ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-3024/13 от 22.08.2013 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-3024/2013

22 августа 2013 года

  Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Лариной И.Г.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению:

ООО "Ромашка" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления №10-22/235 от 29.05.2013 г.

при участии

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ромашка" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее – управление) об отмене постановления от 29.05.2013 года по делу об административном правонарушении №10-22/235 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа 30000 руб.

В обоснование требований заявитель указал на то, что Департаментом экономического развития и торговли Новгородской области при составлении от 06.05. 2013 года протокола об административном правонарушении №11 допущены существенные нарушения: протокол составлен с нарушением срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, в протоколе неверно указано место совершения административного правонарушения: г. Великий Новгород, а следовало указать юридический адрес общества в г. Валдай. В силу положений пункта 3 статьи 26.2 КоАП РФ протокол №11 не может являться доказательством совершения обществом административного правонарушения

Кроме того, заявитель полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку деяние не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вред причинённый правонарушением крайне мал, отсутствуют отягчающие вину обстоятельства, правонарушение имеет разовый характер.

Определение суда о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 26.06.2013 года, размещенное на официальном сайте Арбитражного суда Новгородской области 27.06.2013 года, получено заявителем 01.08.2013 года, управлением - 22.07.2013 года.

В установленные судом сроки, а именно до 17.07.2013 года и 07.08.2013 года, от управления поступил отзыв на заявление и материалы административного дела, от заявителя дополнительных документов не поступило.

Заявленные требования управление не признало по причинам, изложенным в отзыве.

При рассмотрении дела установлено, что в результате проверки 16.04.2013 года Экономическим комитетом Новгородской области (переименован в Департамент экономического развития и торговли Новгородской области) сводных данных по организациям, обязанным сдавать декларации об объёмах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме №11 за первый квартал 2013 года, было установлено, что ООО «Ромашка» не представило в срок до 10.04.2013 года указанную декларацию.

В связи с выявлением нарушения 16.04.2013 года комитетом (департаментом) направлено в адрес общества уведомление о составлении 06.05.2013 года протокола об административном правонарушении.

06.05.2013 года уполномоченным должностным лицом управления в присутствии директора общества составлен протокол №11 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.

29.05.2013 года руководителем управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10-22/235 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа 30000 рублей. Общество было надлежаще уведомлено о рассмотрении дела и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных для юридических лиц в виде штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закон №171-ФЗ) следует, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Общество имеет лицензию №146 серии 53 РПА005527 от 24.01.2013 года на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: <...>, следовательно может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14 Закона №171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 года №815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила).

Пунктами 2, 13, 15, 16 Правил установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №11, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронной форме или на бумажных носителях.

В силу пунктов 18, 19 следует, что указанные организации представляют декларации, предусмотренные приложением №11 к Правилам, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации. Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме.

Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что в установленный срок декларация за первый квартал 2013 года в орган исполнительной власти субъекта (департамент) в электронной форме или на бумажных носителях им не была представлена. Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка декларация получена 15.04.2013 года, то есть с пропуском установленного срока.

Таким образом, в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения обществом требований Закона №171-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.

Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее -постановление Пленума №10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.

В части 1 статьи 28.5 КоАП РФ указано, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В данном случае правонарушение выявлено департаментом 16.04.2013 года в Великом Новгороде, однако протокол №11 составлен департаментом 06.05.2013 года, в связи с необходимостью уведомления общества по его юридическому адресу в г. Валдай Новгородской области о времени и месте составления протокола, а также для разъяснения лицу, привлекаемому к ответственности, его прав. Уведомление о составлении протокола направлено по почте и обществом получено, что дало возможность директору общества присутствовать на составлении протокола и представить свои объяснения.

Следовательно, нарушение срока составления протокола не свидетельствует о его незаконности.

Неверное, с точки зрения заявителя, указание в протоколе места совершения правонарушения, также не является существенным нарушением порядка привлечения к ответственности, поскольку не влияет в данном случае не на квалификацию правонарушения, не на подсудность дела.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность правонарушения) суд не усматривает.

В пункте 18 постановления Пленума №10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Управление обоснованно указывает на то, что данное правонарушение совершено в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует о возможном причинении правонарушением вреда здоровью и жизни граждан, в связи с чем, оно несёт существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Вывод общества о незначительности допущенного правонарушением вреда является субъективным, кроме того, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

То, что управлением не учтено смягчающее обстоятельство (совершение правонарушения впервые) не повлекло неправильного определения административного наказания, поскольку штраф назначен в минимальном размере. Назначить наказание ниже низшего предела штрафа, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ для юридических лиц, управление не вправе.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 29.05.2013 года по делу об административном правонарушении №10-22/235 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа 30000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в 10-дневный срок с даты его вынесения.

Судья

И.Г. Ларина