ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-1330/2021 от 19.01.2022 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-1330/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено января 2022 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи  Богаевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Т.А. Кротовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала РТРС "Новгородский ОРТПЦ" (ИНН <***>;  ОГРН <***>;  адрес: 129515, Москва, ул. Академика Королева, д.13, стр.1)

к  публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» в лице филиала "Новгородэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 196247, Санкт – Петербург, пл. Конституции, д.3, лит. А, пом. 16Н; адрес филиала: 173001, Великий Новгород, ул. Большая Санкт – Петербургская, д.3)

об урегулировании разногласий при заключении договоров

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 11.01.2021;  ФИО2, доверенность от 11.01.2021;

от ответчика: ФИО3, доверенность от 15.12.2021 № 219-21;    ФИО4, доверенность от 16.12.2021 № 227-21 

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее- Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (далее- Компания,  Россети) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств истца к объектам электросетевого хозяйства.

            В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования. В итоге,  просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договоров № СПБ80-15694-Б/20 № СПБ80-15707-Б/20, № СПБ80-15704-И/20, № СПБ80-15715-Б/20, № СПБ80-15717-И/20,    № СПБ80-15697-Б/20,  № СПБ80-15739-И/20, № СПБ80-15741-В/20, № СПБ80-15721-С/20, № СПБ80-15728-С/20, № СПБ80-15742-В/20, а именно:

1.1. В пункте 7 Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001 к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий № СПБ80-15707-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15707-Б/20, Технических условий № СПБ80-15704-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15704-И/20, Технических условий № СПБ80-15715-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15715-Б/20, Технических условий № СПБ80-15717-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15717-И/20, Технических условий № СПБ80-15697-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15697-Б/20, Технических условий № СПБ80-15739-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15739-И/20, Технических условий № СПБ80-15741-В/20-001 к Договору № СПБ80-15741-В/20, Технических условий № СПБ80-15721-С/20- 001 к Договору № СПБ80-15721-С/20, Технических условий № СПБ80-15728-С/20-001 к Договору № СПБ80-15728-С/20, Технических условий № СПБ80-15742-В/20-001 к Договору № СПБ80-15742-В/20 указать:

источник питания (наименование питающих линий) и описание точки присоединения №2 изложить в следующей редакции:

№ точки

Источник питания (наименование питающих линий)

Описание точки присоединения

2

2 с.ш. (проектируемая) ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС

Контактные соединения проводов ЛЭП-0,4 кВ на опоре  л-2 от 2 с.ш. (проектируемой) РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ проектируемой (или существующей) ПС

1.3.   Изложить пункт 9 Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001 к
Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001 к
Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001 к
Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001 к
Договору № СПБ80-15742-В/20 в следующей редакции:

«9. Резервный источник питания: 2 с.ш. (проектируемая) ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС.»

1.4.   Изложить пункт 10.1.2. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий № СПБ80-15707-Б/20 - 001 к

Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741 -В/20-001 к
Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001 к
Договору № СПБ80-15721-С/20, Технических условий № СПБ80-15728-С/20-001 к Договору   № СПБ80-15728-С/20, Технических условий № СПБ80-15742-В/20-001 к Договору № СПБ80-15742-В/20 в следующей редакции:

«10.1.2. Выполнить строительство и монтаж независимого резервного источника питания проектируемой ВЛ-10кВ проектируемой (или существующей) ПС в целях обеспечения возможности постоянного наличия напряжения переменного тока в точке присоединения №2. Схему, тип, и параметры ВЛ уточнить на стадии проектирования.»

1.5.        Изложить пункт 10.1.3. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору №СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001
к Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001
к Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001
к Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001
к Договору № СПБ80-15742-В/ в следующей редакции:

«10.1.3. Выполнить присоединение независимого резервного источника питания проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС, смонтированного в соответствии с п. 10.1.2 настоящих технических условий, ко второй секции шин проектируемого РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ, смонтированного в соответствии с п. 10.1.1. настоящих Технических условий.»

1.6.   Пункт 10.1.6. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору №СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001
к Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001
к Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001
к Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001
к Договору № СПБ80-15742-В/20 ИСКЛЮЧИТЬ.

            Уточнённые исковые требования приняты судом к рассмотрению.

Исковые требования мотивированы  тем, что Компания в технических условиях в качестве резервного источника питания подразумевает дизельную электростанцию, что противоречит Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее-Правила технологического присоединения), пункту 1.2.10   Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" ( далее – ПУЭ № 7).  

Ответчик, возражая против предъявленных к нему требований, представил отзыв на иск, указав, что стоимость  строительства второй воздушной линии   и дополнительных подстанций для объектов истца составляет более 140 000 000 руб., является экономически затратным, в связи с чем Компания предлагает истцу обеспечить вторую категорию надежности посредством строительства дизельной электростанции с накопителем электрической энергии, позволяющим запускать подстанцию в автоматическим режиме в случае возникновения авариной ситуации. ДЭС отвечает всем признакам резервного источника питания и может быть использована в качестве такового. Практическое использование ДЭС при чрезвычайных ситуациях, имевших место на территории Новгородской области, показало, что ДЭС наиболее надежный источник питания. 

 11.01.2022 Компания разместила в личном кабинете истца уточненные технические условия, в которых указала в качестве резервного источника питания: проектируемую 2 с.ш. РУ-0,4 кВ  от проектируемого резервного источника питания.  Уточненные ТУ соответствуют требованиям законодательства.

Представителем ответчика было заявлено ходатайство о назначении экспертизы по следующим вопросам: 1.Может ли стационарная  дизель-генераторная электростанция  (высшей степени автоматизации и системой накопления электроэнергии, имеющей связь с объектами электроэнергетики) и при каких условиях являться независимым резервным источником снабжения электрической энергией  для потребителя  второй категории надежности? Предполагает ли ДЭС  в послеаварийном режиме непрерывное напряжение?

2). Соответствует ли техническое решение, а именно электроснабжение с использованием источника питания  контейнерного типа (высшей степени автоматизации) на базе стационарной ДЭС с автоматическим запуском дизель-генератора и системой накопления электроэнергии в виде источника бесперебойного питания инверторного типа, предложенное ПАО «МРСК Северо-Запада» ( л.д. 149 – 151 т.4),  требованиям, предъявляемым к независимому источнику питания, и допустимо ли использование данной схемы для обеспечения второй категории надежности электроснабжения (Схема и ТУ прилагаются к определению)

Выводы эксперта изложены в заключении ( л.д 118- 136 т.5)

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, Предприятие является владельцем радиотелевизионных передающих станций (далее- РТПС) на территории Новгородской области, которые подключены по третьей категории надежности к электрическим сетям Компании, являющейся сетевой организацией.

Предприятие обратилось в Компанию с заявками от 03.11.2020  на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт, по второй категории надежности, разместив их на портале  Компании.

 25.11.2020 года  Компания направила в адрес Предприятия типовые договоры  на осуществление технологического присоединения СПБ80-15694-Б/20, № СПБ80-15707-Б/20, № СПБ80-15704-И/20, № СПБ80-15715-Б/20, № СПБ80-15717-И/20,    № СПБ80-15697-Б/20,  № СПБ80-15739-И/20, № СПБ80-15741-В/20, № СПБ80-15721-С/20, № СПБ80-15728-С/20, № СПБ80-15742-В/20 и технические условия к ним, а также счета на внесение платы за технологическое присоединение в размере 15 % от суммы за техприсоединение.  

Предприятие отказалось от подписания предложенных Компанией проектов договоров, предложив свою редакцию спорных условий   технических условий.

Поскольку стороны в добровольном порядке не урегулировали разногласия, возникшие при заключении договоров, Предприятие обратилось в арбитражный суд с  иском.

При разрешении спора суд исходит из следующего.

Согласно    пункту   1   статьи   422   Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445  ГК РФ).

В силу статьи 446  ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Как следует из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее- Закон №35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедура технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям регулируются общими положениями о договоре (главы 27 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также специальными нормами, регулирующими правоотношения в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 .

В силу пункта 6 Правил о технологическом присоединении технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, заключение договора является обязательным для сетевой организации и данный договор является публичным.

Согласно пункту 2 Правил о технологическом присоединении действие настоящих Правил распространяется на случаи изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Как указано в пункте 3 Правил о технологическом присоединении независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

             К числу указанных лиц вошли юридические лица  и индивидуальные предприниматели, направившие заявки в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

            Указанное изменение законодательства, предусматривающее обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение  любых обратившихся к ней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по второй или третьей категории надежности, независимо от технической возможности, вступило в силу 06.10.2016 года. 

Согласно пункту 14(1) Правил о технологическом присоединении технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.

В соответствии с пунктами 1.2.17, 1.2.18 ПУЭ № 7 категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

 В силу пункта 3 статьи 66 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий операторы связи по обращениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, направляемым операторам связи в соответствии с территорией, на которой они оказывают услуги связи, обязаны обеспечивать передачу пользователям услугами связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4, отражено, что основу региональных систем оповещения составляют комплексы технических средств оповещения (П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КПТС АСО, АСО-8 и т.д.), каналы сети связи общего пользования, сети теле- и радиовещания. Основу государственной системы телерадиовещания составляют, в том числе, Предприятие. Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания РТРС, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных телерадиоканалов.

Организации связи (в отношении объектов сетей связи) отнесены к Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (приложение к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).

 При таких обстоятельствах отнесение объектов связи истца ко второй категории надежности является обоснованным, в связи с чем Компания обязана обеспечить объекты истца технологическим присоединением к сети энергоснабжения по второй категории. 

Правовой проблемой в рассматриваемом споре, на которой основываются  разногласия сторон,  является характеристика вида источника питания, используемого в целях обеспечения надежности энергоснабжения электроприемников, отнесенных ко второй категории.

Усматривается, что технические специалисты в области энергетики  расходятся вр вмнении о том, можно ли отнести  дизель-генераторную установку с системой накопления электрической энергии к независимому резервному источнику электроснабжения.

 В материалы дела сторонами предоставлено нескольку заключений технических специалистов с противоположными мнениями.

В частности, в предоставленных истцом заключениях технического директора ООО «ХАЙТЕД – ЭНЕРГЕТИКА» ( л.д. 41-44, т.5),  специалистов кафедры  энергетики и транспорта НовГУ им. Ярослава Мудрого ( л.д. 56-67 т.5) сделаны выводы, что дизель-генераторная электростанция не может являться независимым источником снабжения электрической энергией, поскольку относится к автономным источникам электрической энергии, производящим энергию вне связи с централизованной системой. 

Согласно заключению директора института электроэнергетики НИУ «МЭИ», предоставленному Компанией, электроснабжение с использованием источника питания контейнерного типа на базе стационарной ДГУ с автоматическим запуском дизель-генератора и системой накопления электроэнергии в виде источника бесперебойного питания инверторного типа для обеспечения постоянного наличия напряжения переменного тока на вводе потребителя соответствует  требованиям, предъявляемым к независимому резервному источнику питания, и может использоваться для обеспечения второй категории надежности.( л.д. 228-232 т. 4).

В экспертном заключении, выполненном в рамках дела    по определению суда от 29.06.2021 и.о. заведующего кафедрой электроэнергетики, электропривода и систем автоматизации ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», ФИО5 ( л.д. 128 – 136 т. 5)  также сделан вывод о том, что стационарная дизель-генераторная электростанция высшей степени автоматизации и системой накопления электроэнергии, имеющей связь с объектами электроэнергетики, может являться независимым резервным источником  снабжения электрической энергией для потребителей второй категории надежности при условии автоматического запуска или ручного запуска ДГУ в регламентированный период времени и непрерывной подачи электроэнергии потребителю в послеаварийном режиме.

Таким образом, технические специалисты, сравнивая современные модели ДЭС и их технические возможности, основываясь на одних и тех же положениях ПУЭ №7, делают противоположные взаимоисключающие выводы. 

  По смыслу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.

  В силу пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ, заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.

 Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Эксперт, а также специалист, пришедшие к выводу о том, что стационарная ДЭС  в послеаварийном режиме обеспечивает непрерывное напряжение и может являться независимым резервным источником снабжения электрической энергией для потребителей второй категории надежности свои выводы основывают на положениях пунктов 1.2.10, 1.2.19 и 1.2.20 ПУЭ № 7.

Согласно пункту 1.2.10 ПУЭ № 7 независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

В пункте 1.2.19 ПУЭ № 7 указано, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Абзацем 1.2.19 ПУЭ № 7 предусматривается допустимость использования в качестве второго независимого источника питания для  электроприемников первой категории   местных электростанций, электростанции энергосистем (в частности, шин генераторного напряжения), предназначенных для этих целей агрегатов бесперебойного питания, аккумуляторных батареи и т.п.

В некоторых законодательных актах, которыми установлены требования, предъявляемые к отдельным объектам, также устанавливалась допустимость использования в качестве второго и третьего независимого источника питания автономных дизель-электрических агрегатов, обеспечивающих резервирование внешнего источника.

В частности, например, в пунктах 6.1, 6.3, 6.7 Приказа Минтранса России от 25.08.2015 N 262 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" предусматривалось, что при экономической нецелесообразности подвода электроэнергии к аэродромам, относящимся к первой категории надежности,  от второго независимого источника электроснабжение аэродрома допускается осуществлять от одного источника централизованного электроснабжения с резервированием местной электростанцией или автономными источниками. Электропитание приемников допускалось осуществлять от одного внешнего источника и двух взаимозаменяемых автономных дизель-электрических агрегатов, обеспечивающих резервирование внешнего источник. 

Схожие требования можно встретить в других законодательных актах.

Согласно п. 203 Приказа Минтранса России от 27.11.2020 N 518 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам" электроснабжение вертодромов, обеспечивающих полеты по ППП, должно осуществляться от двух независимых источников, которыми могут быть:

два внешних источника ЦЭС;

один внешний источник, используемый в качестве основного, и автономный источник;

два взаимнорезервирующих автономных источника, установленных на электростанции вертодрома.

Вместе с тем, суд полагает, что допустимость использования ДЭС в качестве второго независимого источника  установлена непосредственно для потребителя, который до 06.10.2016 при отсутствии технической возможности присоединения к системе энергоснабжения не имел финансовой возможности оплатить строительство второй линии энергоснабжения по индивидуальному проекту, или на территориях, на местностях, где это технически невозможно.  В таком случае, первая и вторая категория надежности обеспечивалась потребителем самостоятельно за счет иных источников питания, которые использовались в качестве второго и третьего независимого источника, что подразумевает собой вместо централизованного  внешнего источника электроснабжения.

Однако, в связи с изменениями в  Правилах о технологическом присоединении, обязанность по технологическому присоединению к энергетической сети по второй и третьей категории надежности обеспечивается сетевой организацией независимо от наличия технической возможности. 

Пункт 1 Правил о технологическом присоединении  определяет порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

Согласно п. 1.2.5, 1.2.6 ПУЭ № 7  электроснабжение - обеспечение потребителей электрической энергией.

Система электроснабжения - совокупность электроустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией.

Централизованное электроснабжение - электроснабжение потребителей электрической энергии от энергосистемы.

Электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

В силу ст. 3 Закона № 35-ФЗэлектроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

Дизельные электростанции относятся к источникам электрической энергии, но они не являются частью централизованной электрической сети и не связаны режимом работы с электроэнергетической системой РФ. Дизельные электростанции также не относятся к электроустановкам, предназначенным для передачи и распределения электрической энергии.

Таким образом, суд полагает, что обеспечение второй категории надежности посредством присоединения к ДЭС является допустимым для потребителя в случае самостоятельного обеспечения второй категории надежности, но неприменимым к сетевым организациям, которые должны обеспечить технологическое присоединение установок потребителя к электрической сети, в состав которой по определению Закона № 35-ФЗ и ПУЭ № 7 не входят Дизельные электростанции.  

 Также в пункте 14 (1) Правил о технологическом присоединении определено, что для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.

Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

В контексте данного пункта автономные резервные источники питания подразумевают отсутствие связи  с системой энергоснабжения.

Не могут быть положены в основу решения о использовании ответчиком ДЭС в качестве второго резервного независимого источника энергоснабжения   его доводы  о том, что строительство второй линии и подстанций для обеспечения объектов истца энергоснабжение по второй категории надежности  является экономически нецелесообразным из-за значительной протяженности ВЛ, которые необходимо построить, их месторасположения в лесных массивах,  затрудненных условий строительства, высокой стоимости строительства,   отсутствия перспективы дальнейшего использования построенных линий для других потребителей, эффективность и бесперебойная работа дизельных подстанций в условиях чрезвычайной ситуации, которая имела место быть на территории Новгородской области в начале декабря 2021, показавшая, что для потребителей второй категории надежности при неблагоприятных погодных условиях, вызванных сильными снегопадами, при обрывах на двух внешних источниках энергоснабжения, дизельные электростанции являлись единственными и эффективными источниками снабжения электрической энергии, поскольку способ подключения потребителей к энергетической системе по второй категории надежности, а также определение источника финансирования работ по подключению является прерогативой законодателя.

 При таких обстоятельствах суд считает требование истца подлежащим удовлетворению. 

Предложенные истцом условия проверены ответчиком. На вопросы суда о том, верно ли истцом изложены условия по технологическому присоединению при условии понимания в качестве независимого резервного источника энергоснабжения внешнюю сеть энергоснабжения, а не ДЭС, ответчик ответил утвердительно.  

 Представители Компании, первоначально, технические условия изложили таким образом, что в качестве независимого резервного источника энергоснабжения было указано ДЭС. Впоследствии, в уточненных технических условиях от 10.01.2022, Компания ограничилась указанием в качестве источника питания на независимый резервный источник питания, без уточнения  его вида.

В общем и целом,  в целях исключения между сторонами разного толкования   технических условий, суд принимает редакцию истца.    

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с удовлетворением иска расходы  истца по оплате госпошлины, возлагаются на ответчика. Понесенные ответчиком расходы по оплате экспертизы также являются расходами  ответчика

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Разрешить разногласия, возникшие между федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"   и публичным акционерным обществом "Россети Северо-Запад" при заключении   договоров № СПБ80-15694-Б/20 № СПБ80-15707-Б/20, № СПБ80-15704-И/20, № СПБ80-15715-Б/20, № СПБ80-15717-И/20,    № СПБ80-15697-Б/20,  № СПБ80-15739-И/20, № СПБ80-15741-В/20, № СПБ80-15721-С/20, № СПБ80-15728-С/20, № СПБ80-15742-В/20, а именно:

 В пункте 7 Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001 к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий № СПБ80-15707-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15707-Б/20, Технических условий № СПБ80-15704-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15704-И/20, Технических условий № СПБ80-15715-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15715-Б/20, Технических условий № СПБ80-15717-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15717-И/20, Технических условий № СПБ80-15697-Б/20 - 001 к Договору № СПБ80-15697-Б/20, Технических условий № СПБ80-15739-И/20 - 001 к Договору № СПБ80-15739-И/20, Технических условий № СПБ80-15741-В/20-001 к Договору № СПБ80-15741-В/20, Технических условий № СПБ80-15721-С/20- 001 к Договору № СПБ80-15721-С/20, Технических условий № СПБ80-15728-С/20-001 к Договору № СПБ80-15728-С/20, Технических условий № СПБ80-15742-В/20-001 к Договору № СПБ80-15742-В/20 указать:

источник питания (наименование питающих линий) и описание точки присоединения №2 изложить в следующей редакции:

№ точки

Источник питания (наименование питающих линий)

Описание точки присоединения

2

2 с.ш. (проектируемая) ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС

Контактные соединения проводов ЛЭП-0,4 кВ на опоре  л-2 от 2 с.ш. (проектируемой) РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ проектируемой (или существующей) ПС

Пункт 9 Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 – 001 к
Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001 к
Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001 к
Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001 к
Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001 к
Договору № СПБ80-15742-В/20 принять  в следующей редакции:

«9. Резервный источник питания: 2 с.ш. (проектируемая) ТП-10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС.»

 Пункт 10.1.2. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору № СПБ80-15694-Б-20, Технических условий № СПБ80-15707-Б/20 - 001 кДоговору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001 к
Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741 -В/20-001 к
Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001 к
Договору № СПБ80-15721-С/20, Технических условий № СПБ80-15728-С/20-001 к Договору   № СПБ80-15728-С/20, Технических условий № СПБ80-15742-В/20-001 к Договору № СПБ80-15742-В/20 принять в следующей редакции:

«10.1.2. Выполнить строительство и монтаж независимого резервного источника питания проектируемой ВЛ-10кВ проектируемой (или существующей) ПС в целях обеспечения возможности постоянного наличия напряжения переменного тока в точке присоединения №2. Схему, тип, и параметры ВЛ уточнить на стадии проектирования.»

Пункт 10.1.3. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору №СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001
к Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001
к Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001
к Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001
к Договору № СПБ80-15742-В/  принять в следующей редакции:

«10.1.3. Выполнить присоединение независимого резервного источника питания проектируемой ВЛ-10 кВ проектируемой (или существующей) ПС, смонтированного в соответствии с п. 10.1.2 настоящих технических условий, ко второй секции шин проектируемого РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ, смонтированного в соответствии с п. 10.1.1. настоящих Технических условий.»

Пункт 10.1.6. Технических условий № СПБ80-15694-Б-20-001
к Договору №СПБ80-15694-Б-20, Технических условий №СПБ80-15707-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15707-Б/20, Технических условий №СПБ80-15704-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15704-И/20, Технических условий №СПБ80-15715-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15715-Б/20, Технических условий №СПБ80-15717-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15717-И/20, Технических условий №СПБ80-15697-Б/20 - 001
к Договору №СПБ80-15697-Б/20, Технических условий №СПБ80-15739-И/20 - 001
к Договору №СПБ80-15739-И/20, Технических условий №СПБ80-15741-В/20-001
к Договору №СПБ80-15741-В/20, Технических условий №СПБ80-15721-С/20- 001
к Договору №СПБ80-15721-С/20, Технических условий №СПБ80-15728-С/20-001
к Договору №СПБ80-15728-С/20, Технических условий №СПБ80-15742-В/20-001
к Договору № СПБ80-15742-В/20 ИСКЛЮЧИТЬ. 

Взыскать с публичного акционерного общества " Россети Северо-Запад"  в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"   судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 66 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

Н.В. Богаева