АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области
О признании отказа в выдаче разрешения незаконным и обязании выдать разрешение на размещение отходов, полученных в ходе технологического процесса производства
при участии
от ответчика: ФИО2 – дов. от 24.10.2007 года № 35
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» ( далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области
( далее - Управление, Ростехнадзор) в выдаче разрешения и обязании выдать разрешение на размещение отходов, полученных в ходе технологического процесса производства.
В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просит признать незаконным отказ Управления от 10.08.2007 года № 1940 в выдаче разрешения на размещение отходов, обязать Управление выдать обществу лимиты на размещение отходов, взыскать с Управления расходы, понесенные обществом в результате консультационных услуг от ООО «Природоохранный центр» в размере 4 000 руб. и в результате оказания юридической помощи филиалом № 1 Московской специализированной коллегией адвокатов в Великом Новгороде в размере 1800 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб. ( л.д. 133).
В судебном заседании заявитель уточненные требования поддержал и пояснил, что 2 августа 2007 года общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007-2011 год, указав в приложении к заявлению, что лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию не требуется, так как общество не осуществляет указанные виды деятельности.
Письмом от 10 августа 2007 года № 1940 Управление отказало в утверждении лимитов на размещение отходов, в связи с отсутствием у общества лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Представитель Управления заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве ( л.д. 134-135), пояснив, что в письме № 1940 от 10.08.2007 года вероятно допущена ошибка в ссылке на дату и номер заявления, сведения об осуществлении обществом лицензированных видов деятельности указаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который разработан самим обществом.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество 27 июня 2007 года обратилось в Управление с заявлением о выдаче лимитов на размещение отходов, указав, что деятельность по сбору, транспортировке и утилизации опасных отходов не осуществляет.
Письмом от 2 июля 2007 года № 1533 Управление отказало обществу в выдаче лимитов в связи с тем, что на основании сведений, представленных в проекте образования отходов и лимитов на их размещение, предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию и размещению (хранению и захоронению) опасных отходов, указав на необходимость представления лицензии на осуществление этих видов деятельности и свидетельства о государственной регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
2 августа 2007 года общество повторно обратилось с заявлением о выдаче лимитов на размещение отходов производства и потребления на 2007-2001 г., указав на то, что лицензии и свидетельства о регистрации объекта размещения отходов не требуется, так как общество не осуществляет лицензируемые виды деятельности и не имеет объекта размещения отходов ( л.д. 9).
Письмом от 10 августа 2007 года № 1940 Управление разъяснило обществу, что ему необходимо оформить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку общество использует опасные отходы в качестве топлива для котельной, удобрений и на укрепление трелевочных волокон, транспортирует отходы арендованным транспортом и размещает опасные отходы в целях их последующего захоронения ( л.д. 11). Лимиты на размещение отходов обществу не утверждены.
В соответствии со статьями 11, 18 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образовании отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 в редакции от 14.12.2006 года ( далее – Правила) проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами и представляются на утверждение в уполномоченный орган.
Порядок представления документов для утверждения лимитов на размещение отходов и их утверждение установлен п. 7 и 10 Правил.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в уполномоченный орган перечисленные в п. 7 Правил документы, в том числе копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов.
Уполномоченный орган в соответствии с п. 10 Правил вправе возвратить материалы на доработку с указанием причин отказа и отклонить повторно представленные материалы.
Представляя органу, уполномоченному в области обращения с отходами право отказа в утверждении лимитов Правила не устанавливают оснований к отказу.
Обществу отказано в связи с непредставлением копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом вывод об осуществлении обществом указанных видов деятельности сделан Управлением на основании проекта нормативов образовании отходов.
По определению статьи 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, закон разделяет обращение с отходами на любые виды деятельности, в процессе которых образуются отходы, и виды деятельности, непосредственно связанные с вовлечением отходов в производственный процесс.
Согласно пункту 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещении опасных отходов.
Таким образом, представление копии лицензии для утверждения лимитов на размещение отходов является обязательным для лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
В действующей редакции от 29.08.2007 года Правил уточнено, что копия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов представляется лицами, осуществляющими эти виды деятельности.
Норматив образования отходов определяется в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, как установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
По смыслу Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов устанавливаются в целях охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, оплаты за размещение отходов и не определяет конкретные виды деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица и не могут служить доказательством осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При изложенных обстоятельствах суд признает обжалуемый отказ Управления незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на общество не предусмотренную действующим законодательством обязанность по получению лицензии.
Требования общества о взыскании с Управления расходов за консультационные услуги в сумме 4 000 руб. не подлежат удовлетворению, требование о взыскании 1800 руб. суд удовлетворяет.
Названные требования заявлены как судебные издержки.
Согласно договору – подряда от 20.09.2007 года № 67 ООО «Природоохранный центр» выполнил для общества консультационные услуги по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. ( л.д. 130).
Согласно квитанции от 20.09.2007 года № 000081 и приходному кассовому ордеру от 20.09.2007 года обществом уплачено филиалу № 1 Московской специализированной коллегии адвокатов 1800 руб. за составления искового заявления в арбитражный суд к Управлению Ростехнадзора по Новгородской области.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы по договору с ООО «Природоохранный центр» не относятся к судебным издержкам.
Уплаченная обществом госпошлина и расходы по оплате подготовки заявления в арбитражный суд подлежат взысканию с Управления на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным отказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» лимитов на размещение отходов от 10 августа 2007 года как несоответствующий статьям 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Обязать Управление по технологическому и экологическому надзору по Новгородской области устранить допущенные нарушения прав заявителя.
3. Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору по Новгородской области, находящегося по адресу: Великий Новгород, ул. Германа, д. 25 в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» 3800 руб., в том числе госпошлину в сумме 2000 руб. , судебные издержки – 1800 руб.
В удовлетворении требований в части взыскания судебных издержек в сумме 4 000 руб. отказать.
4. Выдать исполнительный лист по вступлении решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд /г.Вологда/ через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с даты вынесения решения.
Судья Н.В. Бочарова