АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород | Дело № А44-1455/2022 |
июля 2022 года
Резолютивная часть решения принята 5 июля 2022 года.
Арбитражный суд Новгородской области в составе
судьи Богаевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Муравьевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Барс-2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 11, лит. У, оф.210)
к Администрации Старорусского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 175202, <...>),
к Администрации Наговского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 175211, <...>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области,
межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях,
ФИО1
признание права собственности
при участии:
от истца: ФИО2, доверенность от 30.05.2022 №30.05.2022 (онлайн - участие);
от ответчиков: не явились;
от третьих лиц: не явились
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барс-2" ( далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Старорусского муниципального района и Администрации Наговского сельского поселения о признании права собственности на объект недвижимости по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, муниципальный район Старорусский, сельское поселение Наговское, <...>, площадью 40,8 кв.м., инвентарный номер 16-2-3, кадастровый номер 53:17:0051001:139.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковое заявление.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, при их надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения спора.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются или прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума №10/22), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был введен в действие с 31.08.1998.
Исходя из смысла положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент его принятия), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В тоже время государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 58 Постановления Пленума 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления Пленума 10/22).
Пунктом 3 статьи 213 ГК РФ установлено, что коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ГК РФ имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В силу части 3 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (абзац 3 пункта 2 данной статьи 218 ГК РФ).
Гражданское законодательство РСФСР ( ст. 93 ГК РСФСР 1964 года), действовавшее на момент реорганизации колхоза имени Димитрова разделяло формы социалистической собственности на государственную (общенародную) собственность, колхозно-кооперативную собственность и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Согласно статье 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
В соответствии со статьями 99 и 100 ГК РСФСР (действовавшего в рассматриваемый период) собственностью совхозов и колхозов являлись произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" жилые помещения в домах совхозов и колхозов были включены в число служебных.
В момент реорганизации Колхоза действовали Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Закон РСФСР от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Постановлением N 86 в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе совхозам и колхозам предписывалось до 01.01.93 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (в редакции, действовавшей в применительный к спору период) приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
Согласно статьям 4 и 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в соответствующей редакции) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах - памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В пунктах 8 и 9 постановления N 86 указывалось, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатные земельные и имущественные паи в общей долевой собственности.
В силу пункта 10 данного постановления владельцы пая вправе были распорядиться им одним из способов, перечисленных в этой норме, в том числе путем передачи пая в качестве учредительного взноса в создаваемое товарищество, кооператив или акционерное общество.
Пунктом 5 постановления N 86 колхозам и совхозам было предоставлено право передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. Колхозы и совхозы также имели право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Как следует из ст. 25 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик государственный учет жилищного фонда осуществляется по единой для Союза ССР системе в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров СССР "О порядке государственного учета жилищного фонда" от 10 февраля 1985 г. N 136 установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Как следовало из п. 1.1. Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной регистрации, утвержденной Приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 года № 380 ( далее – Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда) государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий.
Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.
Правовая регистрация жилищного фонда производится с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях.
Регистрации подлежали жилые дома независимо от того в чьем ведении они находились.
В силу п. 1.10 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда регистрация проводилась на основании документов, устанавливающих право собственности (правоустанавливающих документов).
Из пункта 1.2 указанной Инструкции следовало, что регистрацию домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности проводят бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов.
На момент принятия Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда бюро технической инвентаризации входили в структуру местных органов власти районов.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов были прекращены, а их функции возлагались на соответствующую местную администрацию.
Абзацем 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политике» также было установлено, что частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.
Таким образом, начиная с 90-х годов, Бюро технической инвентаризации обладали только функциями технического учета, а не правовой регистрации.
Так, из пунктов 8.2, 8.4, 8.5 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991 года, следовало, что инвентарные объекты, основными строениями которых являются жилые здания с жилыми помещениями, подлежат регистрации в бюро технической инвентаризации в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. N 36 "О порядке государственного учета жилищного фонда" и Инструкцией "О порядке регистрации жилищного фонда", утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г. N 370.
Целью регистрации является подтверждение факта существования инвентарного объекта на дату регистрации в том виде, как это отражено в соответствующих инвентаризационно-технических документах.
Установление и регистрация правовых отношений между субъектами к задачам технической инвентаризации не относится и проводится органами государственного управления, арбитражем и органами юстиции.
Как следует из материалов дела, 12.01.1988 года Бюро технической инвентаризации был проведен учет жилого дома общей площадью 81 кв.м. с инвентарным номером 3/16-2-3 в д. Псижа. В качестве владельца жилого дома был указан Колхоз имени Димитрова.
Из технического паспорта на жилой дом следует, что он состоит из двух квартир.
½ жилого дома ( квартира № 1) был передана в личную собственность ФИО1, о чем 28.10.1993 года БТИ произведена запись.
21 февраля 1992 года общим собранием членов колхоза имени Димитрова (протокол №1) принято решение о реорганизации колхоза имени Димитрова в АКФХ "Буреги", в связи с чем, актом приема-передачи основных материальных фондов колхоза имени Димитрова недвижимое имущество было передано в АКФХ "Буреги".
Далее 25 февраля 2000 года отчетным собранием уполномоченных глав КФХ "Буреги" (протокол №1) было принято решение о реорганизации АКФХ "Буреги" в СПК "Буреги", в связи с чем, актом приема - передачи основных средств от АКФХ "Буреги" в СПК "Буреги" от 01.07.2000 недвижимое имущество было передано в СПК "Буреги".
Общим собранием членов сельскохозяйственного производственного кооператива "Буреги" 16.12.2011 принято решение о реорганизации СПК «Буреги» в ООО "Буреги", 20.03.2012 подписан передаточный акт между СПК «Буреги» и ООО "Буреги", по которому в собственность реорганизованного юридического лица перешло в том числе недвижимое имущество.
В соответствии с договором о присоединении ООО «Буреги» совместно с ООО «Благослав» к ООО «БАРС-2» (далее -договор о присоединении) от «05» сентября 2014 г. ООО «Буреги» было реорганизовано путем присоединения к обществу ООО «БАРС-2». ООО «Буреги» (ИНН <***>) прекратило деятельность путем реорганизации, о чем МИФНС №15 по г. Санкт-Петербургу 30.12.2014 внесена регистрационная запись №9147847962671.
Согласно п.1.1 договора о присоединении реорганизация осуществлялась путем передачи имущества, всех прав и обязанностей, которые будут существовать у присоединяемых обществ к основанному обществу. В пункте 5.1 договора о присоединении так же указано, что основное общество становится правопреемником присоединяемых обществ по всем обязательствам, независимо от того отражены ли эти обязательства в передаточных актах.
Из материалов дела следует, что Администрацией города Старая Русса и Старорусского района от 19.01.1993 № 18 было принято постановление о том, чтобы зарегистрировать по праву собственности кирпичный жилой дом в д. Псижа Бурегского сельского поселения за АКФХ «Буреги» согласно справке о балансовой стоимости.
Таким образом, жилой дом изначально находился в собственности Колхоза имени Димитрова. В муниципальную собственность не передавался. ФИО3 дома в 1993 году была передана в собственность физического лица.
Вторая половина жилого дома, квартира № 2 в собственность физических лиц не передавалась.
При реорганизации Колхоза имени Димитрова в АКФХ Буреги при оформлении передаточного акта спорная квартира поименована не была.
Вместе с тем, при последующих реорганизациях, при реорганизации АКФХ Буреги в СПК Буреги, ООО «Буреги», в ООО «Барс-2» спорная квартира передавалась в составе имущественного комплекса правопреемникам.
Таким образом, несмотря на небрежность при составлении передаточных актов, спорная квартира из собственности правопреемников Колхоза имени Дмитрова не выбывала.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение является пустующим, находится в аварийном состоянии, требуется восстановительный ремонт, проживающие граждане отсутствуют. Согласно пояснениям представителя истца, квартира пустует с 90-х годов. Документы, которые бы свидетельствовали о том, что квартира передавалась физическим лицам у истца и в инвентарном деле отсутствуют.
Имущество числиться на балансе Общества в составе имущественного комплекса, Общество оплачивает имущественный налог за объект с инвентарным номером 593591, под которым в инвентаризационной описи числиться квартира.
Поскольку доказательства выбытия спорного имущества из собственности АКФХ «Буреги» до его преобразования в Кооператив отсутствуют, Кооператив, как правопреемник АКФХ «Буреги», стал собственником этого имущества, а затем в последующем процессе реорганизации последовательно в ООО «Буреги» и в ООО «БАРС-2», в соответствии с действовавшим в соответствующий период законодательством, передал имущество вновь образованному юридическому лицу.
Материалами дела подтверждается, что истец владеет спорным объектом непрерывно как правопреемник.
Факт наличия объекта недвижимости подтверждается техническими и кадастровыми паспортами.
В реестрах государственной собственности Новгородской области и муниципальной собственности Старорусского муниципального района либо Наговского сельского поселения спорный объект не значится. Сведения о собственнике в ЕГРП отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать за обществом с ограниченной ответственностью "БАРС-2" право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Новгородская область Старорусский район, Наговское сельское поселение, <...>, площадью 40,8 кв.м, кадастровый номер 53:17:0051001:139.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья | Н.В. Богаева |