ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-2932/14 от 30.09.2014 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

Дело № А44-2932/2014

03 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2014 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Л.А. Максимовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Ильюшиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Соня»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления № 17-13-166 от 13.05.2014

при участии:

от заявителя: руководителя юр. отдела ФИО1 по дов. от 11.01.2014 № 06;

от ответчика: начальника отдела ФИО2 по дов. от 22.09.2014 № 6-05/1, старшего госналогинспектора ФИО3 по дов. от 02.047.2014 № 6-05/1, ведущего специалиста-эксперта ФИО4 по дов. от 09.01.2014 № 6-05/5,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Соня» (далее-Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее-Инспекция) № 17-13-167 от 13.05.2014, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000,0 руб.

Определением суда от 27.05.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), определением от 23.07.2014 суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке административного производства.

В судебном заседании представитель Общества поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, по вопросу ежедневного оприходования выручки от реализации услуг в ТД «Кочетовский» пояснила, что Общество не имеет законом установленной обязанности по ведению кассовой книги в ТД «Кочетовский», поскольку последний не является обособленным подразделением в свете понятий, содержащихся в Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение № 373-П). По вопросу выдачи руководителю из кассы Общества денежных средств в значительных размерах и фактическим неоспользованием их на хозяйственные нужды, представитель Общества настаивала, что руководитель Общества имел намерение расходовать средства на хозяйственные нужды, нарушений законодательства не допускал. Выплату из кассы Общества дивидендов представитель Общества полагала правомерной, не нарушающей порядок ведения кассовых операций.

Представители Инспекции требования Общества полагали необоснованными по мотивам, приведенным в отзыве от 19.06.2014 № 6-13/8 (том 1 листы 17-25), утверждая, что при проверке были установлены факты ежедневного неоприходования полученной с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ) в обособленном подразделении ТД «Кочетовский» выручки Общества ни в кассовой книге самого Общества, ни в обособленном подразделении. Кроме того, Общество намеренно занижало фактический остаток денежных средств в кассе организации на конец рабочего дня во избежание превышения лимита, выдавая денежные средства руководителю, якобы на хозяйственные нужды, фактически же указанные средства в течение одного-трех дней возвращались в кассу Общества, какие-либо приобретения с хозяйственными целями руководителем не производились. Регулярность подобных операций свидетельствует, как о правомерности выводов Инспекции по данному эпизоду, так и о том, что данные деяния Общества нарушают нормы Положения № 373-П.

Кроме того, из кассы Общества наличными денежными средствами выплачивались дивиденды, что является нарушением положений Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя».

Инспекция также просила суд обратить внимание, что в Инспекцию Общество не представляло приказ от 11.01.2014 об установлении лимита остатка кассы в размере 1 212 786,0 руб. (том 2 лист 2), выручка в объеме 18 596 061,0 руб., использованная Обществом для расчета лимита в размере 1 212 786,0 руб., не подтверждена бухгалтерскими данными Общества, в связи с чем, данный приказ не может быть учтен при оценке обжалуемого постановления. При проверке Инспекции Общество представило приказ от 31.12.2013 об установлении лимита остатка кассы в размере 266 280,0 руб. (том 1 лист 45), выручка в объеме 12 248 881,70 руб., использованная для расчета данного лимита соответствует данным бухгалтерского учета Общества.

При рассмотрении дела в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании поручения от 15.04.2014 № 17-29/1-150 Инспекцией в период с 15.04.2014 по 08.05.2014 проведена проверка Общества по адресам расположения обособленных подразделений: туалет ТД «Кочетовский» (<...>) и бухгалтерия (<...>) по вопросам полноты учета выручки, полученной с применением ККТ «Меркурий-180К» заводские номера; № 09402918 и № 12410179, зарегистрированные за Обществом по указанным адресам.

По результатам проверки составлен акт от 08.05.2014 № 17-13/187.

В ходе проверки Инспекцией было установлено:

- неоприходование (неполное оприходование) Обществом выручки от реализации услуг (денежной наличности), полученной с применением ККТ «Меркурий-180К» № 09402918, ввиду отсутствия в обособленном подразделении ТД «Кочетовский» кассовой книги и отсутствия ежедневного оприходования данной выручки в кассовой книге самой организации;

-несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита. При этом денежная выручка в суммах более миллиона рублей не сдавалась Обществом в банк на расчетный счет, а выдавалась руководителю Общества по расходному кассовому ордеру «на хозяйственные нужды», однако, на указанные цели выручка не использовалась, на следующий день (или в течение 1-3 дней) возвращалась руководителем в кассу Общества по приходному кассовому ордеру, что фактически искусственно занижало остаток денежных средств в кассе Общества с целью соблюдения лимита кассы;

-выплата из кассы Общества 26.03.2014 по расходному кассовому ордеру ФИО5 дивидендов в размере 1 100 000,0 руб. в нарушение определенных законодательством целей выдачи денежных средств из кассы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для выводов Инспекции о нарушении Обществом пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.5, 5.6, 3.3, 6.1, 1.2-1.5, 4.4 Положения № 373-П, Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя» и составления 12.05.2014 протокола № 00004991/167 о совершении Обществом административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ (том 1 листы 32-35).

По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекция вынесла постановление от 13.05.2014 № 17-13-167 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа 40 000,0 руб. (том 1 листы 31).

Общество, считая названное постановление незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Проверив законность обжалуемого постановления Инспекции, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К числу таких актов относится Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П, которым установлен порядок ведения кассовых операций (Данный документ утратил силу с 01.06.2014, в то время как нарушения выявлены в период с 15.04.2014 по 08.05.2014).

В силу условий пункта 1.1 Положения № 373-П, настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2.5 Положения № 373-П кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства). Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.

В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.

Как указано в абзаце девятом пункта 2.5 Положения № 373-П листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Порядок ведения кассовой книги 0310004 установлен главой 5 Положения № 373-П.

Согласно пункту 5.1 Положения № 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы наличных денег, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения № 373-П).

Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения № 373-П).

В соответствии с пунктом 5.6 Положения № 373-П обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.

Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

Согласно пункту 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных названным Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

Таким образом, Положением № 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица. Обособленные подразделения обязаны совершить операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу подразделения, внести запись в кассовую книгу обособленного подразделения) и передать лист кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) юридическому лицу не позднее следующего рабочего дня.

Положение № 373-П не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств.

Аналогичная норма закреплена в пункте 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных средств с населением, утвержденных Приказом Минфина России от 30.08.1993 № 104, предусматривающих в конце рабочего дня составление кассового отчета и сдачу выручки вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру в кассу организации.

В связи изложенным, невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги) является неоприходованием этих денежных средств в кассу Общества и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждено, что в ТД «Кочетовский» (территориально обособленное подразделение Общества) при осуществлении денежных расчетов с применением ККТ кассовая книга не велась, следовательно, факт оприходования в данном обособленном подразделении сумм наличной выручки отсутствует (акт от 08.05.2014 № 17-13/187). (Подробно факты нарушения (неоприходования выручки) описаны в протоколе об административном правонарушении от 12.05.2014 № 00004991/167, том 1 листы 32-35)).

При таких обстоятельствах Управление пришло к обоснованному выводу о наличии в данных действиях (бездействии) Общества объективной стороны административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, которая выражается в неоприходовании в кассу денежной наличности.

Доводы Общества о том, что Положением № 373-П установлена обязанность ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками и удаленными рабочими местами, отклоняются судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм Положения № 373-П.

Согласно письму Банка России от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255 требования Положения № 373-П о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должны соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица.

Поскольку контроль за осуществлением кассовых операций и учетом наличной денежной выручки в конечном итоге направлен на недопущение занижения выручки с целью ухода от налогообложения, то в целях осуществления государством фискального контроля следует применять понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение организации» приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ, согласно указанной норму закона таковым является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Учитывая изложенное, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым территориально обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции, то есть операции по приему, пересчету и выдаче наличных денег.

ТД «Кочетовский» является территориально обособленным подразделением Общества, последнее состоит на налоговом учете по месту нахождения данного обособленного подразделения (уведомление о постановке на учет от 18.02.2009, том 2 лист 1), и в данном подразделении расчеты с применением денежной наличности ведутся с применением ККТ, соответственно, Общество обязано исполнять в ТД «Кочетовский» требования Положения № 373-П.

Кроме того, суд полагает обоснованным вменение Обществу несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита.

В силу пункта 1.2 Положения № 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее - обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или ЦБ РФ открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном настоящим Положением для юридического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

В силу пункта 1.3 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению. Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 1.2 настоящего Положения.

Согласно пункту 1.4 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег.

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера…В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

Согласно приказу руководителя Общества от 31.12.2013 (том 1 лист 45) лимит остатка кассы составляет 266 280,0 руб.. Инспекция при проверке установила, что 17.03.2014 сверх лимита на конец дня в кассе Общества имелись денежные средства в сумме 607 702,37 руб., 18.03.2014 – в сумме 1 089 457,52 руб., 20.03.2014 – в сумме 2 279 557,52 руб., 26.03.2014 – в сумме 911 370,52 руб. (Подробно данный факт нарушения описан в протоколе об административном правонарушении от 12.05.2014 № 00004991/167, том 1 листы 32-35, и в обжалуемом постановлении от 13.03.2014, том 1 листы 27-31).

При этом в ходе проверки выявлено, что Общество в нарушение пункта 1.4 Положения № 373-П не хранило наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег на банковском счете в банке, а выдавало сверхлимитные денежные средства (около миллиона рублей и более) под отчет руководителю расходными кассовыми ордерами «на хозяйственные нужды».

При этом денежная выручка на указанные цели руководителем не использовалась, на следующий день (или в течение 1-3 дней) возвращалась им в кассу Общества по приходному кассовому ордеру, что фактически искусственно занижало остаток денежных средств в кассе Общества с целью соблюдения лимита кассы, в нарушение кассовой дисциплины, поскольку свободные денежные средства в банк на расчетный счет не поступали.

Суд полагает необходимым отметить, что в силу пункта 1 Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей, при этом руководителю Общества выдавались из кассы суммы, значительно превышающие лимит расчетов наличными денежными средствами (например, 21.03.2014 выдано 2 790 000,0 руб.).

Общество ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представило каких-либо объяснений по вопросу неиспользования средств по целевому назначению, не представило документального опровержения выводам Инспекции по данному эпизоду.

Более того, Обществом суду представлен приказ руководителя Общества от 11.01.2014, согласно которому лимит остатка кассы составляет 1 212 786,0 руб., к которому суд относится критически и не может признать его надлежащим доказательством по делу, поскольку размер выручки 18 596 061,0 руб., использованный в данном приказе для расчета лимита, не подтвержден Обществом документально, противоречит сведениям бухгалтерского учета Общества и данным фискального отчета ККТ, используемой для учета выручки Общества от оказываемых услуг (том 2 лист21).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно положениям статьи 71 АПК РФ, статьи 26.11 КоАП РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.

Оценив доводы сторон по данному эпизоду в совокупности и взаимной связи, суд полагает, что Общество в ходе административного производства и в судебном заседании в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергло достаточными допустимыми доказательствами вывод Инспекции, что выдача сверхлимитных денежных средств под отчет руководителю расходными кассовыми ордерами «на хозяйственные нужды» на самом деле не имела экономически оправданной цели, а являлась ничем иным, как искусственным занижением остатка денежных средств в кассе Общества с целью создания видимости соблюдения лимита остатка.

Указанные деяния Общества являются нарушением пункта 1.4 Положения № 373-П, образуют объективную составляющую административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Кроме того, правомерен вывод Инспекции, что выплата из кассы Общества 26.03.2014 по расходному кассовому ордеру ФИО5 дивидендов  в размере 1 100 000,0 руб. является нарушением Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя» (действовали до 31.05.2014).

Согласно пункту 2 Указаний ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего Указания.

Наличные деньги, принятые юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями от физических лиц в качестве платежей в пользу иных лиц в случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, не могут расходоваться на цели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (их структурных подразделений).

Исходя из изложенного, правомерны выводы Инспекции, что Общество является субъектом ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и его деяния в подвергнутый проверке период образуют объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Нормами части 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 постановления от 20 ноября 2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Судом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и препятствующих ему обеспечить соблюдение кассовой дисциплины. Соответственно, Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения положений законодательства, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в связи с чем, правомерен вывод Инспекции о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Оценив совокупность доказательств по делу, суд полагает установленным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, за совершение которого ответственность предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

При этом суд не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, поскольку не установил по делу исключительных обстоятельств, позволяющих в силу малозначительности правонарушения освободить нарушителя от ответственности.

Судом не установлено нарушений процессуальных требований КоАП РФ при ведении административного производства в отношении Общества. При возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и рассмотрении его материалов Инспекция действовала в пределах предоставленных ей законом полномочий. Давность привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренная статьей 4.5 КоАП РФ, Инспекцией соблюдена. Штраф назначен в пределах минимального размера санкции по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

При изложенных выше обстоятельствах, требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 13.05.2014 № 17-13-167 неправомерны и удовлетворению судом не подлежат.

  Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В требованиях о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области от 13.05.2014 № 17-13-167 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Соня» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в сумме 40 000,0 руб. отказать.

2.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова