АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-9392/2019
г. Нижний Новгород 18 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 июня 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр дела 51-195),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,
при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность от 28.02.2019, ФИО2, доверенность от 05.04.2019 (по окончании перерыва не явились) и в отсутствии извещенного надлежащим образом представителя заинтересованного лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление (уточненное)
муниципального унитарного предприятия "Городское общежитие" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене п.1 предписания ФГКУ "Специализированное управление ФПС №4 МЧС России" №2/1/1 от 28.01.2019,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось муниципального унитарного предприятия "Городское общежитие" (далее – заявитель, Предприятие) с заявлением (уточненным) о признании незаконным и отмене п.1 предписания ФГКУ "Специализированное управление ФПС №4 МЧС России" (далее – административный орган, заинтересованное лицо) №2/1/1 от 28.01.2019.
В ходе судебного заседания 05.06.2019 был объявлен перерыв до 10.06.2019 до 10 ч. 10 мин., по окончании которого стороны не явились.
06.06.2019ь от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствии его представителя.
В ходе судебного заседания 05.06.2019 заявитель поддержал заявленные требования с учетом уточненных требований.
При этом, Предприятие указывает на то, что с п.1 оспариваемого предписания не согласно в связи с тем, что общежитие подпадает под исключение п.8 Правил противопожарного режима в России, то есть общежитие это жилое здание, соответственно, на него эта норма не распространяется.
Административный орган о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил, позиция подробно изложена в отзывах.
В соответствии со своей правовой позицией административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, оспариваемое предписание считает законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора административного органа от 10.01.20198 №2 в отношении Предприятия была проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 06.07.2018 №37/1/1 административного органа, номер функции 10001495160. Срок проверки установлен в период с 14.01.2019 по 05.02.2019.
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушении, которые зафиксированы в акте проверки от 28.01.2019 №2. Акт составлен в присутствии законного представителя Предприятия.
28.01.2019 на основании материалов проверки заявителю должностным лицом административного органа было выдано предписание № 2/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В п.1 названного предписания указано, что в нарушении п.8 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в зданиях общежитий по адресам: ул. Зернова д.62/2, ул. Зернова д.60/1, ул. Зернова д.60/2, ул. Менделеева д.58, ул. Менделеева д.62 руководитель не организовал круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.
В соответствии с названным предписанием Обществу надлежало в срок до 30.08.2019 устранить выявленные нарушения.
Считая оспариваемое предписание вынесенным с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Управление.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон №69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закон №69 руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п.8 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов.
В соответствии с ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Согласно ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с ч.3 ст.16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ч.4 ст.16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с условиями ч.1 и ч.4 ст.17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как указано в ч.3 ст.19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В соответствии с ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ч.1). Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (ч.2). Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (ч.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с пунктом 6 которого к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.06.2018 №261 утверждены формы поверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.
В приложении №2 к названному приказу указана Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Настоящая Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее - проверочный лист) применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении здания гостиницы, общежития, спального корпуса санатория и дома отдыха общего типа, кемпинга, мотеля и пансионата (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2), подлежащих федеральному государственному пожарному надзору, при осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
В п.7 названной формы проверочного листа указан перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. При этом, вопрос под номером 43 сформулирован следующим образом: Организовано ли проверяемым лицом круглосуточное дежурство обслуживающего персонала на объекте защиты с ночным пребыванием людей?
Таким образом, на основании вышеизложенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что общежития не подпадают под такую категорию как жилые здания, в отношении которых не распространяются требования п.8 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права.
На основании вышеизложенного, суд находит п.1 оспариваемого предписания административного органа соответствующим нормам законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
требования муниципального унитарного предприятия "Городское общежитие" (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья А.В.Леонов