ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-10123/19 от 15.01.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

Дело № А44-10123/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Максимовой Л. А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Беловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боровичский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

ответчика: представитель ФИО2 по дов. от 26.11.2019,

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боровичский» (далее-Отдел) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее-Предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по протоколу об административном правонарушении от 19.11.2019 № 172573.

В судебное заседание 15.01.2019 стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Предпринимателя поступил отзыв от 11.12.2019, в котором Предприниматель указала на отсутствие доказательств совершения ею правонарушения ввиду признания Прокуратурой Новгородской области недопустимым доказательством положенного в основу требований Отдела протокола обыска от 15.10.2019 (постановление о признании доказательств недопустимыми от 15.11.2019); кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель Предпринимателя, присутствующая в судебном заседании 13.01.2020, отрицала принадлежность изъятой при обыске алкогольной продукции Предпринимателю.

Суд окончил рассмотрение дела в порядке статьи 205 АПК РФ в отсутствие сторон; рассмотрение дела прерывалось в порядке статьи 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

15.10.2019 в 11 часов 30 минут в принадлежащем Предпринимателю кафе «Бар Берег» по адресу: <...>, сотрудниками Отдела был проведен обыск, в ходе которого выявлен факт хранения спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, определенных федеральным законом, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции, составлен протокол обыска (выемки) от 15.10.2019, по которому проведено изъятие алкогольной продукции (и сигарет) (л.д. 18).

Усмотрев в действиях Предпринимателя нарушение статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.95 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) и, соответственно, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, Отдел определением от 11.11.2019 № 3495 возбудил в отношении Предпринимателя дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, затем составил протокол об административном правонарушении от 19.11.2019 № 172573 (л.д. 13).

В соответствии с нормами статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают судьи, в связи с чем, Отдел обратился в арбитражный суд для вынесения решения о привлечении Предпринимателя к ответственности по указанной норме КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Оценив в указанном порядке доводы Отдела в заявлении и письменные возражения Предпринимателя в отзыве, в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд полагает, что заявление Отдела о привлечении Предпринимателя к административной ответственности не подлежит удовлетворению судом в силу отсутствия доказательства объективной составляющей вмененного Предпринимателю правонарушения.

Так, в статье 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов.

Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

Статья 2 Закона № 171-ФЗ определяет: 7) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха

Перечень сопроводительных документов, необходимых при обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ. Такими документами являются:

товарно-транспортная накладная;

справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

В силу пункту 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. (Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное).

Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ:

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (статьи 26.2 КоАП РФ).

Судом установлено и не оспаривается Отделом, что результаты обыска 15.10.2019 в 11 часов 30 минут в принадлежащем Предпринимателю кафе «Бар Берег» по адресу: <...>, в ходе которого выявлен факт хранения в указанном кафе спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, определенных федеральным законом, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции, отражены Отделом в протоколе обыска (выемки) от 15.10.2019 (л.д. 18); именно эти результаты положены в основу выводов Отдела о совершении Предпринимателем административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и в основу составления протокола об административном правонарушении от 19.11.2019 № 172573.

Вместе с тем, в материалах дела имеется постановление Прокуратуры Новгородской области о признании доказательств недопустимыми от 15.11.2019, которым протокол обыска (выемки) от 15.10.2019 признан недопустимым доказательством ввиду нарушения закона при производстве обыска.

Поскольку в силу приведенной выше части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, недопустимо, то в материалах дела отсутствуют достаточные допустимые доказательства, свидетельствующие о совершении Предпринимателем вмененного ей административного правонарушения по протоколу об административном правонарушении от 19.11.2019 № 172573, который также основан на информации, полученной Отделом в ходе обыска 15.10.2019.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Учитывая изложенное в совокупности с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, устанавливающими, что отсутствие события, и, как следствие, - состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, требования Отдела о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ не могут быть удовлетворены судом.

Вместе с тем,в силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ судом должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

В пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без соответствующих лицензий и документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит уничтожению.

Поскольку судом установлено и не опровергнуто Предпринимателем, что алкогольная продукция, изъятая в ее кафе 15.10.2019, не имеет сопроводительных документов, определенных федеральным законом, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции, то есть находится в незаконном обороте, то данная алкогольная продукция, независимо от признания протокола обыска от 15.10.2019 ненадлежащим доказательством, не может быть возвращена Предпринимателю; подлежит изъятию из оборота и уничтожению в установленном законом порядке.

Кроме того, в ходе изготовления по настоящему делу полного текста решения судом установлено, что в резолютивной части решения от 15.01.2020 допущена описка при указании статьи КоАП РФ: указано «части 2 статьи 14.10 КоАП РФ» при том, что необходимо указать «части 2 статьи 14.16 КоАП РФ» и при нумерации пунктов резолютивной части: указан пункт «5», при том, что надлежало указать пункт «4».

В силу части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

В связи с указанным, руководствуясь частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым внести изменение в резолютивную часть решения от 15.01.2019, исправив допущенные описки, изложив полный текст решения с учетом данного исправления, которое не изменяет содержание решения суда по данному делу.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боровичский» о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 19.11.2019 № 172573 отказать.

2.Товар (алкогольную продукцию), находящийся в незаконном обороте, изъятый по протоколу обыска (выемки) от 15.10.2019, находящийся на хранении в Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боровичский», изъять из оборота и уничтожить в установленном законом порядке.

3.Решение для исполнения в части уничтожения товара направить в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения товара по вступлении решения в законную силу.

4.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова