ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-1272/20 от 02.06.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-1272/2020

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено июня 2020 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе: судьи  Самарина А.Д. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боковой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

КПК «СБЕРЗАЙМ», г. Северодвинск, Архангельская область, ИНН 2902066099, ОГРН 1102902001960

к ССО «Губернское кредитное содружество», В. Новгород, ИНН  5321087612, ОГРН 1025300818102

о признании незаконным решения об отказе в приеме в члены Союза,

о приеме в члены Союза,

при участии

истец: не явился, извещен,

от ответчика: пред. Дубовенко Т.А., дов. от 02.09.2019,

установил:

кредитный потребительский кооператив «Сберзайм» (далее – истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к союзу саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» (далее – ответчик, Союз) о признании незаконным решения об отказе в приеме Кооператива в члены Союза от 26.12.2019 № 277; об обязании ответчика принять решение о приеме Кооператива в члены Союза.

Исковые требования мотивированы тем, что истец не согласен с принятым и оспариваемым Союзом решения об отказе его в приеме в члены Союза, а также просит обязать ответчика принять такое решение.

Истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил свои исковые требования. В окончательном виде просит признать недействительным решение Союза от 26 декабря 2019 года (протокол от 26.12.2019 № 277).

Уточнение иска принято судом.

Определением суда от 27.04.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке предварительного и судебного разбирательства.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика иск не признал в полном объеме по основаниям, у казанным в отзыве на иск.

В предварительное судебное заседание истец не явился, своих представителей не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание, считает, что дело подготовлено к рассмотрению по существу, открыл и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании в порядке судебного разбирательства позиции сторон не изменились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия истца.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Истец в соответствии со своим уставом является кредитным потребительским кооперативом, цель которого является удовлетворение финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кооператив осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации), других федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Центрального Банка Российской Федерации, регулирующих отношения с участием кредитных кооперативов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее – Закон № 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (часть 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации).

До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков)(часть 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации).

Кооператив ранее (с 24.06.2011 по 25.04.2019) являлся членом другой СРО «Народные кассы - Союзсберзайм».

25.04.2019 Банк России принял решение о прекращении у СРО «Народные кассы - Союзсберзайм» статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, с отзывом лицензии ЦБ РФ и исключением из реестра саморегулируемых организаций.

С целью вступления в другую саморегулируемую организацию истец направил в адрес ответчиказаявление о вступлении в члены Союза с пакетом документов по электронной почте, указанной на сайте.

10 сентября 2019 года пакет документов был направлен ответчику посредством почтового отправления.

Союз является некоммерческой организацией, основанной на членстве, действующей в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом о кредитной кооперации.

Решением Совета Союза от 26 декабря 2019 года истцу отказано в приеме в члены Союза из-за непредоставления Кооперативом документов в полном объеме и несоответствия его условиям членства.

Считая указанное выше решение незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев исковые требования истца к ответчику, а также представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов
(далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций (часть 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации).

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

Пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусмотрено, что организации вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (для микрофинансовых организаций, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка 3) внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, осуществлением ею прав и обязанностей, регулируются настоящим Федеральным законом, Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России (пункт 2 указанной выше статьи).

В статье 10 Закона № 223-ФЗ определено, что саморегулируемая организация устанавливает требования к финансовым организациям, являющимся кандидатами в члены саморегулируемой организации, которые должны быть едиными для всех финансовых организаций, осуществляющих один вид деятельности, с учетом особенностей отдельных видов финансовых организаций и видов оказываемых финансовых услуг и не должны противоречить требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Требования к кандидату в члены саморегулируемой организации должны содержать условие о его соответствии требованиям для получения лицензии (разрешения) или для внесения сведений о нем в реестр финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, установленным федеральными законами о соответствующих видах деятельности (часть 1); для приема в члены саморегулируемой организации финансовая организация, которая имеет лицензию (разрешение) или сведения о которой внесены в реестр финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, представляет в эту саморегулируемую организацию документы, исчерпывающий перечень которых определяется саморегулируемой организацией (часть 2).

Частью 6 статьи 10 Закона № 223-ФЗ предусмотрены основания для отказа в приеме финансовой организации в члены саморегулируемой организации или лица, указанного в части 3 настоящей статьи, в кандидаты в члены саморегулируемой организации.

Кандидат в члены саморегулируемой организации со дня получения лицензии (разрешения) или внесения сведений о нем в реестр финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, считается членом саморегулируемой организации (часть 8 статьи 10 Закона № 223-ФЗ).

Согласно пункту 4.1. устава Союза членами Союза могут быть кредитные потребительские кооперативы, отвечающие требованиям Закона о кредитной кооперации и нормативным актам Банка России, соблюдающие положения Устава, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних нормативных документов Союза, современно уплачивающие вступительные, членские взносы, взносы в Компенсационный фонд и иные взносы, предусмотренные внутренними нормативными актами Союза.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 223-ФЗ саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить внутренний стандарт по условиям членства в саморегулируемой организации.

24.07.2019 во исполнение указанной статьи закона, в соответствии с уставом Союза его Советом разработан и утвержден Внутренний стандарт «Условия членства в Союзе Саморегулируемая организация «Губернское кредитное содружество».

Порядок вступления в члены Союза изложен в разделе 4 устава.

Вступающий в Союз кредитный кооператив должен представить: заявление на имя Председателя Совета Союза о вступлении в Союз; информационное письмо по форме Союза; нотариально удостоверенную копию Устава;  заверенную кредитным кооперативом копию решения уполномоченного органа кредитного кооператива о назначении (избрании) на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива; копию решения общего собрания членов кредитного кооператива, на котором принималось решение о вступлении в Союз, заверенную руководителем кооператива; копии внутренних нормативных документов кредитного кооператива, заверенные руководителем; копии финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитного кооператива за последний отчетный период, заверенные руководителем и главным бухгалтером; выписку из Реестра членов кредитного кооператива, содержащую информацию о количестве членов кредитного кооператива (пайщиков), заверенная руководителем; копии актов проверок (плановых и внеплановых) кредитного кооператива и копии решений органа, осуществляющего применение мер в отношении кредитного кооператива за несоблюдение стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации кредитных кооперативов, копию выписки из протокола об исключении из саморегулируемой организации кредитных кооперативов, в случае, если кредитный кооператив ранее состоял в иной саморегулируемой организации кредитных кооперативов.

В соответствии с пунктом 7.6.7. устава принятие решения о вступлении/отказе во вступлении в члены Союза относится к компетенции коллегиального органа управления - Совета Союза.

В порядке пункта 4.2.2 устава Совет Союза принимает решение о приеме кредитного кооператива в члены саморегулируемой организации или об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа в течение тридцати (30) рабочих дней со дня поступления от кредитного кооператива заявления о вступлении в Союз и необходимых документов, указанных в пункте.

Частью 6 статьи 10 Закона № 223-ФЗ предусмотрены следующие основания для отказа в приеме финансовой организации в члены саморегулируемой организации:

1. Несоответствие финансовой организации требованиям к членству, предъявляемым саморегулируемой организацией;

2. Представление финансовой организацией документов, не соответствующих требованиям, установленным статьей 10 Закона № 223-ФЗ, или представление документов не в полном объеме;

3. Представление финансовой организацией документов, содержащих недостоверную информацию.

Данные основания являются исчерпывающими.

Соответствующие пункты утверждены в пункте 4.3. устава Союза.

Истцом в адрес ответчика в электронном виде направлен пакет документов (заявление о вступлении в члены Союза с приложением пакета следующих документов: заявление о вступлении в Союз; информационное письмо по форме, установленной Союзом; заверенная кредитным кооперативом копия свидетельства ОГРН; нотариально удостоверенная копия устава; заверенные кредитным кооперативом копии решений общих собраний членов кредитного кооператива об избрании органов кредитного кооператива; заверенную кредитным кооперативом копию решения уполномоченного органа кредитного кооператива о назначении (избрании) на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива; копия решения общего собрания членов кредитного кооператива, на котором принималось решение о вступлении в Союз, заверенную руководителем кооператива (протокол от 19.08.2019); копии внутренних нормативных документов кредитного кооператива, заверенные руководителем: Положение о членстве, Положение о порядке формирования и использования имущества кооператива,  включающего порядок формирования и использования фондов кооператива; Положение о порядке и условиях привлечения денежных средств пайщиков; Положение о порядке предоставления займов; Положение об органах кооператива; Положение о порядке распределения доходов; Положение о порядке предоставления займов пайщикам., Копии финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитного кооператива за последний отчетный период, заверенные руководителем и главным бухгалтером, выписка из Реестра членов кредитного кооператива, содержащая информацию о количестве членов кредитного кооператива (пайщиков), заверенная кооперативом).

Проанализировав и проверив представленные истцом документы, Совет Союза в решении от 26.12.2019 пришел к следующим выводам:

1.Внутренние нормативные документы кооператива не соответствуют требованиям закона о кредитной кооперации и Базовым стандартам Союза, в частности, ст. 8 ч. 1 п. 4, ст. 8 ч. 1 п.6, ст. 18 ч.14, ст. 15, ч.3, ст.8, ч.1, п. 7, ст. 18, 4.5, ст. 22, ч.4 Закона о кредитной кооперации; гл.3, п. 3.14, 3.11 Базового стандарта корпоративного управления кредитного потребительского кооператива (Утвержден Банком России Протокол от 14.12.2017 № КФНП-44).

2.Кооперативом нарушен п. 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов навозможные потери по займам» (размер сформированного резерва по данным информационного письма составляет 46,7 %).

3.Кооперативом предоставлен неполный перечень документов на вступление (не предоставлено Положение об управлении рисками).

В иске истец указывает, что принимая решение об отказе в приеме в члены Союза, ответчик не указал на нарушения в предоставленных документах и не раскрыл всех характеристик несоответствия, вместе с тем, Кооператив отметил, что в случае принятия положительного решения о приеме в члены Союза, он готов подготовить полный пакет документов, соответствующий требованиям Союза.

Также оспаривая решение Союза, истец пояснил, что за весь период своей деятельности Кооператив не привлекался к административной ответственности со стороны контролирующих органов.

На основании части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В ходе судебного разбирательства суд проверил доводы истца и установил, что ответчик при установлении несоответствия во внутренних нормативных документах Кооператива, в оспариваемом решении в соответствии с пунктом 4.2.2 устава Совет Союза указал причины отказа, ссылаясь на пункты закона и нормативных документов, регулирующих деятельность сторон и устанавливающих требования, предъявляемые к внутренним нормативным документам финансовой организации.

Факт отсутствия в оспариваемом решении описания, какие именно документы были исследованы Союзом на предмет несоответствия, что конкретно по исследуемым документам не соответствовало перечисленным в решении нормативным актам, не может быть расценено судом, как нарушение.

Что касается выявленного Союзом нарушения пункта 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов навозможные потери по займам» (размер сформированного резерва по данным информационного письма составляет 46,7 %) суд установил, что данное нарушение ответчик выявил на основании представленной самим Кооперативом информации в Информационном письме.

Установленный порядок формирования кредитными потребительскими кооперативами  резервов на возможные потери по займам, изложенный в Указании Банка России от 14 июля 2014 г. № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов навозможные потери по займам» касаемо поэтапного введения соответствующих требований по формированию резервов на возможные потери по займам с 5% не позднее 31.12.2014 до 100% не позднее 31.12.2017, введен регулятором с учетом анализа структуры портфелей займов кредитных потребительских кооперативов, по итогам которого не выявлены типичные проблемы, связанные с поэтапным формированием резервов на возможные потери по займам, характерные для всего рынка кредитной кооперации.

Доводы истца в этой части суд также признает необоснованными, поскольку проблемы Кооператива, связанные со сроками возникновения просроченной задолженности, видами выданных займов и условиями их возврата, работой с просроченной задолженностью и перспективами взыскания, наличием обеспечения, размерами резервного фонда, финансовыми результатами, связаны с индивидуальной особенностью Кооператива, что требует от него индивидуальных решений и мер со стороны его органов для цели исполнения Указания Банка России от 14 июля 2014 г.№ 3322 и защиты членов потребительского кооператива.

Ссылка истца на то обстоятельство, что ответчиком не выявлены какие-либо бухгалтерские справки и иные документыс целью оценкивеличины резервов навозможные потери по займам, не может быть признана судом достаточно обоснованной.

Обязанность саморегулируемой организации проводить анализ представленных кандидатом бухгалтерских документов и финансовой отчетности, запроса от него дополнительных документов с целью оценки величины или определения размера сформированного резерва, законом не установлена.

Факт непредставления Положения об управлении кредитными рисками кредитного потребительского кооператива, что послужило одним из оснований для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации, истом признается.

Положение об управлении кредитными рисками кредитного потребительского кооператива является обязательным внутренним нормативным документом, предусмотренным Базовым стандартом по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов, утвержденным Банком России (Протокол от 17.04.2018 № КФНП-11) и подлежащим предоставлению при вступлении.

 Кроме того, предлагая Союзу принять положительное решение в отношении Кооператива, истец осознавал, что пакет документов не полностью соответствует требованиям Союза и законодательству в сфере кредитной кооперации.

Таким образом, при вынесении оспариваемого решения Совет Союза действовал в полном соответствии с Законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ, уставом Союза, внутренним стандартом «Условия членства в Союзе Саморегулируемая организация «Губернское кредитное содружество», в пределах предоставленных ему полномочий.

К утверждению истца о том, что за весь период своей деятельности Кооператив не привлекался к административной ответственности со стороны контролирующих органов, арбитражный суд относится критически.

Судом установлено, что в период членства в СРО «Народные кассы - Союзсберзайм» к Кооперативу в было применено 13 мер дисциплинарного воздействия, в том числе за нарушения, выявленные в ходе плановой проверки, неоднократные нарушения Указания Банка России № 3805-У, Указания Банка России № 3916-У, Указания Банка России № 4083-У, несвоевременная оплата членских взносов, взносов в компенсационный фонд.

Данная информация не была также отражена Кооперативом при подаче документов на вступление в Союз.

С учетом изложенного, оснований для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.

Отказ суда в удовлетворении искового требования не лишает истца возможности обратиться в Союз повторно с соответствующим заявлением о вступлении в члены СРО при условии устранения допущенных нарушений в ранее предоставленных документах.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку судом отказано в удовлетворении иска, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Арбитражный суд Новгородской области, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

в иске отказать.

   Решение может быть обжаловано в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционную инстанцию  Арбитражного суда - Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья

А.Д. Самарин