АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-3277/2012
03 мая 2012 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Духнова В.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Трест-2" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 173018, Россия, <...>)
к Управлению Росприроднадзора по Новгородской области (ИНН , ОГРН , 173025, Россия, Великий Новгород, пр. Мира, д.22/25)
о признании незаконным Постановление № 03-09/2012 от 14.03.2012 г.
при участии
от заявителя: представитель ФИО2 по доверенности от 18.01.2012 № 24, представитель ФИО3, по доверенности от 23.03.2012 №238;
от ответчика: представитель ФИО4, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/06;
представитель ФИО5, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/05; представитель ФИО6, по доверенности от 10.01.2012 № АП-01-12/07.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трест-2" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Новгородской области (далее Управление) от 14.03.2012г. по делу № 03-9/2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заявление мотивировано отсутствием вины Общества в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку допущенное нарушение явилось результатом ненадлежащего исполнения конкретным должностным лицом Общества своих служебных обязанностей.
Согласно приказам Генерального директора Общества от 05 апреля 2011 года №№ 189/1, 190, ответственным за организацию работы и контроль в области охраны окружающей среды, в том числе контроль за обеспечением экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами, является заместитель генерального директора ФИО2.
В отношении ФИО2 Управлением также составлен протокол об административном правонарушении от 14 марта 2012 года, дело № 03-15/2012, предусматривающий наказание по той же самой статье - 8.41 КоАП РФ.
Таким образом, за нарушение одной и той же нормы закона - статьи 8.41 КоАП - к административной ответственности привлекаются два субъекта: Общество и должностное лицо Общества - ФИО2.
В судебном заседании представители заявителя свои требования поддержали. Представители ответчика в суде заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на поданное заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления выявлен факт невнесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 – 4 кварталы 2011 года в установленные законом сроки.
По данному факту в отношении Общества составлены акт проверки от 10.02.2012 № 3, протокол от 29.02.2012 N 03-9/2012 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным лицом Управления вынесено постановление от 14.03.2012 N 03-9/2012 о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей, а также вынесено предписание № 3 об обязании Общества в срок до 31.03.2012г. зарегистрироваться в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Предписание Общество выполнило с незначительным нарушением установленного Управлением срока, а вышеуказанное постановление оспорило в судебном порядке.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлен порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Согласно пункту 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее Приказ № 557) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в соответствии с пунктом 2 Приказа № 557 признается календарный квартал.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2011 года должна быть внесена Обществом не позднее 20.04.2011, не позднее 20.07.2011, не позднее 20.10.2011 не позднее 20.01.2012 соответственно.
Из материалов дела следует, что в указанные выше периоды негативное воздействие на окружающую среду Обществом оказывалось в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами (транспортными средствами, принадлежащими Обществу), так как, согласно данным о расходе топлива за 11 месяцев 2011 года, Обществом израсходовано за 1 квартал 2011 года 280351,837 литров дизельного топлива и 11021,678 литров бензина, за 2 квартал 2011 года - 261570,002 литров дизельного топлива и 11661,123 литров бензина, за 3 квартал. 2011 года - 378448,075 литров дизельного топлива и 15341,388 литров бензина, за 4 квартал (октябрь, ноябрь) -226459,786 литров дизельного топлива и 12148,841 литров бензина. Передвижные объекты (транспортные средства согласно списку автотранспорта и самоходной техники ООО «Трест-2» на 01.01.2012) Общества зарегистрированы на территории Новгородской области.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2011 года в установленные сроки Обществом внесена не была, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом N 7-ФЗ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Юридическое лицо обязано обеспечить соблюдение законодательства по охране окружающей среды, и оно несет ответственность за его неисполнение.
Привлечение к административной ответственности заместителя директора Общества - ФИО2 вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей не исключает административной ответственности юридического лица за нарушение установленного порядка внесения платы, то есть не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 8.41 КоАП РФ, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от этой ответственности юридическое лицо. У Общества имелась реальная возможность осуществить контроль за исполнением заместителем директора ФИО2 возложенных на него обязанностей и своевременно принять меры к недопущению события административного правонарушения. Сроки внесения платы нарушены неоднократно.
Согласно абз. 1 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц, что соответствует положениям части 3 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, Общество в силу положений, закрепленных в Законе N 7-ФЗ, является субъектом рассматриваемого нарушения.
Противоправные действия (бездействие) Общества правильно квалифицированы Управлением по ст. 8.41 КоАП РФ.
Сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, для привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Мера наказания за совершение нарушения назначена Обществу с учетом содеянного, всех смягчающих ответственность обстоятельств по делу, в том числе совершение правонарушения впервые, в минимальных размерах, предусмотренных санкцией ст. 8.41 КоАП РФ.
Правовых оснований для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ не имеется по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления N 10).
В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ может применяться только в исключительных случаях.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению предусмотренных законом публично-правовых обязанностей о чем свидетельствует то, что заявителем нарушены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2011 года, то есть за несколько отчетных периодов; невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2011 года было сопряжено с несвоевременным исполнением обязанности по исчислению этой платы и представлению в уполномоченный орган соответствующих расчетов. Погашение задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом до настоящего времени не произведено, хотя с момента истечения установленных законодательством сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду прошло значительное время.
Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об явно пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в связи с этим в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Трест-2» требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 14.03.2012г. № 03-9/2012 о привлечении ООО «Трест-2» к административной ответственности, предусмотренной 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья
В.П. Духнов