ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-3567/09 от 22.10.2009 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород Дело № А44-3567/2009

22 октября 2009 года

Дата объявления резолютивной части решения

29 октября 2009 года

Дата вынесения решения

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Н.В. Бочаровой

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Н.В. Богаевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Офис-строй»

  к государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании незаконным решения от 27.05.2009 года № 4364сс

при участии:

от заявителя: Степанова М. Г. по доверенности от 30.07.09

от ответчика: Прохор В. В. по доверенности от 22.01.09 № 27

  у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "Офис - строй" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ( далее – ФСС) от 27.05.2009 года № 4364сс о выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов страхователя в размере 27 988 руб. 62 коп. и обязать ответчика принять решение о выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов страхователя в соответствие со справкой о расчете пособия по временной нетрудоспособности от 31.03.2009 года в размере 94 875 руб. 20 коп.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, просит признать незаконным бездействие ГУ - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непринятии решения по заявлению страхователя – общества с ограниченной ответственностью «Офис-строй» на осуществление (возврат) расходов страхователя на сумму 90 467, 20 руб. и обязать ФСС выделить страхователю – обществу с ограниченной ответственностью «Офис-строй» средства в сумме 62 478, 58 руб.

Уточненные требования представитель Общества поддержал, в обоснование заявленных требований пояснил, что со стороны Общества нарушений законодательства при назначении пособия по беременности и родам не допущено, пособие назначено в размере среднемесячного заработка бухгалтера Степановой на основании листка нетрудоспособности.

Представитель ФСС заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 114-116).

В соответствии со ст. 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор подведомственен арбитражному суду, поскольку носит экономический характер.

В судебном заседании установлено, что Общество обратилось в ФСС с заявлением от 21.05.2009г. о возмещении задолженность по ЕСН в сумме 90 467, 2 руб. на выплату пособия по беременности и родам (л.д.117).

На основании указанного заявления ФСС проведена камеральная проверка.

По результатам проверки составлен акт камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25 мая 2009г. № 12408сс, принято решение от 27 мая 2009г. № 4364сс о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя.

ФСС проверены представленные Обществом документы: листок нетрудоспособности, приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам, расчет пособия, копия трудовой книжки работника, штатное расписание на декабрь 2008г. – апрель 2009г., приказ об изменении оклада, расчетные листки за декабрь 2008г. - март 2009г., устав предприятия, сведения о движении на расчетном счете предприятия.

В ходе проверки установлено, что на основании трудового договора № 1 от 1.12.2008г. Степанова М. Г. принята на должность бухгалтера в ООО «Офис – строй» с должностным окладом 7 000 руб. С 1.01.2009г. приказом № 1 от 1.01.2009г. Степановой М. Г. без основания оклад увеличен до 25 000 руб., в то время как, должностные оклады других работников (ген. директора и зам. директора) остались на прежнем уровне. Согласно штатному расписанию от 30.04.09 с 1.04.2009г. оклад на должности бухгалтера вновь снижен до 7 000 руб.

На основании указанных обстоятельств сочтено целесообразным произвести расчет пособия по беременности и родам из оклада 7 000 руб. и рекомендовано возместить задолженность за 01.01.2009 – 31.03.2009 с учетом начисленного ЕСН в сумме 27988, 62руб. (л.д.9).

По результатам рассмотрения акта от 25 мая 2009г. № 12408сс принято решение о выделении страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в сумме 27988, 62 рублей (л.д.10).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционные гарантии социального обеспечения для воспитания детей обеспечиваются системой обязательного социального страхования работающих граждан.

Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее – Закон № 165-ФЗ) является государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства и включает пособие по беременности и родам, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Закон № 81-ФЗ).

В силу положений ч. 1 ст. 4 указанного закона выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В соответствии со ст. 8 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее – Закон № 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона № 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливающей порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Реализация права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь обеспечивается единым социальным налогом, зачисляемым в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу п.3 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ни в акте камеральной проверки, ни в решении о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя не указано на отказ в выделении 62 478, 58 рублей, не содержится основанного на законодательстве обоснования целесообразности расчета пособия по беременности и родам из оклада в 7 000 руб.

ФСС не представлено доказательств нарушения Обществом законодательства Российской Федерации при назначении и исчислении пособия по беременности и родам работнику Общества.

Доводы ФСС не основаны на действующем законодательстве и противоречат имеющимся в деле документам.

Трудовое законодательство не предусматривает ограничений в части оснований и увеличения размера заработной платы, за исключением установления минимального размера оплаты труда.

Правильность оформления трудовой книжки и штатного расписание не является предметом рассмотрения по настоящему делу. Кроме того нарушение установленного порядка ведения трудовых книжек и штатного расписания, даже если они имеются, не влияют на обязанность работодателя на выплату и право работника на получение пособия по беременности и родам.

Издание приказа в нерабочий праздничный день не запрещено действующим трудовым законодательством.

Довод ФСС о заключении трудового договора со Степановой М. Г. неуполномоченным лицом противоречит п. 6.3.2 устава Общества (л.д.19). Доказательств отсутствия трудовых отношений между Степановой М. Г. и Обществом ФСС не представил.

Нарушение работодателем – страхователем обязанностей по выплате заработной платы и уплате налогов не отменяет его обязанности по оплате пособий по социальному страхованию и не лишает работников права на получение пособий по социальному страхованию.

Нарушение Обществом ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации ФСС не доказано.

Согласно сведениям по начислению ЕСН в представленных Обществом расчетных ведомостях по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и налоговых декларациях за 2008 год и 1 квартал 2009 года (л.д. 53-68, 77-96) налоговая база по ЕСН за указанные периоды определена Обществом как сумма всех выплат, начисленных в пользу физических лиц, совпадающая с установленными штатным расписанием окладами и количеством работников (л.д.124-125).

Названные доказательства ответчиком не опровергнуты.

В соответствии с Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 (далее – Инструкция) выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют за счет средств обязательного социального страхования.

Согласно пунктам 2.5, 3.7 Инструкции страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.

В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции, а именно: на основании заявления страхователя и представленных им документов, в том числе копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога.

Если страхователь-работодатель имеет задолженность по уплате единого социального налога и не может осуществлять выплату пособий по обязательному социальному страхованию работникам вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, по заявлению страхователя отделение (филиал отделения) Фонда может принять решение о выделении средств страхователю на указанные цели в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции, либо о выплате пособий по обязательному социальному страхованию отдельным работникам в порядке, установленном пунктом 3.6 настоящей Инструкции.

При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными.

Поскольку ФСС принято решение о выделении Обществу средств на осуществление (возмещение) расходов в сумме 27 988,62 рублей заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления в арбитражный суд, взыскивается с ФСС в полном размере.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать бездействие государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по заявлению страхователя – общества с ограниченной ответственностью «Офис-строй» на осуществление (возврат) расходов страхователя в сумме 62 478, 58 руб. незаконным как несоответствующее положениям статьи 4, пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

2. Обязать государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение о выделении обществу с ограниченной ответственностью «Офис – строй» на осуществление (возмещение) расходов страхователя в сумме 62 478 рублей 58 копеек.

3. Взыскать с Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Офис – строй» госпошлину в сумме 2 000 рублей.

4. Выдать исполнительный лист на взыскание госпошлины в сумме 2 000 рублей по вступлении решения в законную силу.

5. Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с даты вынесения решения.

Судья Н.В.Бочарова