АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Великий Новгород | Дело № А44-142/2022 |
Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Киселевой М.С. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.
рассмотрев в судебном заседании с использованием веб-конференции дело по заявлению:
ООО "Джемс Восток" (ИНН 3185893 , ОГРН 5543008858 )
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ИНН 1047553 , ОГРН 5300795552 )
третье лицо:
ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
Администрация Губернатора Новгородской области и её конкурсная комиссия (ИНН <***>, ОГРН <***>),
АО "Сбербанк-АСТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
ООО «Метапрайм» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании решения незаконным
при участии
от истца : ФИО1, доверенность от 26.01.2022;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 12.01.2022;
от третьих лиц: не явились;
установил:
ООО "Джемс Восток" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) с требованиями признать недействительным решение Управления от 14.12.2021 № 053/06/54.3-923/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Джемс Восток» о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системы в части признания жалобы необоснованной; обязать Управления выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об аннулировании результата определения поставщиков открытого конкурса в электронной форме № 0150200003921001129 (идентификационный код закупки: 212532104237953210100100100016201611) на право заключения контракта по оказанию услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности для нужд ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области».
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствии третьих лиц.
В судебном заседании представитель Общества требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. В качестве доводов указал на отсутствие необходимости установления в конкурсной документации требования о наличии лицензии в соответствии постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 13, а также отсутствии в документации кодов доступа к программному обеспечению.
Представитель Управления требования считал необоснованными, изложив доводы согласно отзыву.
Как установлено судом, в ноябре - декабре 2021 года ГБУ "УКС Новгородской области" (далее- Заказчик), уполномоченным органом - Администрацией и его конкурсной комиссией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, извещение № 0150200003921001129 о проведении которого размещено на официальном сайте 17.11.2021 (том 1,л.51-55).
Одновременно, заказчиком утверждена документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (далее- документация).
07.12.2021 в Управление поступила жалоба ООО "Джемс Восток" на действия заказчика и положения документации (том 1,л.48-50), по результатам рассмотрения которой Управлением принято решение от 14.12.2021 № 053/06/54.3-923/2021 (том 1,л.26-36).
Согласно протоколу подведения итогов конкурса в электронной форме от 17.01.2022 победителем признано ООО «Метапрайм» (том 1,л.37).
Общество, считая вынесенное Управлением решение незаконным в части признания жалобы Общества необоснованной, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в редакции действующей в спорный период (далее- Закон № 44-ФЗ), конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 3.1 документации определен объект рассматриваемой закупки - оказание услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Как следует из Технического задания, являющегося приложением № 1 к документации (далее-Техническое задание), Заказчик обладает типовым тиражируемым программным обеспечением "Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области" (далее-ТТПО), которое размещено в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее-НФАП) (идентификационный номер - 10.0303362). ТТПО развернуто на серверных мощностях Заказчика, на его базе организована ГИСОГД Новгородской области. В состав ТТПО включены следующие приложения и модули:
- веб-приложение ИСОГД, состоящее из модулей и компонентов:
- компонент "Аутентификация и авторизация";
- компонент "Полнотекстовый поиск";
- компонент "ГИС";
- компонент "Основное приложение";
- компонент "Информация о наборах данных";
- компонент "Электронное согласование";
- модуль "Конфигуратор";
- компонент "ГИС конфигуратор";
- приложение "Импорт данных":
- приложение "Мониторинг стабильности системы" (том 1,л.89-105).
Согласно пункту 3 Технического задания в результате оказания услуг должна быть создана модернизированная на базе ТТПО система, обеспечивающая выполнение положений статей 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 (далее - Постановление № 279) и Приказа Минстроя России от 06.08.2020 № 433/пр (далее - Приказ № 433/пр).
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Как указано в частях 10 и 11 статьи 57 ГрК РФ создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в таких информационных системах, осуществляются с применением типового программного обеспечения для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности или для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и типовой документации для создания и ведения указанных государственных информационных систем, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещены в федеральной государственной информационной системе по сбору, обработке и хранению алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в целях их предоставления государственным органам, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления для повторного использования при внедрении информационных технологий в их деятельность - национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее - национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин).
Типовое программное обеспечение и типовая документация, указанные в части 10 настоящей статьи, размещаются в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Предметом такого согласования является соответствие программного обеспечения и документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи, а также установленным указанными федеральными органами критериям размещения в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в качестве типового программного обеспечения и типовой документации, используемых для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, а в случае, предусмотренном статьей 63 настоящего Кодекса, для создания и ведения государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Согласно Положению о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 № 62 (далее-Положение) Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее - фонд) является федеральной государственной информационной системой, предназначенной для сбора, обработки и хранения созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета либо бюджета государственных внебюджетных фондов программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к таким программам, а также для обеспечения доступа государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления к этим программам и (или) документам.
Объектами фонда согласно пункту 3 Положения являются программы для электронных вычислительных машин (исходный текст, а также сама программа для электронных вычислительных машин, представленная в форме объектного кода и содержащая в том числе алгоритмы) вместе с подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документацией к таким программам, исключительные права на которые и (или) права на использование которых, включая воспроизведение, распространение и модификацию, принадлежат Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что после регистрации объект фонда становится доступным потребителям фонда (государственные органы, государственные внебюджетные фонды и органы местного самоуправления) для его использования в государственных (муниципальных) информационных системах.
Согласно пункту 18 Положения право на размещение объектов фонда и доступ к объектам фонда предоставляются поставщикам фонда (федеральные органы исполнительной власти; государственные внебюджетные фонды; иные государственные органы и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в установленном порядке приняли решение о размещении объектов учета в системе учета информационных систем) и потребителям фонда по их заявкам.
Таким образом, ТТПО, относящаяся к объектам фонда, имеет ограниченный доступ.
Как полагает Общество, в документации отсутствуют исходные коды ТТПО для всех потенциальных исполнителей с целью ознакомления с программным обеспечением, размещенным в НФАП, до заключения контракта и определения возможности участия в конкурсе и формирования ценового предложения.
Вместе с тем, указание в документации исходных кодов для доступа в НФАП и ознакомления с ТТПО, противоречит приведенным положениям законодательства относительно ограниченного доступа к указанной системе, в связи с чем, указание кодов доступа в документации для неопределенного круга лиц недопустимо.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона № 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме должны содержать требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчиком в извещении о проведении конкурса (пункт 13.1.1) и документации (пункт 9.3.1) установлено, что участник закупки должен иметь лицензию, выданную:
на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 на осуществление следующих видов оказываемых услуг, выполняемых работ:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Как указано в подпункте 10.4.3 документации в составе второй части заявки на участие в конкурсе для подтверждения своего соответствия данному требованию участники должны представить:
копию лицензии (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021);
и/или копию выписки из реестра лицензий;
и/или сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме (за исключением случаев, если информация из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 (далее-Положение о лицензировании), к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), включая документацию на эти средства, относятся:
а) средства шифрования - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче;
б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства (за исключением средств шифрования), реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ее защиты от навязывания ложной информации, в том числе защиты от модифицирования, для обеспечения ее достоверности и некорректируемости, а также обеспечения возможности выявления изменений, имитации, фальсификации или модифицирования информации;
в) средства электронной подписи;
г) средства кодирования - средства шифрования, в которых часть криптографических преобразований информации осуществляется с использованием ручных операций или с использованием автоматизированных средств, предназначенных для выполнения таких операций;
д) средства изготовления ключевых документов - аппаратные, программные, программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, обеспечивающие возможность изготовления ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств, не входящие в состав этих шифровальных (криптографических) средств;
е) ключевые документы - электронные документы на любых носителях информации, а также документы на бумажных носителях, содержащие ключевую информацию ограниченного доступа для криптографического преобразования информации с использованием алгоритмов криптографического преобразования информации (криптографический ключ) в шифровальных (криптографических) средствах;
ж) аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации без использования программ для электронных вычислительных машин;
з) программные шифровальные (криптографические) средства - программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;
и) программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства - устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части.
В Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющийся приложением к Положению о лицензировании, включены работы по монтажу, установке (инсталляции), наладке шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Техническим заданием предусмотрено, что все элементы системы должны быть полностью совместимы с антивирусными средствами, средствами защиты от несанкционированного доступа и иными средствами защиты, использующимися у заказчика; система должна представлять собой комплекс программно-аппаратных средств, информационного, организационного и методологического обеспечения, применение которых обеспечит органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальными и достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (пункт 4.1); просмотр данных должен поддерживаться как для данных, размещенных в хранилище системы через реестры внутреннего контура, так и для данных, поступающих из внешних информационных систем; система должна предоставлять инструментальные средства подготовки и публикации пространственных данных с использованием хранилища системы; система должна функционировать в централизованной схеме работы, предусматривающей работу распределенных площадок ОИВ и ОМСУ в режиме онлайн с централизованным хранилищем (пункт 4.1.1); в системе должен быть реализован функционал аутентификации и авторизации пользователей системы, для обеспечения доступа пользователей к функциям и данным системы; каждому пользователю системы должна быть сопоставлена учетная запись, ассоциированная с одной или несколькими ролями; для подписания документов и данных с использованием ЭП должна использоваться квалифицированная ЭП, отвечающая требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (раздел 5).
Следовательно, по условиям документации требуется создание программного обеспечения, защищенного от несанкционированного доступа.
Выполнение комплекса услуг по модернизации и внедрению программного обеспечения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Новгородской области с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности само по себе подразумевает работу с данными, в отношении которых подлежит обеспечению защита и безопасность.
При таких обстоятельствах, суд полагает вывод Управления относительно установленных заказчиком требований к участникам закупки в части наличия вышеуказанной лицензии не противоречащим приведенным положениям законодательства.
Доказательств нарушения прав Общества оспариваемым решением суду не представлено. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям (наличие лицензии), не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
На основании изложенного, оспариваемое решение Управления в части доводов о признании жалобы необоснованной признается судом законным и обоснованным.
Требование Общества о возложении на Управление обязанности по выдаче предписания об аннулировании результата определения поставщиков открытого конкурса, как вытекающее из требования о признании решения незаконным, не подлежит удовлетворению, поскольку оснований для возложения на Управление такой обязанности судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины суд относит на Общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявления ООО «Джемс Восток» о признании недействительным решения УФАС по Новгородской области от 14.12.2021 № 053/06/54.3-923/2021 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе и обязании УФАС по Новгородской области выдать предписание об аннулировании результата определения поставщиков открытого конкурса отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья | М.С. Киселева |