АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-9038/2010
42 - 188
г. Нижний Новгород 25 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2010 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Кабанова В.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кабановым В.П.,
рассмотрев в судебном заседании
заявление МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» о признании недействительным Представления для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 №08/01-103ис Контрольно-ревизионного управления Администрации города Н.Новгорода в части установления не соответствия использования бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств», классификации и возмещения МУ «ГУММиД» в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств.
с участием представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 18.02.2010);
от ответчика: ФИО2. (доверенность от 12.01.2010),
Установил:
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» (далее – Общество, МУ «ГУММиД») с заявлением о признании недействительным Представления для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 №08/01-103ис Контрольно-ревизионного управления Администрации города Н.Новгорода в части установления не соответствия использования бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств», классификации и возмещения МУ «ГУММиД» в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество уточнило заявленные требования и просит суд:
1) признать незаконными:
- решение Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода (оформленное пунктом 4 Представления для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис) о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода;
- действия Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода по включению в Представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис выводов КРУ о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода;
- действия Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода по включению в Представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис требование к МУ «ГУММиД» принять меры к возмещению в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств - 24 999 999,15 руб. и недопущению впредь нецелевого расходования бюджетных средств;
2) признать недействительным Представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис в части выводов о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода, а также в части требований к МУ «ГУММиД» принять меры к возмещению в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств - 24999 999,15 руб. и недопущению впредь нецелевого расходования бюджетных средств.
Данные уточнения судом рассмотрены и приняты.
Представитель Общества просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, ответчиком по поручению главы администрации г.Н.Новгорода от 25.12.2009 №99 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2008 и 2009 годы.
В ходе ревизии установлено использование бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. на премирование работников Общества не согласовано целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средства» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина от 30.12.2009 №150н.
По результатам ревизии Обществу выдано представление от 09.03.2010 №08/01-103ис для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба.
Не согласившись с указанным представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Оценивая правомерность предъявленного требования, суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Контрольно-ревизионное управление администрации города Нижнего Новгорода в своей работе руководствуется Положением о контрольно-ревизионном управлении администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 13.01.2006 №88 (далее – Положение), инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением администрации города Нижнего Новгорода, утвержденной постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 12.04.2006 №1045, нормативными и законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Положения Контрольно-ревизионное управление администрации города Нижнего Новгорода является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода. Управление находится в непосредственном подчинении главы администрации города Нижнего Новгорода, перед которым отчитывается в своей работе.
В соответствии с пунктами 3.8, 4.12, 4.17 Положения, управлении вносит по результатам ревизий и проверок предложения о взыскании в соответствии с законодательством Российской Федерации с организацией бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, доходов от их использования, а также переплат и иных неправомерных расходов из средств бюджета, вследствие которых нанесен материальный ущерб бюджету города Нижнего Новгорода, а также направляет в установленном порядке предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении финансирования проверяемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а также в случае непредставления ими бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств.
Пункт 3.9. Положения указывает что, КРУ подготавливает и вносит предложения главе администрации города Нижнего Новгорода по устранению выявленных проверками нарушений, возмещению причиненного ущерба, применению финансовых и административных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно Положению в п.6.2. КРУ передает в правоохранительные органы материалы проверок (ревизий), в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством основанием для реализации материалов проверок (ревизий) в установленном порядке, а также в п.6.3. КРУ направляет в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах для принятия мер, установленных действующим законодательством.
Из текста оспариваемого представления следует, что Обществу предложено принять меры к возмещению в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств – 24 999 999,15 руб. и недопущению впредь нецелевого расходования бюджетных средств. Т.о., ответчик указанным представлением предлагает в добровольном порядке устранить выявленные нарушения, никакой ответственности за нарушение бюджетного законодательства не устанавливает, не влечет юридических последствий в случае его не исполнения.
На основании выше изложенного, судом не установлено нарушения каких-либо прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный факт Обществом также не доказан.
Также в соответствии со статьями 282, 283 и 289 БК РФ, неправомерное использование бюджетных средств является основанием применения следующих мер принуждения: наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
Установленные БК РФ разграничения полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (в частности КРУ администрации Г.Н.Новгорода) в области регулирования бюджетных отношений указывают на то что, при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные БК РФ и федеральными законами, а к руководителю за неправомерное использование бюджетных средств - меры дисциплинарной или административной ответственности, при этом применить эти меры ответственности в силу ст. 284.1 БК РФ может только орган, исполняющий бюджет, правоохранительные органы, суды и другие уполномоченные органы в соответствии с законодательством РФ, а не контролирующий, в частности КРУ администрации города.
Также заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде»:
1) о признании незаконными:
- решения Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода (оформленное пунктом 4 Представления для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис) о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода;
- действий Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода по включению в Представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис выводов КРУ о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода;
- действий Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода по включению в Представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис требование к МУ «ГУММиД» принять меры к возмещению в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств - 24 999 999,15 руб. и недопущению впредь нецелевого расходования бюджетных средств;
2) о признании недействительным Представления для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещения причиненного ущерба от 09.03.2010 № 08/01-103ис в части выводов о том, что использование МУ «ГУММиД» бюджетных средств в сумме 24 999 999,15 руб. не соответствующем целевому назначению статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» и является нецелевым использованием бюджетных средств города Нижнего Новгорода, а также в части требований к МУ «ГУММиД» принять меры к возмещению в добровольном порядке в доход городского бюджета суммы нецелевого использования средств - 24999 999,15 руб. и недопущению впредь нецелевого расходования бюджетных средств;
- отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении одного месяца со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья В.П. Кабанов