ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-3303/2022 от 17.08.2022 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-3303/2022

17 августа 2022 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Л.А. Максимовой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Новгородская промышленно-строительная компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об отмене постановления,

без вызова сторон,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью "Новгородская промышленно-строительная компания" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (далее - Новгородстат) о признании незаконным и отмене постановления № 48-22 от 18.05.2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Поскольку заявление содержит признаки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), определением суда от 29.06.2022 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Согласно положениям части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ извещаются арбитражным судом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, и считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Определением суда от 29.06.2022 о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства административному органу в срок до 20.07.2022 предложено представить письменный мотивированный отзыв на заявление и документы в обоснование своих доводов. Кроме того, в названном определении суда сторонам разъяснено, что в срок до 10.08.2022 они вправе представить в арбитражный суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

К моменту рассмотрения настоящего дела судом в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения сторон о начавшемся судебном процессе и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

От Новгородстата поступил отзыв на заявление от 11.07.2022, в котором последний оспорил заявленные требования, указав, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ, подтверждается докладной запиской от 12.004.2022 об обнаружении факта нарушения законодательства, протоколом об административном правонарушении от 26.04.2022 № 59-22; порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден.

10.08.2022 от Общества поступили возражения на отзыв Новгородстата, в котором Общества указало на отсутствие обязанности представлять данные по форме № 2-наука, поскольку на момент привлечения к административной ответственности не имело обязанности по представлению отчета по форме № 2-наука, так как являлось субъектом малого и среднего предпринимательства и было ошибочно по вине Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее-УФНС), что подтверждается письмом УФНС от 17.06.2022 № 2.15-19/23317@.

Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ на основании имеющихся доказательств.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество в установленный срок до 11.04.2022 не исполнило обязанность по представлению первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 № 463 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий", в связи с чем Новгородстат сделал вывод о нарушении Обществом положений статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ), пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение № 620).

Усмотрев в бездействии Общества состав административного правонарушения, 26.04.2022 в его отношении должностным лицом Новгородстата составлен протокол об административном правонарушении № 59-22, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Постановлением Новгородстата от 18.05.2022 № 48-22 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Оценив доводы сторон в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд отмечает следующее.

Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Законом № 282-ФЗ.

Согласно статье 4 Закона № 282-ФЗ основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 (далее - Положение № 420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения № 420).

В силу части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Под исключение части 2 и 3 настоящей статьи 8 Закона № 282-ФЗ подпадают граждане Российской Федерации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее-Положение № 620).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами, которыми выступают созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения № 620, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (пункт 4 Положения № 620).

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений; субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.

Приказом Росстата от 30.07.2021 № 463 утверждены формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, в том числе форма федерального статистического наблюдения № 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок".

Согласно утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 № 463 форме № 2-наука данная форма за 2021 год предоставляется обязанными респондентами в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения, в частности, в Новгородстат, в период с 16 февраля по 11 апреля 2022 года.

Согласно той же утверждённой форме № 2-наука указанные сведения предоставляются респондентами, к которым относятся юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки, виды экономической деятельности которых приведены в указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.

Как следует из приведенных выше нормативных положений, субъекты малого предпринимательства, не относятся к респондентам, обязанным представлять в территориальные органы Росстата сведения по форме № 2-наука в установленный в форме срок – в период с 16 февраля по 11 апреля года, следующего за отчетным, поскольку частью 4 статьи 8 Закона № 282-ФЗ регламентировано, что такие респонденты, как субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в ином упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Как установлено судом и следует из материалов дела, Новгородстат в качестве объективной составляющей вмененного Обществу правонарушения по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ определил неисполнение Обществом обязанности по представлению за 2021 год сведений по форме № 2-наука в срок, определенный данной формой, утвержденной приказом Росстата: с 16 февраля по 11 апреля 2022 года.

Факт непредставления такой формы в установленный срок Обществом не оспаривался, вместе с тем, Общество при обращении в суд настаивало, что является с 2018 года субъектом малого предпринимательства, представляет отчетность в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в связи с чем, не имело обязанности по представлению такой отчетности за 2021 год , соответственно, не может выступать субъектом ответственности за вмененное нарушение.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения хозяйствующих субъектов к таковым определены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в силу части 1 которой к таким субъектам относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Как усматривается из имеющихся в деле доказательств, Общество отвечало с 2018 года и в настоящее время продолжает отвечать признакам субъекта малого предпринимательства и как «микропредприятие»; с 10.04.2018 включено Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, как указано выше, не имеют обязанности представлять сведения по форме № 2-наука, так как представляют отчетность в ином упрощенном порядке.

При таких обстоятельствах, правомерны доводы Общества, что оно не является надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

То обстоятельство, что в период с 10.07.2021 по 10.07.2022 Общество не находилось в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не исключает данный вывод в силу следующего.

Действительно, из материалов дела следует, что 10.07.2021 Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (УФНС) исключило Общество из названного реестра «по причине отсутствия сведений о доходах Общества за 2020 год» (л.д. 40).

Однако, в материалах дела имеется письмо УФНС от 17.06.2022 № 2.15-19/23317@ (л.д. 40), в котором УФНС признало ошибочность действий по исключению Общества 10.07.2021 из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, выявив, что единую (упрощенную) налоговую декларацию со сведениями о доходах за 2020 год Общество представило в налоговый орган своевременно (14.01.2021), подтвердив, в том числе, свое право на статус субъекта малого предпринимательства - «микропредприятия», но по вине налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области, правопреемником которой выступает УФНС) данная декларация Общества не была своевременно зарегистрирована в АИС Налог-3, регистрация таковой произведена только 08.06.2022, после чего статус Общества как «микропредприятие» был восстановлен УФНС в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства 10.07.2022.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно части 4.1 статьи 4.1 Закон № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 6 - 6.5 и 7.1 настоящей статьи.

В силу пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закон № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из приведенного следует, что за ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства отвечает соответствующий налоговый орган, и именно налоговый орган отвечает за своевременное и достоверное внесение сведений в указанный реестр. Как установлено в спорной ситуации, налоговый орган не только не исполнил обязанность по своевременному отражению в АИС Налог-3 единой (упрощенной) налоговой декларации Общества со сведениями о доходах за 2020 год, но и без наличия законных оснований (иное не доказано материалами дела) допустил неправомерное необоснованное исключение Общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.07.2021 по 10.07.2022.

Указанное обстоятельство свидетельствует не только о правомерности приведенного выше вывода, что Общество, которое с 2018 года по настоящее время отвечает критериям «микропредприятие», что не опровергнуто Новгородстатом, не имеет обязанности по представлению в Новгородстат сведений по форме « 2-наука, и, как следствие, не является надлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, но свидетельствует также об отсутствии вины Общества в сложившейся ситуации, поскольку доказательств тому, что УФНС извещало Общество об исключении его из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, материалы дела не содержат; Общество же, добросовестно полагая, что является субъектом малого предпринимательства, которым по факту и являлось весь исследуемый период, что подтвердило соответствующей упрощенной отчетностью, в частности, за 2020 год, не имело оснований предполагать, что ошибочными действиями налогового органа с 10.07.2021 было исключено в отсутствие законных оснований к тому из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что безусловно свидетельствует об отсутствии вины Общества во вмененном ему нарушении.

В соответствии со статьей 1.5 указанного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как отмечено выше, доказательства виновности Общества во вмененном ему деянии Новгородстатом в материалы дела не представлены.

При этом важно, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Состав правонарушения подлежит установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, недоказанность, отсутствие события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, привлечение субъекта к административной ответственности при недоказанности и отсутствии в постановлении о наложении административного взыскания обоснования его вины незаконно.

В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая приведенные положения нормативных документов, при установленных по делу обстоятельствах оспариваемое постановление Новгородстата от 18.05.2022 № 48-22 нельзя признать обоснованным и законным, в связи с чем, требования Общества по настоящему делу подлежат удовлетворению судом.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Новгородская промышленно-строительная компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

2.Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области № 48-22 от 18.05.2022, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новгородская промышленно-строительная компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>).

3. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова