ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-268/07 от 26.04.2007 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород                                                                                        ДЕЛО № А44-268/2007

08 мая  2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2007 г.

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Ларина И.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1

Рассматривает  в судебном заседании дело по заявлению

Новгородской региональной организации Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане

к Администрации Великого Новгорода

третье лицо: Дума Великого Новгорода

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: юрисконсульт ФИО2 дов. от 28.11.2006 г., зам. предс. Бахорин О.В. дов. от 01.02.2007 г.

от Администрации Великого Новгорода: вед. спец. ФИО3 дов. от 10.01.2007 г. № 5

от Думы Великого Новгорода: гл. спец. пр-го упр. ФИО4 дов. от 09.10.2006 г. № 353

УСТАНОВИЛ:

        Новгородская региональная организация Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане (далее организация …) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Великого Новгорода, доведенного до сведения организации письмом от 26.01.2007 г. № 96 об отказе в предоставлении льгот в виде снижения ставки арендной платы за землю за 2006 год в размере 50 процентов.

        В устранение нарушения своих прав заявитель просил суд обязать Администрацию Великого Новгорода вынести соответствующее распоряжение о предоставлении организации льготы в виде снижения на 50 процентов ставки арендной платы за пользование восемью земельными участками общей площадью 420,5 кв. м.

       В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просит признать незаконными действия Администрации Великого Новгорода об отказе в предоставлении льгот в виде снижения ставки арендной платы за землю за 2006 г. в размере 50 процентов. В остальной части настаивает на требованиях в прежней редакции.

       В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что сроки действия договоров аренды земельных участков, предоставленных для эксплуатации временных сооружений (торговых павильонов и киосков) истекли, поэтому организация обратилась в Администрацию Великого Новгорода о предоставлении этих участков в пользование в 2006 г. на условиях аренды. Ответа на данные обращения получено не было, вместе с тем организация продолжает пользоваться земельными участками при отсутствии возражений со стороны арендодателя. В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ договоры аренды считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.

       Кроме того, согласно вступившего в законную силу решения Новгородского городского суда от 10 августа 2006 г. по делу № 2-1951, вынесенного по результатам рассмотрения заявления гражданина ФИО5 об оспаривании п. 2.12 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 г. № 147, ежегодный платеж есть не что иное,  как арендная плата.

      Заявитель, является общественной организацией инвалидов, поэтому в соответствии с решением Думы Великого Новгорода от 27.11.2003 г. № 631 «О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате» вправе получить  льготу в виде снижения ставки арендной платы за землю в размере 50 процентов.

      При этом заявитель сослался на бухгалтерские документы, подтверждающие, что высвободившиеся в результате неполной уплаты арендной платы за землю средства, направляются исключительно на уставные цели.

      Заявитель полагает, что занимается законным видом деятельности, сдавая временные сооружения, расположенные на указанных земельных участках, в аренду. Данное обстоятельство не является препятствием для предоставления льгот, поскольку все расходы по арендной плате за землю и по содержанию временных сооружений несет организация.

       В подтверждении своей позиции заявитель сослался на то, что Администрация Великого Новгорода была осведомлена о том, что временные сооружения сдаются в аренду, однако это не являлось препятствием для предоставления льгот по арендной плате за землю в предыдущие периоды.

      Администрация Великого Новгорода заявленные требования не признала, обосновывая это тем, что после вступления в силу решения Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 г. № 147 «Об утверждении Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода», договоры аренды земельных участков, на которых расположены торговые павильоны и киоски, не заключаются. Согласно          п. 2.12 Положения с землепользователей взимается ежегодный платеж, по которому каких-либо льгот не предусматривается.

       С доводами заявителя о том, что заключенные ранее договоры аренды продлены на неопределенный срок, Администрация Великого Новгорода не согласна, так как он своевременно обратился в Администрацию по поводу выдачи разрешений на эксплуатацию временных объектов. Были приняты соответствующие распоряжения Администрации, разрешающие организации дальнейшую эксплуатацию временных объектов на 2006 год. Однако эти распоряжения не выданы заявителю в связи с неполной уплатой им ежегодного платежа.

      Кроме того, даже если считать ежегодный платеж разновидностью  арендной платы, то льгота не может быть предоставлена из-за того, что организацией не осуществляется деятельность на указанных земельных участках, так как она сдает свои временные объекты в аренду.

      Ранее льготы предоставлялись организации в связи с тем, что в своих заявках она указывала, что деятельность на земельных участках осуществляется непосредственно организацией.

      Представитель Думы Великого Новгорода, привлеченной к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, пояснил, что ежегодный платеж, предусмотренный п. 2.12 (в последней редакции – п. 2.8) Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 г. № 147 – это не арендная плата, а разновидность сбора. Льгота по данному сбору не предусмотрена.

      Кроме того, в решении Думы Великого Новгорода от 27.11.2003 г. № 631 «О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате», положения которого, по мнению заявителя, должны распространяться на указанный ежегодный платеж, имеется примечание о том, что  льготы в виде снижения ставки арендной платы за землю предоставляются только при условии осуществления деятельности на арендованном земельном участке самим арендатором.

     Представитель Думы Великого Новгорода также полагает, что заявитель необоснованно просит признать незаконным решение Администрации Великого Новгорода, так как письмо не является решением. Отказ Администрации в предоставлении льгот должен быть оформлен в виде распоряжения.

     Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

     Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению.

      При рассмотрении дела установлено, что в связи окончанием срока договоров аренды на земельные участки, предоставленные для эксплуатации временных объектов на 2005 год, организация в марте 2006 г. обратилась с заявлением в Администрация Великого Новгорода о разрешении на дальнейшую эксплуатацию временных объектов в порядке, предусмотренном п. 4.5 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 г. № 147.

      Администрацией Великого Новгорода заявки удовлетворены и приняты распоряжения о разрешении организации дальнейшей эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности временных объектов на выделенных для этой цели земельных участках. (том 1, л. <...>, 132-134. 141).

     Указанные распоряжения в адрес заявителя не направлялись, вместе с тем ему направлены расчеты  ежегодного платежа за использование территории для установки и эксплуатации временных сооружений на 2006 год по каждому земельному участку (том 1, л. <...>, 142, 149).

      При изложенных обстоятельствах, довод заявителя о том, что договоры аренды земельного участка, действовавшие в 2005 году, продлены на неопределенный срок на тех же условиях, является ошибочным и противоречит имеющимся в деле доказательствам.

       Вместе с тем, заявитель обоснованно указал на то, что ежегодный платеж, предусмотренный п. 2.12 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории великого Новгорода (в последней редакции п. 2.8) является разновидностью арендной платы.

       Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено два вида платы за землю: земельный налог и арендная плата.

        По способу исчисления,  уплаты и назначению указанный ежегодный платеж есть не что иное, как арендная плата.

        Указанный вывод содержится во вступивших в законную силу судебных актах – решении Новгородского городского суда от 10 августа 2006 г. по делу № 2-1951 (т. 1, л. д. 50-54), и кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13.09.2006 г. по тому же делу ( т. 1, л. д. 55-57).

         Указанные судебные акты вынесены по результатам рассмотрения заявления гр. ФИО6 об оспаривании п. 2.12 (в настоящее время – п. 2.8) Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 г. № 147.

Таким образом, несмотря на то, что вышеназванный ежегодный платеж прямо не поименован в решении Думы Великого Новгорода от 27.11.2003 г. № 631 «О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате», этот порядок следует распространить и  на ежегодный платеж.

Из Перечня категорий арендаторов, которым предоставляется льгота в виде освобождения или снижения ставки  арендной платы за землю, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 27.11.2003 г. № 631 следует, что общественные организации участников войны в Афганистане и других локальных военных конфликтов имеют право на получение льготы по арендной плате за землю в виде освобождения или снижения ставки арендной платы при условии направления высвободившихся средств на благотворительные цели. Из имеющегося в материалах дела Устава Новгородской региональной организации Общероссийской Общественной  Организации инвалидов войны в Афганистане (т. 1, л.д. 14), а также  бухгалтерских документов о расходовании средств следует, что заявитель  относится к указанной категории льготников.

Вместе с тем, в примечании к Перечню категорий арендаторов, которым предоставляется льгота в виде освобождения или снижения ставки арендной платы за землю указано, что данная льгота применяется при условии осуществления деятельности на арендованном земельном участке непосредственно самим арендатором.

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что организация сдает все временные сооружения в аренду и непосредственной деятельности в них не ведет, т. е данное дополнительное условие ею не выполнено.

Довод заявителя о том, что сдача павильонов (киосков) в аренду является законным видом деятельности, который соответствует вышеназванному дополнительному условию, противоречит буквальному содержанию примечания.

Виды функционального использования территории, от которых зависит размер арендной платы, указаны в действующем решении Думы Великого Новгорода от 27.10.2003 г. № 617 (с последующими изменениями) «Об утверждении на 2004 год Базовых размеров арендной платы за землю в Великом Новгороде и Методики определения арендной платы за земельные участки».

Сдача помещений в аренду к видам функционального использования территории не относятся.

Согласно п. 3.2 Методики определения платы за земельные участки, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 27.10.2003 г. № 617 в случае сдачи помещений, строений, зданий, сооружений в аренду плата за земельные участки  рассчитывается исходя из вида деятельности арендатора помещения. Аналогичный порядок применяется и при расчете ежегодного платежа.

Исходя из этого, доказательства понесенных заявителем расходов по уплате ежегодного платежа за землю (арендной платы) и по содержанию временных объектов не могут быть приняты во внимание.

Из анализа вышеназванных норм следует, что передача временных сооружений в аренду не является видом деятельности, при котором предоставляются льготы по плате за землю.

Суд также учитывает, что непредставление льгот в данном случае не нарушает права организации, т. к. она имеет возможностью возместить свои расходы по оплате земли, включив их в расчет арендной платы, взимаемой с арендаторов временных сооружений.

Представление  Администрацией Великого Новгорода льгот по арендной плате за землю при тех же условиях (сдаче временных объектов в аренду) в предыдущие периоды не является основанием для обязания представить льготы на 2006 год в соответствии с вышеназванными решениями Думы Великого Новгорода.

Оформление отказа в предоставлении льгот письмом, а не распоряжением мэра Великого Новгорода, противоречит требованиям решения Думы Великого Новгорода от 05.06.2002 г. № 356 «О порядке отказа в совершении юридических действий органами местного самоуправления Великого Новгорода».

Вместе с тем, это нарушение является формальным и не может служить основанием для признания незаконными действий Администрации, т. к. оно не повлекло нарушения прав заявителя.

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении требований Новгородской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане о признании незаконными действий Администрации Великого Новгорода по отказу в предоставлении льготы в виде снижения в 2006 г. ставки арендной платы за землю, содержащемуся в письме от 26.01.2007 г. № 96 отказать в связи с неустановлением нарушений ст. ст. 153, 264, 606, 607, 610, 614, 621 ГК РФ , ст. ст. 22, 28, 36 Земельного кодекса РФ, решения Думы Великого Новгорода от 27.11.2003 г. № 631 «О порядке предоставления льгот по налогам и арендной плате».

           Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья:                                                                                    И.Г. Ларина