным органом Роснедвижимости.
При изложенных выше обстоятельствах, по мнению суда, оснований для проведения государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, ввиду невозможности его индивидуализации, не было. Государственная регистрация какого-либо права предполагает государственную защиту указанного права, но ввиду невозможности индивидуализации объекта права, его государственная регистрация становится бессмысленной.
В процессе рассмотрения дела в подтверждение того, что зарегистрированные в Едином государственном реестре прав его права на земельный участок 52:18:00 00 00:0037 обжалуемым распоряжением нарушены, Теруправлением заявлено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы, на разрешение эксперту предложено поставить три вопроса: имеется ли наложение площадей земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:00 00 00:67 и 52:18:00 00 00:0037 полностью или в части; располагались ли объекты недвижимости отделения «Пригородное» ФГУП Учхоз «Новинки» НГСХА на площадях земельного участка с кадастровым номером 52618:00 00 00:0037 и располагаются ли объекты недвижимости отделения «Пригородное» ФГУП Учхоз «Новинки» НГСХА на площадях земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0067. ФГУП Учхоз «Новинки» поддержал заявленное ходатайство, остальные участвующие в деле лица высказались против его удовлетворения.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд полагает необходимым его отклонить, поскольку, прежде, чем исследовать наложение площадей земельных участков, необходимо установить их границы, но границы земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037 не установлены. Кроме того, как было установлено выше, три смежных землепользователя отказались согласовывать границы указанного земельного участка, что тоже является препятствием для назначения экспертизы, так как экспертное учреждение не является компетентным органом, уполномоченным решать земельные споры. Что касается объектов недвижимости отделения «Пригородное» ФГУП Учхоз «Новинки» НГСХА, то суду, не смотря на его неоднократные вопросы, так и не были представлены документы, обосновывающие участие в настоящем деле ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки», не говоря уже об отделении «Пригородное» ФГУП Учхоз «Новинки». Поэтому выяснять вопрос об объектах недвижимости организации, которая не доказала своё право на участие в деле, суд считает недопустимым в силу статей 67-68 АПК РФ.
ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки» представило суду Государственный акт, выданный Учебно- опытному хозяйству ГСХИ «Новинки» Богородского района Мэром г. Богородска и Председателем комитета по земельной реформе 26.02.1992 года. Однако на основании каких правоустанавливающих документов он выдан, имел ли право мэр г. Богородска распорядиться землями, находящимися (в то время) в Кстовском районе, в настоящее время- в Советском районе г. Н. Новгорода,- из указанного Акта не следует, хотя, в соответствии с Приложением №1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493, на основании которого он выдавался, в нём в обязательном прядке указывается правоустанавливающий документ- решение органа местного самоуправления о выделении земельного участка. Не ясно также, какое отношение ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки» имеет к представленному им Государственному акту (судя по названиям, это разные организации).
Ввиду изложенного суд не может принять во внимание представленный Государственный акт. Что касается каких бы то ни было объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 52:18:00 00 00:0037, то в документе, имеющемся в деле на странице 44 под названием «Сведения о земельном участке, закреплённом за государственным унитарным предприятием или государственным учреждением Федеральной формы собственности» имеется запись: площади земель под зданиями, сооружениями не имеется.
На основании анализа всех представленных в дело документов суд делает вывод об отсутствии нарушений прав Теруправления и ФГУП «Элитно- семеноводческое хозяйство племенной завод Учхоз «Новинки», а также ГОУ «Нижегородская сельскохозяйственная академия» обжалуемым распоряжением.
Нарушений законодательства при выделении земельного участка с кадастровым номером 52:18:00 00 00:67 ГКП НО «Центр территориального развития» не установлено.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия оснований для признания недействительным одного из оснований государственной регистрации права собственности Нижегородской области на земельный участок с кадастровым номером 52:18:00 00 00:67- распоряжения Правительства Нижегородской области от 29.01.2008г. № 85-р, суд должен отказать и в удовлетворении заявления Теруправления о признании недействительным государственной регистрации права собственности Нижегородской области на указанный земельный участок, произведённой 08.02.2008г. за № 52-52-01/046 2005-101. Кроме того, суд отмечает, что второе основание обжалуемой регистрации- абзац 2 пункта 2 статьи 3.1 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» заявителем вообще не обжаловалось.
В соответствии со ст. 110АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180-182, 201, п. 4 ст. 82 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГКП НО «Центр территориального развития» для проведения изыскательских работ и проектирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Технопарка «Анкудиновка» около деревни Новопокровское в Советском районе города Нижнего Новгорода от 29.01.2008 № 85-р и в признании недействительным зарегистрированного права Нижегородской области на земельный участок общей площадью 4 012 000 кв. м., кадастровый номер 52:18:00 00 00:0067, расположенный по адресу город Нижний Новгород, Советский район около деревни Новопокровское заявителю Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области отказать.
Ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы отклонить.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом порядке.
Судья СандоваЕ. М.