ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-4242/08 от 20.02.2008 АС Новгородской области

А44-4242/2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-4242/2008

20 февраля 2008 года –оглашена резолютивная часть решения

27 февраля 2009 года –решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Лариной И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Совета Депутатов города Старая Русса

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области

третье лицо: предприниматель ФИО2

об обжаловании решения комиссии от 17.11.08 г. по делу № 35 в части и предписания № 20 от 17.11.2008 года

при участии

от заявителя: зав. отделом муниципальной службы ФИО3, доверенность от 12.01.2009 года № 1

от ответчика: вед. специалист-эксперт ФИО4, доверенность от 19.01.2009 г., гл. специалист-эксперт ФИО5, доверенность от 14.01.2009 года № 206

от третьего лица: предприниматель ФИО2, паспорт <...>, выдан Старорусским ГОВД 28.11.2000 г., представитель ФИО6, доверенность от 18.04.2007 года № 53 АА 287209.

установил:

Совет депутатов города Старая Русса (далее - совет) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление) от 17.11.2008 года по делу № 35 в части, относящейся к Совету депутатов города Старая Русса и предписания № 20 от 17.11.2008 года о прекращении нарушения частей 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на то, что Положение об организации похоронного дела и содержания кладбищ на территории Старорусского городского поселения (далее - Положение), утвержденное решением Совета депутатов Старорусского городского поселения от 15.03.2007 года № 71 (в редакции решения Совета депутатов Старорусского городского поселения от 10.10.2007 года № 101) было разработано в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ» О погребении и похоронном деле».

Вместе с тем, из частей 1 и 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что допускается принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, если принятие таких актов установлены нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

В судебном заседании заявитель представил решение Совета депутатов города Старая Русса от 30.01.2009 года № 196 (опубликовано 12.02.2009 года), из которого следует, что упомянутый в оспариваемых решении и предписании пункт 14.4 исключен из текста Положения об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории Старорусского городского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Старорусского городского поселения от 15.03.2007 года № 71.

Управление заявленные требования не признало, обосновывая это тем, что Совет депутатов города Старая Русса в указанном Положении наделил специализированную службу - МУП «Уют», т.е. хозяйствующий субъект, функциями и правами, отнесенными к компетенции органа местного самоуправления (оформление документов, необходимых для погребения, выделение места погребения на муниципальных общественных кладбищах, выдача разрешений на погребение умершего, на установку, демонтаж, ремонт или замену надмогильных сооружений). Это препятствует добросовестному соперничеству между участниками рынка ритуальных услуг, каким является и специализированная службы и иные участники рынка.

Подтверждением данного факта явилось обращение предпринимателя ФИО2 с заявлением в антимонопольный орган об ущемлении ее интересов как индивидуального предпринимателя на рынке ритуальных услуг.

Наделение исключительным правом на оказание услуг по погребению только специализированной службы не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, пояснила, что МУП «Уют», руководствуясь вышеназванным Положением, просто отказывает в выдаче разрешительных документов на погребение своим прямым конкурентам. В результате, граждане лишены возможности выбора организации для оказания ритуальных услуг, поскольку участки кладбища выделяются только в случае оформления заказа на услуги по погребению через МУП. Из-за этих ограничений на рынке ритуальных услуг растут цены.

Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, что 15.03.2007 года решением Совета депутатов Старорусского городского поселения № 71 утверждено Положение об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории Старорусского городского поселения.

Согласно разделу 2 Положения услуги по погребению –услуги к которых относятся: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.

Перечисленные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктами 5.3, 11.3, 14.8, 15.1, 15.3, 16.1, 16.2 Положения установлено, что специализированная служба определяет возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) в определенном месте; осуществляет погребение и оказанию услуг по погребению; осуществляет прием и оформление заказов на погребение; дает заключения о возможности погребения умершего (погибшего) в могилу или родственное захоронение; выдает разрешения на работы, связанные с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений.

Из п. 14.4 Положения следует, что городское кладбище является муниципальным и находится в хозяйственном ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Администрацией Старорусского муниципального района создано специализированное предприятие МУП «Уют», которое в 2008 году передано в собственность муниципального образования –город Старая Русса. Постановлением Администрации города Старая Русса от 01.09.2008 года № 118 специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Старая Русса назначено МУП «Уют».

В связи с жалобой предпринимателя ФИО2 и полагая, что перечисленные нормы Положения наделяют исключительным правом на оказание слуг по погребению специализированную службу и тем самым ограничивают самостоятельность других хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия их деятельности, имеют своим результатом устранение конкуренции и ущемление хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по погребению умерших в городе Старая Русса, Управление 15.09.2008 года возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 35.

Решением от 17.11.2008 года комиссия Управления признала факт нарушения Советом депутатов г. Старая Русса частей 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Федеральный закон № 135-ФЗ) выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, исключив из вышеназванного нормативного акта положения, касающиеся наделения специализированной службы исключительным правом на осуществление погребения и оказание услуг по погребению, передачи в хозяйственное ведение специализированной службы муниципальных кладбищ.

Совет депутатов частично исполнил предписание, исключив из текста Положения п. 14.4 о передаче кладбища в хозяйственное ведение.

В остальной части решение и предписание обжалованы в арбитражный суд.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее –Федеральныйзакон № 8-ФЗ) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дел, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из указанной нормы Федерального закона № 8-ФЗ не следует, что субъектный состав участника рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Статьей 6 Федерального закона № 8-ФЗ закреплено, что в случае мотивированного отказа какого –либо из указанных в ст. 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой осуществляется за счет различных фондов (п. 3 ст. 9 Закона).

В соответсвии со ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ родственникам умершего, осуществившим погребение за счет собственных средств, предусмотрено право получить социальное пособие на погребение. Также установлено, что гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего и воспользовавшимся гарантированными услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Таким образом, Федеральный закон № 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

В связи с изложенным, вывод Управления о нарушении указанными пунктами Положения п. 1 ч. 15 Федерального закона № 135-ФЗ является обоснованным.

Исходя из определений, содержащихся в Федеральных законах № 8-ФЗ и № 125-ФЗ товарный рынок ритуальных услуг определяется как сфера реализации услуг по погребению умерших. Географическими границами товарного рынка ритуальных услуг в городе Старая Русса являются административно-территориальные границы данного муниципального образования. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета, поскольку и в том, и в другом случае хозяйствующему субъекту возмещается стоимость затрат на оказание этих услуг.

Ссылка заявителя на подп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которого следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления полномочны создавать муниципальные предприятия и учреждения, несостоятельна. Из указанной нормы не следует, что органы местного самоуправления могут передавать свои функции этим хозяйствующим субъектам. Кроме того, прямой запрет на такое совмещение функций органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта содержится в ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

Учитывая, что Положением предусмотрено оказание специализированной службой всех услуг по погребению, не исключая платные услуги, предполагается, что эта специализированная организация является коммерческой, что и подтверждается статусом МУП «Уют».

Вместе с тем, из пунктов 14.8, 5.3, 15.3, 16.1, 16.2 Положения следует, что на эту коммерческую организацию возложены функции организационно-распорядительного характера, такие как выдача разрешений на захоронение в определенном месте, выдача разрешений на изготовление, ремонт, демонтаж надмогильных сооружений и т.д.

Из изложенного следует, что Положение предполагает наделение функциями органа местного самоуправления коммерческой организации, что влечет для нее создание преимущественных условий деятельности и необоснованное препятствие деятельности для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг, что нарушает требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

Руководствуясь статьями 167-171, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконными решения комиссии Новгородского Управления Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2008 года по делу № 35 в части, относящейся к Совету депутатов города Старая Русса и предписания № 20 от 17.11.2008 года, в связи с не установлением нарушений ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

И.Г. Ларина