ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-11066/19 от 30.09.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-11066/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено октября 2020 года

Арбитражный суд Новгородской области

в составе: судьи  Богаевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Ивановой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью "НовГрад" (ИНН 1185521 , ОГРН 5321057428 )173000, Великий Новгород,    ул. Большая  Московская, д.20/4, каб. 37

к  муниципальному  образованию городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Великого Новгорода (ИНН 1040050 , ОГРН 5300289364 ) 173000, Великий Новгород, ул. Мерецкова - Волосова, д.13

к муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство»   (ИНН <***>, ОГРН <***>)   173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35А

о признании действий незаконными

при участии:

от истца:  ФИО1, доверенность от 13.01.2020, диплом;

от КУМИ: ФИО2, доверенность от 21.10.2019 №7116, диплом;

от МКУ «Городское хозяйство»: ФИО3, доверенность от 06.07.2020  №4838, диплом

установил:

 Общество с ограниченной ответственностью "НовГрад" ( далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному  образованию городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Великого Новгорода ( далее – КУМИ)  о взыскании  задолженности в размере 176 038 руб. 70 коп. за 2018 год и 2019 год,  образовавшейся в результате применения повышающего коэффициента к коммунальным услугам, в связи с отсутствие индивидуальных приборов учета, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 773 руб. 65 коп. по состоянию на 26.12.2019, а также процентов по день фактического исполнения обязательства

По ходатайству истца определением суда  от 13.05.2020  к участию в деле в качестве соответчика  на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) было привлечено муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» ( далее – МКУ «Городское хозяйство»).  

В порядке ст. 49 АПК РФ истец неоднократной уточнил исковые требования. В конечном итоге, просил взыскать    с МКУ «Городское хозяйство» и МО городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имущество и земельным     ресурсам   Великого      Новгорода   неосновательное обогащение в сумме 177 237 руб. 55 коп. , рассчитанное за период с января 2018 года по сентябрь 2019 года исходя из повышающего коэффициента на плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, электроэнергия) по следующим объектам в Великом Новгороде:

пр.А.Корсунова. д.26а. кв.18,

пр. А.Корсунова, д.25 (кв.5,23,78,97),

пр.А.Корсунова, д.35 к.1 (кв.28, 46. 1, 113,132),

пр.А.Корсунова. д.35. к.2 (кв.25. 30,49),

пр.А.Корсунова. д.35. к.3 (кв.18, 38),

пр.А.Корсунова. д.39  кв.21,

ул.Ломоносова. д.4А (кв.5,9),

ул.Ломоносова, д.6/2 (кв.11,46),

ул.Попова, д.3 (кв.40,58),

ул.Свободы. д.2/6 (кв.4,46,48,61,81),

ул. Ломоносова, д. 16/13 (кв. 46)

взыскать с Комитета по управлению муниципальным имущество и земельным ресурсам Великого Новгорода проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 077 руб.  88 коп. за период с 31.10.2019 года по 12.03.2020 года, начисленные на сумму 177 237 руб. 55 коп.

взыскать   с МКУ «Городское хозяйство» и МО городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имущество и земельным ресурсам Великого Новгорода проценты в сумме 4 899 руб. 46 коп., начисленные на сумму                   177 237 руб. 55 коп.  с 13.03.2020 года по 29.09.2020 года, а также проценты, начисленные на сумму 177 237 руб. 55 коп. с 30.09.2020 года по день фактического исполнения обязательств.

Уточнение иска судом принято к рассмотрению.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель КУМИ исковые требования не признал. Сверив все помещения на предмет их принадлежности к муниципальной собственности,  уточненные исковые требования по сумме, указал, что возражений по расчету требований не имеется, расчет выполнен верно. Возражения КУМИ заключаются в том,   что обязанность оплачивать повышающий коэффициент к коммунальной услуге возлагается на потребителя услуги, то есть на нанимателя. Все квартиры переданы в социальный найм. Кроме того, по мнению представителя КУМИ, установка индивидуальных приборов учета  относится к капитальному ремонту. Обязанность по выполнению капитального ремонта возложена на МКУ «Городское хозяйство». Постановлением Администрации Великого Новгорода от 18 марта 2011 года № 830 утверждено порядок  и условия включения муниципальных жилых помещений  в Перечень муниципальных жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в Великом Новгороде, который осуществляется по заявлению граждан.

Представитель МКУ «Городское хозяйство» пояснила, что возражений по расчету основного долга не имеет. Полагала, что  на Учреждение не возложена обязанность по финансированию установки индивидуальных приборов учета, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде повышающего коэффициента в отношении помещений, переданных по договору социального найма. 

Заслушав  пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в  спорный исковой период в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Великий Новгород  ( с  января 2018 года по сентябрь 2019 года) находились  следующие жилые помещения:  Великий Новгород, пр.А.Корсунова. д.26а. кв.18, пр. А.Корсунова, д.25 (кв.5,23,78,97), пр.А.Корсунова, д.35 к.1 (кв.28, 46. 1, 113,132), пр.А.Корсунова. д.35. к.2 (кв.25. 30,49), пр.А.Корсунова. д.35. к.3 (кв.18, 38), пр.А.Корсунова. д.39  кв.21, ул.Ломоносова. д.4А (кв.5,9), ул.Ломоносова, д.6/2 (кв.11,46), ул.Попова, д.3 (кв.40,58), ул.Свободы. д.2/6 (кв.4,46,48,61,81), ул. Ломоносова, д. 16/13 (кв. 46).

Ответчиками сверены жилые помещения муниципальной собственности с периодами взыскания, установлено, что в спорный заявленный исковой период, указанные помещения являлись муниципальной собственностью. Все имеющиеся разногласия между сторонами были устранены, истцом учтены в расчете иска.

Указанные жилые помещения в спорный период были заселёнными, переданы по договорам социального найма.

Общество осуществляет управление указанными многоквартирными домами на основании  заключенных договоров управления, осуществляет обеспечение указанных жилых домов коммунальными ресурсами холодного водоснабжения и энергоснабжения на основании заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров.    

 Полагая, что Муниципальное образование Городской округ Великого Новгорода как собственник жилых помещений должно установить в принадлежащих им жилых помещениях индивидуальные приборы учета, Общество обратилось к КУМИ с претензией от 29.10.2019 № 282 об уплате задолженности за энергоснабжение и водоснабжение, представляющей собой повышающий коэффициент к плате.

Письмом от  07.11.2019 КУМИ  отказался оплачивать коммунальные услуги, сославшись на обязанность нанимателей  вносить плату за коммунальные ресурсы.

Поскольку претензия оставлена ответчиками без удовлетворения,  истец обратился в арбитражный суд с  иском.

При разрешении спора суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ( в редакции, действовавшей в спорный период) ( далее – Правила № 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого  с 1 января 2017 года  равна 1,5.

Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Вступившим в силу в ноябре 2009 года Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).

В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Таким образом, нормы жилищного законодательства исключают возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке.

Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 307-ЭС19-6279 и от 15.08.2019 N 307-ЭС19-5911.

Ввиду того, что собственником помещений является муниципальный округ Великий Новгород, то, соответственно, обязанность по оплате задолженности за коммунальные ресурсы в виде повышающего коэффициента возлагается на собственника в лице уполномоченного органа, а не нанимателя жилого помещения, в связи с чем довод КУМИ в указанной части является необоснованным.  

Определяя в данном случае надлежащего ответчика: КУМИ или МБУ «Городское хозяйство» суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2.1. устава Учреждения, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 12.12.2018 №5555, целями его деятельности является, в том числе обеспечение реализации на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  Учреждение осуществляет  организацию капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Администрацией Великого Новгорода 18.03.2011  принято постановление с изменениями, внесенными в постановление от 13.07.2016 № 3308,  которым утвержден   Порядок и условия включения муниципальных жилых помещений в Перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту и (или) оснащению индивидуальными приборами учета потребления ресурсов".

Согласно утвержденному Порядку Перечень объектов, подлежащих   оснащению индивидуальными приборами учета потребления ресурсов (далее - Перечень), формируется исходя из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год.

Перечень формируется из числа муниципальных жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту и (или) оснащению индивидуальными приборами учета потребления ресурсов, исходя из их технического состояния.

Прием заявлений от нанимателей жилых помещений   на выполнение капитального ремонта муниципальных жилых помещений и (или) оснащение индивидуальными приборами учета потребления ресурсов осуществляется муниципальным бюджетным учреждением Великого Новгорода "Городское хозяйство".

 По результатам рассмотрения заявлений МБУ "Городское хозяйство" принимает решение о включении (в случае если ремонтные работы не носят капитальный характер - невключении) жилого помещения в очередь на выполнение капитального ремонта и (или) оснащение индивидуальными приборами учета потребления ресурсов и направляет заявителю письменный ответ с указанием номера очереди либо о причинах непостановки в очередь.

Проведение капитального ремонта и (или) оснащение индивидуальными приборами учета потребления ресурсов объектов, отбор подрядных организаций в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключение контрактов на выполнение работ, технический надзор за качеством и сроками проведения работ, ведение претензионной работы осуществляет МБУ "Городское хозяйство"

Капитальный ремонт муниципального жилого помещения осуществляется в порядке очередности подачи заявления в МБУ "Городское хозяйство" в пределах средств, предусмотренных в бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год на эти цели.

Из изложенного нормативного акта следует, что установка индивидуального прибора учета в муниципальные жилые помещения осуществляется только по заявлению нанимателя,  в порядке очередности,  и в зависимости от наличия денежных средств в муниципальном бюджете на очередной финансовый год.

На МКУ «Городское хозяйство» возложена обязанность организовать принятие заявления от нанимателя, включить в перечень работ и  заключить контракт на выполнение работ в пределах выделенных денежных средств.

В материалы дела не предоставлено доказательств, что МКУ «Городское хозяйство» не выполнило обязанности, возложенные на него указанным Порядком, то есть имея выделенные из бюджета денежные средства не провело и не установило индивидуальные приборы учета согласно поданным заявлениям.

На  МКУ «Городское хозяйство» не возложено обязанностей по установке индивидуальных приборов учета в муниципальные жилые помещения, не требующие капитального ремонта, в отсутствие заявок от нанимателей.

На уровне городского округа Великий Новгород отсутствует нормативный акт, который бы подробно регламентировал, каким образом собственник жилищного фонда обеспечивает оснащение жилых помещений индивидуальными приборами учета в отсутствие заявления нанимателя.

В соответствии с возложенными постановлением Администрации Великого Новгорода от 29.12.2015 № 5532 на КУМИ полномочиями Комитет осуществляет  полномочия Администрации Великого Новгорода по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Великого Новгорода. Соответственно бремя его содержания также возложено на КУМИ как на уполномоченный собственником орган.

Ввиду того, что полномочия по содержанию  и оплате коммунальных ресурсов  в виде  повышающего коэффициента за имущество муниципального жилищного фонда иным лицам не передавались, суд полагает, что обязанность нести соответствующие расходы должен   соответствующий Комитет.

 По представленному в материалы дела договору поручения от 30.12.2015, заключенному между КУМИ и МКУ «Городское хозяйство»,  на последнее возложена обязанность совершить юридические действия, к числу которых отнесена плата за коммунальные услуги за пустующие жилые помещения, в том числе по решениям суда.

В данном деле, помещения не являются пустующими, переданы по договорам найма, в связи с чем данный договор не порождает у МКУ «Городское хозяйство» обязательств по оплате коммунальных услуг заселенных квартир.

Проверив расчет исковых требований, суд считает его верным. Показатели, положенные в основу расчета, применены истцом правильно.

Размер  платы за коммунальные ресурсы по водоснабжению и энергоснабжению, предъявленные ответчикам, представляет собой размер повышающего коэффициента, подлежащего начислению к плате за ресурсы исходя из установленного норматива и количества зарегистрированных человек в жилом помещении.

Нормативы установлены  Постановлением Правительства Новгородской области от 16.06.2015 N 261 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".

Количество зарегистрированных граждан подтверждено справками  о регистрации по форме 10.

Ответчиками также расчет проверен. Возражений по уточненному расчету не заявлено.

Помимо задолженности истец просит взыскать проценты.

В силу ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"  разъяснено, что, если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства, на которую распространяется правило абзаца первого пункта 1 статьи 394 ГК РФ, то положения пункта 1 статьи 395 ГК РФ не применяются. В этом случае взысканию подлежит неустойка, установленная законом или соглашением сторон, а не проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ (пункт 4 статьи 395 ГК РФ).

Само по себе то обстоятельство, что истец обосновывает свое требование о применении меры ответственности в виде взыскания денежной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, в то время как законом или соглашением сторон на случай этого нарушения предусмотрена соответствующая неустойка и денежные средства необходимо взыскать с ответчика в пользу истца на основании пункта 1 статьи 330 или пункта 1 статьи 332 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

 Истцом  при расчете процентов применены ставки значительном меньше, чем размер неустойки, что является правом истца. 

Представленный Обществом расчет процентов судом проверен, ответчиками не оспорен.  

Общий     размер   процентов   за   период   с 31.10.2019    по 29.09.2020    составит   8  977 руб. 34 коп.  

При изложенных обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования Общества к муниципальному образованию  в полном объеме   

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с   Муниципального образования городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью «НовГрад»  задолженность в размере 177 237 руб. 55 коп.,  неустойку за период с 31.10.2019 по 29.09.2020 в размере 8 977 руб. 34 коп., неустойку, подлежащую начислению на задолженность в размере 177 237 руб. 55 коп. в размере 1/365 ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей в соответствующие периоды времени, начиная с 30.09.2020 по день фактической оплаты задолженности, а также  6 334 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

В иске к  Муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство»  отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

                                         Н.В. Богаева