ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-1216/11 от 18.05.2011 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-1216/2011

24 мая 2011 года

  Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2011 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Куроповой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Коновым В.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Государственного учреждения Центр занятости населения Шимского района

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области

о признании незаконным Постановления № 50-11/03-02-17/1н от 18.03.2011 г.

при участии

от заявителя: ФИО1 директор, ФИО2 по доверенности от 13.05.2011 №476, ФИО3 по доверенности от 13.05.2011 №477

от ответчика: ФИО4 главный специалист-эксперт по доверенности №16 от 12.05.2011

установил:

Государственное учреждение Центр занятости населения Шимского района (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области № 50-11/03-02-17/1н от 18.03.2011 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, в частности пояснил, что Учреждение в мае 2010 года в нарушение пункта 2 Правил предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1011, пункта 4.1 постановления Администрации Новгородской области от 18.03.2010 №116 возместило расходы в сумме 18000 рублей по оплате обучения работников ООО «Север» (далее-общество) по курсу «Автоматизированные системы бухгалтерского учета», не являющегося опережающим профессиональным обучением. Таким образом, возмещение Учреждением расходов Общества на прохождение обучения по указанному курсу, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с 24.02.2011 по 03.03.2011 Территориальным управлением проведена проверка целевого использования Учреждением субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2010 год, в ходе которой установлено и отражено в акте проверки от 03.03.2011, что ГУ "Центр занятости населения Шимского района" неправомерно возместило ООО «Север» затраты по обучению четырех работников по курсу «Автоматизированные системы бухгалтерского учета», не являющегося опережающим профессиональным обучением (л.д.19,23-26).

Придя к выводу о том, что заявителем допущено нецелевое использование бюджетных средств, Территориальное управление составило протокол от 03.03.2011 года об административном правонарушении, а постановлением от 18.03.2011 N 50-11/03-02-17/1н Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.34-44).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Учреждение оспорило указанное постановление в судебном порядке.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, установлен статьей 38 названного Кодекса.

Использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Объективная сторона вмененного заявителю правонарушения заключается в нецелевом использовании бюджетных средств, то есть в совершении конкретной платежно-расчетной операции по расходованию бюджетных средств, а состав правонарушения считается законченным в момент осуществления операции.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, денежные средства в сумме 115800 руб. получены Учреждением в качестве субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и израсходованы заявителем в сумме 18000 рублей в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на 2010 год и исключительно на возмещение обучения четырех работников ООО «Север», находившихся под угрозой увольнения.

Согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1011 Правилам предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, названные субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; иные дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, определяемые Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данным постановлением Администрация Новгородскойобласти постановлениями от 16.12.2009 №479 и от 18.03.2010 №116 утвердила областную целевую программу "Снижение напряженности на рынке труда Новгородской области в 2010 году" и Порядок расходования средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новгородской области в 2010 году (далее – Порядок).

Указанным Порядком определены условия предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных областному бюджету Новгородской области в соответствии с Постановлением Правительства №1011 и средств областного бюджета на реализацию областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году.

Подпунктом 4.1 пункта 4 Порядка предусмотрено, что бюджетные средства предоставляются работодателям на опережающее профессиональное обучение работников , находящихся под угрозой увольнения.

Согласно подпункта а пункта 2 Постановления №1011 под угрозой увольнения следует понимать в том числе: простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников.

Как следует из материалов дела, приказом ООО «Север» от 11.11.2009 года №28 в связи с тяжелым финансовым положением в организации с 11.01.2010 продолжительность рабочего дня сокращена до двух часов, то есть введен режим неполного рабочего дня (л.д.60).

Пунктом 12 Порядка определены условия предоставления бюджетных средств работодателям на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). Согласно подпункта 12.1 пункта 12 Порядка для получения бюджетных средств работодатели представляют в центр занятости по месту своего нахождения следующие документы:

заявку на участие в дополнительном мероприятии по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;

копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в установленном порядке;

список работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, с указанием имеющихся у них профессий (специальностей), уровня квалификации, а также профессий (специальностей), видов и форм обучения, по которым оно будет осуществляться, заверенный в установленном порядке;

копии документов, подтверждающих направление работника на обучение (приказ о направлении на профессиональное обучение, ученический договор и (или) дополнительное соглашение к трудовому договору);

копию договора, заключенного работодателем с образовательным учреждением (если обучение проводится в образовательном учреждении);

копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности, если обучение проводится в образовательном подразделении работодателя;

смету затрат на опережающее профессиональное обучение.

Указанные документы были представлены ООО «Север» в Центр занятости населения Шимского района (л.д.49-58).

Согласно договору от 26.04.2010 №1 «О предоставлении субсидии по возмещению расходов на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения», заключенного между ООО «Север», НОУ «ЦО «Мединфо» и Центром занятости, последний возместил работодателю расходы по профессиональному обучению четырех работников Общества, находящихся под угрозой увольнения. Прохождение ими обучения подтверждено удостоверениями (л.д.64-67).

Выводы Управления о том, что в данном случае обучение не является опережающим профессиональным обучением не основаны на действующем законодательстве. Законодательство, регулирующее реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, как и законодательство об образовании не дает определения опережающего профессионального обучения.

В данном случае следует руководствоваться целями программ по снижению напряженности на рынке труда – предупреждение роста социальной напряженности на рынке труда области и сохранение имеющегося кадрового потенциала на территории области за счет превентивных мер. Четыре работника ООО «Север» повысили свою квалификацию, работодатель сохранил за ними рабочие места или предоставил другое рабочее место на своем предприятии.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о недоказанности Территориальным управлением наличия в действиях Учреждения состава вмененного ему административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Новгородской области от 18.03.2011 №50-11/03-02-17/1н о привлечении Государственного учреждения Центр занятости населения Шимского района к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья

Л.А.Куропова