АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-3274/2012
03 мая 2012 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Духнова В.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Трест-2" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 173018, Россия, <...>)
к Управлению Росприроднадзора по Новгородской области (ИНН , ОГРН , 173025, Россия, Великий Новгород, пр. Мира, д.22/25)
о признании незаконным Постановление № 03-08/2012 от 14.03.2012 г.
при участии
от заявителя: представитель ФИО2 по доверенности от 18.01.2012 № 24, представитель ФИО3, по доверенности от 23.03.2012 №238;
от ответчика: представитель ФИО4, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/06;
представитель ФИО5, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/05; представитель ФИО6, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/07.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трест-2" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Новгородской области (далее Управление) от 14.03.2012г. по делу № 03-08/2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за непредставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 1-4 кварталов 2011 года.
Заявление мотивировано отсутствием вины Общества в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку допущенное нарушение явилось результатом ненадлежащего исполнения конкретным должностным лицом Общества своих служебных обязанностей.
Согласно приказам Генерального директора Общества от 05 апреля 2011 года №№ 189/1, 190, ответственным за организацию работы и контроль в области охраны окружающей среды, в том числе контроль за обеспечением экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами, является заместитель генерального директора ФИО2.
В отношении ФИО2 Управлением также составлен протокол об административном правонарушении от 14 марта 2012 года, дело № 03-14/2012, предусматривающий наказание по той же самой статье - 8.5 КоАП РФ.
Таким образом, за нарушение одной и той же нормы закона - статьи 8.5 КоАП - к административной ответственности привлекаются два субъекта: Общество и должностное лицо Общества - ФИО2.
В судебном заседании представители заявителя свои требования поддержали. Представители ответчика в суде заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на поданное заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления выявлен факт непредставления Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 1 – 4 кварталов 2011 года.
По данному факту в отношении Общества составлены акт проверки от 10.02.2012 № 3, протокол от 29.02.2012 N 03-8/2012 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным лицом Управления вынесено постановление от 14.03.2012 N 0389/2012 о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом N 7-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлен порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" плательщики представляют в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия расчет платы в одном экземпляре не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" полномочия в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Росприроднадзор.
Как следует из материалов дела, в указанные выше периоды негативное воздействие на окружающую среду Обществом оказывалось в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами (транспортными средствами, принадлежащими Обществу), согласно данным о расходе топлива за 11 месяцев 2011 года, Обществом израсходовано за 1 квартал 2011 года 280351,837 литров дизельного топлива и 11021,678 литров бензина, за 2 квартал 2011 года - 261570,002 литров дизельного топлива и 11661,123 литров бензина, за 3 квартал. 2011 года - 378448,075 литров дизельного топлива и 15341,388 литров бензина, за 4 квартал (октябрь, ноябрь) -226459,786 литров дизельного топлива и 12148,841 литров бензина. Передвижные объекты (транспортные средства согласно списку автотранспорта и самоходной техники ООО «Трест-2» на 01.01.2012) Общества зарегистрированы на территории Новгородской области.
При этом расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2011 года в установленные сроки Обществом произведены и представлены Управлению не были, что заявителем не оспаривается.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Юридическое лицо обязано обеспечить соблюдение законодательства по охране окружающей среды, и оно несет ответственность за его неисполнение.
Привлечение к административной ответственности заместителя директора Общества - ФИО2 вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей не исключает административной ответственности юридического лица за непредставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 8.5 КоАП РФ, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от этой ответственности юридическое лицо. У Общества имелась реальная возможность осуществить контроль за исполнением заместителем директора ФИО2 возложенных на него обязанностей и своевременно принять меры к недопущения события административного правонарушения. Сроки непредставления расчетов нарушены неоднократно.
Согласно абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц, что соответствует положениям части 3 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, Общество в силу положений, закрепленных в Законе N 7-ФЗ, является субъектом рассматриваемого нарушения.
Сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, для привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Мера наказания за совершение нарушения назначена Обществу с учетом содеянного, всех смягчающих ответственность обстоятельств по делу, в том числе совершение правонарушения впервые, в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ст. 8.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, арбитражный суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, совершение правонарушения впервые, арбитражный суд считает, что допущенное заявителем правонарушение хотя формально и подпадает под действие ст. 8.5 КоАП РФ, однако не создало существенной угрозы общественным отношениям в области природоохранного законодательства и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую является документом, содержащим лишь связанную с состоянием окружающей среды информацию - сведения о размере платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая изложенное, а также то, что за указанный период (1-4 кварталы 2011 года) Общество привлечено Управлением к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде штрафа в размере 50 000 руб. (Постановление оставлено в силе Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу № А44-3277/2012), суд считает нецелесообразным назначение Обществу административного наказания за непредставление расчета данной платы, являющегося отдельной стадией действий Общества для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины Общества, привлечением к ответственности за его совершение должностного лица Общества, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 10 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 14.03.2012г. № 03-8/2012 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Трест-2» к административной ответственности, предусмотренной 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Признать совершенное Обществом с ограниченной ответственностью «Трест-2» административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и освободить Общество с ограниченной ответственностью «Трест-2» от административной ответственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья
В.П. Духнов