АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Великий Новгород | Дело № А44-3263/2014 |
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ивановой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Новгородэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (ИНН 1114249 , ОГРН 5321000105 )
о признании незаконным и отмене постановления № 12 от 22.05.2014
при участии
от истца (заявителя): начальник отдела ФИО1, доверенность от 13.04.2014 серия 53 АА №0158871
от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 11.08.2014 №ЛХ-2884-И, представитель ФИО3, доверенность от 11.08.2014 №ЛХ-2885-И
установил:
Открытое акционерное общество "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Новгородэнерго" (далее – общество, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее – комитет) от 22.05.2014 № 12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 35000 руб.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на то, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, так как в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ и пунктами 9, 10, 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 N 223, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. У сетевых компаний отсутствует обязанность для получения каких-либо разрешений для проведения рубок в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Работы по расчистке трасс, находящихся под линиями электропередачи ВЛ-10кВ Юго-Западная-3, Новгородская-2, производило ООО «Северная Фактория» (подрядчик) по договору с обществом от 23.09.2013 года №721. В соответствии с пунктами 2.4, 4.11, 9.8, 13.5 договора подрядчик обязан обеспечить в ходе работ мероприятия по охране окружающей среды и сохранности имущества, соблюдать требования пожарной безопасности и нести ответственность за допущенные нарушения.
Кроме того, по мнению общества, правонарушение является малозначительным и не составляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Комитет заявленные требования не признал, по причинам, изложенным в отзыве.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлено, что10.10.2013 года обществом направлено в комитет, уведомление о вырубке деревьев, кустарников на линейных объектах и в их охранных зонах, расположенных в 24, 25 кварталах Новгородского лесничества лесничества без предоставления лесных участков (л.д.81).
02.04.2014 года работниками лесничества произведен осмотр мест рубок на указанных в уведомлении линейных объектах и их охранных зонах.
При осмотре установлены факты нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее – Правила), выразившиеся в не освобождении просек в период пожароопасного сезона от горючих материалов (порубочных остатков и древесины). В адрес общества вынесено предписание от 04.04.2014 года №1 об устранении нарушений.
По указанному факту 18.04.2014 года уполномоченным должностным лицом комитета в отсутствии представителя общества, надлежаще уведомленного о составлении протокола, составлен протокол №1Е об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
22.05.2014 года старшим государственным лесным инспектором Новгородского лесничества ФИО4 с участием представителя общества по доверенности вынесено постановление №12 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа 35000 рублей.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, была предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 этого Кодекса установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ). Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Кодекса).
Согласно пункту 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с пунктом 16 этих Правил лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
В силу пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу подпункта "б" пункта 17 названных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
На основании пункта 34 этих Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 указанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В данном случае в ходе проверки комитетом установлено, что общество не обеспечило очистку мест рубок от порубочных остатков и других горючих материалов в пожароопасный период.
Факты нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлены протоколом об административном правонарушении от 18.04.2014 года №1Е, протоколом осмотра от 02.04.2014 года №1 и обществом не оспариваются.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании части 1 статьи 99 этого Кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Довод заявителя о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, поскольку работы по вырубке производились подрядной организацией по договору, несостоятелен.
Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередачи несет именно сетевая организация, а наличие заключенного договора подряда на разрубку древесно-кустарниковой растительности под трассами ЛЭП не освобождает общество от ответственности за выявленные в деятельности подрядчика нарушения, поскольку в соответствии со статьями 715, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору подряда вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком и требовать устранения их недостатков.
Наличие у подрядчика обязанности по обеспечению охраны окружающей среды (пункт 4.11 договора) и по уборке просек от порубочных остатков не освобождает сетевую организацию от осуществления контроля за качеством произведенных подрядчиком работ. Включение в договор пункта 13.5 об ответственности подрядчика в случае предъявления претензий, штрафов, пеней от третьих лиц за некачественное выполнение работ не освобождает сетевую организацию от выполнения публично-правовой обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах и от ответственности за её невыполнение.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований закона в области обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, управлением не допущено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в виде оставления на просеках горючих материалов (порубочных остатков и древесины) в период пожароопасного сезона представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку может повлечь лесные пожары, поэтому совершенное правонарушение малозначительным не является.
Комитетом при рассмотрении дела установлено наличие отягчающего обстоятельства в виде повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление комитета от 12.08.2013 года №10 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа 30000 рублей). С учетом обстоятельств дела и наличия отягчающего обстоятельства штраф обществу обоснованно назначен в повышенном размере 35000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования открытого акционерного общества «МРСК Северо-Запада» о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 22.05.2014 года №12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа 35000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в 10-дневный срок с его вынесения.
Судья | И.Г. Ларина |