ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-3681/11 от 26.09.2011 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-3681/2011

27 сентября 2011 года

  Резолютивная часть решения вынесена 26 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Духнова В.П.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Пакиш И.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

третьи лица:

Новгородский областной центр «Ресурс – образование»

Администрация Новгородской области

о признании незаконным Решение по делу № 2 от 16.05.2011 г.

при участии

от заявителя: представитель ФИО1, по доверенности от 31.08.2011г. № 3712, представитель ФИО2, по доверенности от 28.01.2011г. № 242.

от ответчика: представитель ФИО3, по доверенности от 15.02.2011г.

от третьих лиц:

от Новгородского областного центра «Ресурс – образование»: директор ФИО4,

от Администрации Новгородской области: не явился

установил:

Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области (далее Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения от 16.05.2011г. № 2 и выполненного на его основании Предписания от 16.05.2011 г. №12 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Управление), которыми в действиях Комитета установлено нарушение части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и предписано прекратить нарушение требований вышеуказанного закона, выразившегося, по мнению Управления, в выделении Комитетом финансовых средств на обеспечение учебниками образовательных учреждений области областному автономному учреждению Новгородский областной центр «Ресурс – образование».

Мотивирует свои требования Комитет тем, что обжалуемые решение и предписание незаконны, нарушают права Комитета как органа исполнительно власти области в части выполнения функций и полномочий учредителя автономного учреждения.

Так, согласно части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

В соответствии с Положением о комитете образования, науки и молодежной политики Новгородской области, утвержденным постановлением Администрации области от 11.01.2008г. № 3, Комитет исполняет полномочия по информационному обеспечению в пределах своих полномочий образовательных учреждений, организации обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Согласно Федеральному Закону от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создавать автономное учреждение.

В целях осуществления Комитетом указанных полномочий распоряжением Администрации области от 29.07.2008г. № 182-рз было создано ОАУ «Ресурс – образование» путем изменения типа существовавшего ГОУ «Учебно-производственное, ремонтно-строительное управление «Учпрофстрой». Полномочиями учредителя указанного автономного учреждения был наделен Комитет.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным Законом № 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, а оно в соответствии с данными заданиями выполняет работы, оказывает услуги.

Финансовое обеспечение автономных учрежде­ний указанного типа осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, процедура расходования субсидий является предметом регулирования бюджетного законодательства, а не законодатель­ства о размещении заказов.

При этом следует учитывать, что понятие государственных услуг, данное в Бюджетном кодексе Россий­ской Федерации, отличается от понятия государственных услуг, ис­пользуемого в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об орга­низации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обеспечение учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений области не входит в перечень услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р, следовательно, не является государст­венной услугой в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и не входит в реестр государственных функций, услуг (работ), исполняемых, оказываемых (выполняемы) органами исполнительной власти области.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, госу­дарственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, госу­дарственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, все потребности комитета в товарах, работах, ус­лугах, необходимых для осуществления его функций и полномочий, являют­ся государственными нуждами. Однако, если комитет создает автономное учреждение в целях осуществления своих полномочий, то потребности авто­номного учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осущест­вления этих полномочий, не будут являются государственными нуждами.

Ссылка Управления на то, что ОАУ «Ресурс-образование» не оказывает государственную услугу, а фактически размещает государственный заказ в обеспечение государственных нужд не состоятельна, поскольку полномочие по обеспечению учебниками включает в себя не только их приобретение, но и мониторинг обеспеченности образовательных учреждений учебни­ками и учебными пособиями, информационную работу, организационную деятельность, проведение индивидуальных консультаций, представление сводного заказа в комитет на проверку и утверждение.

Таким образом, комитет не наделял ОАУ «НОЦ «Ресурс-образование» функциями органа государственной власти субъекта Российской Федерации (функциями государственного заказчика при обеспечении госу­дарственных нужд), а сам сформировал автономному учреждению государственное задание - оказать услуги, необходимые для реализации полномочий комитета, и осуществлял финансовое обеспечение выполнения этого государственного задания.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Новгородский областной центр «Ресурс – образование» и Администрация Новгородской области, в процессе судебного разбирательства по заявлению Комитета и с согласия ответчика Администрация Новгородской области исключена судом из числа третьих лиц.

В судебном заседании представитель Комитета заявленные требования поддержал.

Представители третьего лица – Областного автономного учреждения «НОУ «Ресурс-образование» заявленные Комитетом требования также поддержали.

Представитель Управления в суде заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на поданное заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, асй находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Областное автономное учреждение «НОУ «Ресурс-образование» создано в соответствии с распоряжением Администрации области от 29.07.2008г. № 182-рз путем изменения типа существовавшего ГОУ «Учебно-производственное, ремонтно-строительное управление «Учпрофстрой». Пунктом 2 вышеуказанного распоряжения Администрация области наделила полномочиями учредителя ОАУ «НОУ «Ресурс-образование» Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области.

Согласно п. 2.2. Устава ОАУ «НОУ «Ресурс-образование», утвержденного приказом Комитета от 17.09.2009г. № 854, предметом деятельности автономного учреждения является осуществление на территории Новгородской области полномочий в сфере образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 2.3. Устава целями деятельности автономного учреждения является, в том числе, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Новгородской области с целью создания условий для реализации действующих в РФ государственных стандартов в области образования, получения учащимися качественных знаний. Для достижения указанной цели автономное учреждение согласно пункту 2.4 своего Устава осуществляет обеспечение закупки и поставок для нужд образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием учебной литературы, наглядных пособий, учебно-педагогической документации, компьютерного и мультимедийного оборудования, технических средств обучения, химических реактивов школьной мебели и оборудования, спортивного инвентаря и других материалов.

Пунктом 2.6 Устава предусмотрено, что ОАУ «НОУ «Ресурс-образование» вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно письму Комитета финансов области от 27.12.2010г. № 04-06 в соответствии с областной целевой Программой на 2006 – 2010 годы в 2008 – 2010 годах выделялись субсидии ОАУ «НОУ «Ресурс-образование» в объеме 23,0136 млн. рублей, были предусмотрены субсидии автономному учреждению во исполнение указанной Программы и на 2011 и 2012 годы. Комитетом был представлен проект Программы на 2011 – 2015 годы, который после доработки был принят, Программа утверждена постановлением Администрации области от 30.09.2010г. № 462. Предоставление субсидий автономному учреждению Программой на 2011 – 2015 годы уже не было предусмотрено. После утверждения указанной Программы Комитетом была представлена в комитет финансов области бюджетная заявка на финансирование Программы на 2011 год, а также распределение средств, предусмотренных на реализацию Программы, по бюджетной классификации, в части, выделено Комитету, как главному распорядителю бюджетных средств областного бюджета.

Таким образом, в областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены субсидии автономному учреждению на реализацию мероприятий Программы на 2011 – 2015 годы на основании бюджетной заявки Комитета на финансирование указанной Программы на 2011 год.

В данной бюджетной заявке в графе «наименование и источник финансирования» объем ассигновании из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы распределяется, в том числе, и на субсидии автономным учреждениям.

При этом конкурсный отбор исполнителей (являющихся хозяйствующими субъектами) рассматриваемых мероприятий Программы на 2011 – 2015 годы (как и Программы 2006 – 2011 годов), а также торги и (или) запросы котировок на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), необходимых для реализации Программы, Комитетом не производился.

Комитетом ОАУ НОУ «Ресурс-образование» было выдано государственное задание от 31.12.2010г. на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Разделом 1 указанного задания определен перечень государственных услуг (работ), по которым устанавливается государственное задание, в том числе строка 2 «обеспечение закупки и поставок учебной литературы, наглядных пособий, учебно-педагогической документации, технических средств обучения, химических реактивов школьной мебели и оборудования, спортивного инвентаря и других материалов для нужд образовательных учреждений области, финансирование ОАУ «НОУ «Ресурс-образование» на выполнение указанных работ (услуг) на 2011 год осуществлено Комитетом в объеме 6 934,6 тысяч рублей..

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государ­ственное задание - это документ, устанавливающий требования к составу, каче­ству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ). Государственные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной вла­сти, государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Однако, в рассматриваемом случае автономное учреждение фактически осуществляло не оказание государственных услуг, а выполняло мероприятия региональной целевой программы.

Согласно приложению к указанной целевой программе ОАУ «НОУ «Ресурс-образование» является исполнителем мероприятий, предусмотренных строками 1.1.1, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7, 1.2.12, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 2.1.3, 2.1.6, 2.1.7 Программы на 2011 – 2015 годы.

Денежные средства по мероприятиям указанной Программы, исполнителями которых, в том числе является ОАУ «НОУ «Ресурс-образование», направляются главному распорядителю указанных средств областного бюджета – Комитету, то есть органу исполнительной власти Новгородской области, исполняющему государственные полномочия в сфере образования, науки и молодежной политики. Предоставление субсидий Программой на 2011 – 2015 годы автономным учреждениям не предусмотрено.

Получателем средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы на 2011 – 2015 годы является Комитет, который самостоятельно распоряжается указанными бюджетными средствами в соответствии со своими полномочиями, в том числе распределяя их между исполнителями мероприятий Программы.

Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд» государственными нуждами являются в том числе потребности субъектов Российской Федерации, госу­дарственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, госу­дарственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Таким образом, приобретение товаров (работ, услуг) предусмотренных пунктами 1.1.1, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7, 1.2.12, 2.1.6, 2.1.7 мероприятий Программы на 2011 – 2015 годы, являются государственными нуждами, и должно регулироваться нормами законодательства о размещении заказов, в том числе согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд», положениями Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии же с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Комитет, как в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ, так и в соответствии с Положением о Комитете, является государственным заказчиком и обязан применять в случаях размещения заказа для государственных нужд, в частности, для обеспечения потребности в товарах, работах, услугах, необходимые для реализации региональной целевой Программы на 2011 – 2015 годы, Закон № 94-ФЗ, им же неправомерно выдано государственное задание автономному учреждению и выделены денежные средства в виде субсидий из областного бюджета на обеспечение закупки и поставок учебной литературы, наглядных пособий, учебно-педагогической документации, технических средств обучения, химических реактивов школьной мебели и оборудования, спортивного инвентаря и других материалов для нужд образовательных учреждений области.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что как вынесенное Управлением решение № 2 от 16.05.2011г., так и вынесенное на его основании Предписание № 12 от 16.05.2011г. являются законными и обоснованными, правовых оснований для признания их недействительными не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области о признании незаконными Решения от 16.05.2011 г. № 2 и предписания от 16.05.2011 г. №12 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

В.П. Духнов