АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
резолютивная часть объявлена 17 апреля 2007 года
судьи Куроповой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Куземой А.Н.
Открытого акционерного общества «Новгородэнерго»
к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области
о признании незаконным решения налогового органа
при участии:
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Новгородэнерго» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области (далее – инспекция) от 30.11.2006 года № 2.16-12/77, которым Обществу отказано в возврате налога на прибыль в сумме 6 271 348 руб., доначислен налог на прибыль в сумме 6 271 348 руб. и уменьшен убыток за 2002 год в сумме 10 766 887 руб.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, пояснив следующее. Общество 19 декабря 2005 года представило в инспекцию налоговые декларации к уменьшению своих налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2003 год - 9 месяцев 2005 года и заявление о зачете излишне уплаченного налога. Инспекцией было отказано в уменьшении налога на прибыль в сумме 6 271 348 руб., что является незаконным.
Общество в 2004 году и 1 квартале 2005 года приобретало у операторов оптового рынка электроэнергии Некоммерческого партнерства «Администратор торговой сети « и ЗАО «Центр финансовых расчетов» электроэнергию для последующей реализации ее своим потребителям. При этом согласно условиям договоров № 056.001 –КП/04 от 27.01.2004 года и № 056.002-КП/04 от 17.02.2004 года в обязанности покупателя входит оплата электроэнергии и потерь электроэнергии в электрических сетях, величина которых рассчитана в соответствии с Правилами оптового рынка и Договором о присоединении, регламентами оптового рынка. Общество оплачивало выставленные операторами оптового рынка счет - фактуры в полном объеме, однако затраты по оплате потерь ошибочно не учитывало в целях налогообложения прибыли.
Общество скорректировало свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и представило уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму данных расходов. Налоговый орган не согласился с позицией общества, ссылаясь на то, что затраты общества по оплате технологических потерь не соответствуют критериям , установленным ст.252 НК РФ. Кроме того, налоговый орган указывает на повторность уменьшения налоговой базы на сумму одних и тех же расходов.
Общество не согласно с данной позицией налогового органа. В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
Потери, возникающие при транспортировке энергии являются технологическими в силу физико – химических процессов. В 2004-2005 г.г. Общество приобретало энергию и согласно пункту 4.3. договора обязано оплачивать потери. Потери в силу статьи 252 НК РФ являются обоснованными, оправданными расходами и направленными на извлечение прибыли.
Данные расходы подтверждаются следующими документами: счетами – фактурами, платежными поручениями, актами, бухгалтерскими справками.
ОАО «Новгородэнерго» в 2002 году на основании Договора о сотрудничестве по формированию средств внебюджетного фонда НИОКР РАО «ЕЭС России» № СЗ-50 от 13.03.2000 года произвело отчисления в отраслевой фонд НИОКР, которые ошибочно не были учтены предприятием при налогообложении прибыли.
Налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и представил в инспекцию уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму данных расходов. Налоговый орган отказал в уменьшении налога на прибыль, указав, что поскольку перечень не утвержден, то у предприятия отсутствуют основания для включения расходов на формирования внебюджетного фонда НИОКР «РАО ЕЭС» в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Общество не согласно с указанной позицией налогового органа.
Пунктом 8 статьи 15 ФЗ РФ от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрено создание внебюджетных фондов за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 года № 1156. Согласно пунктам 2, 3, 5 Порядка внебюджетные фонды коммерческих организаций (нормируются за счет собственных отчислений, а также отчислений, осуществляемых на договорной основе другими коммерческими организациями. Организации, участвующие на договорной основе в издании внебюджетного фонда коммерческой организации, перечисляют средства в данный внебюджетный фонд в размерах, определенных договором. Пунктом 4.1 названного Договора определено, что начисление сумм отчислений в Фонд НИОКР производится в размере 1,5 процента от себестоимости производимой продукции (работ, услуг).
Для целей налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 262 НК РФ расходы на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном ФЗ РФ № 127-ФЗ, признаются расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Внебюджетный Фонд НИОКР РАО «ЕЭС России», в который предприятие согласно указанному договору производит отчисления, зарегистрирован Министерством науки и технологий РФ в Едином реестре отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР (свидетельство от 14.07.1999 № 120).
Пунктом 3 статьи 262 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признаются для целей налогообложения в пределах 0.5 % доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
Довод налогового органа об отсутствии перечня не обоснован, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа ОАО «Новгородэнерго» в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия.
Следовательно, предприятие имеет право учесть понесенные расходы в виде отчислений на формирование внебюджетного Фонда НИОКР РАО «ЕЭС» в сумме 10 766 887 руб. при определении налогооблагаемой прибыли. В результате вышеизложенного налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2002 год была завышена на сумму 10 766 887 руб.
ОАО «Новгородэнерго» в период с июля по сентябрь 2005 года оплачивало консультационные услуги, оказанные Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада». Однако затраты по оплате данных услуг Общество ошибочно не относило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и представил в инспекцию уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму этих доходов.
Налоговый орган отказал в уменьшении налога на прибыль в связи с тем, что расходы Общества оплате консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада» не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Общество не согласно с указанной позицией налогового органа.
В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Расходы организации на оплату услуг, оказанных Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада», для целей налогообложения прибыли являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. ОАО «Новгородэнерго» заключило с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор № 74 от 30.06.2005 года на оказание консультационных услуг по обеспечению функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса.
План реформирования российской энергетики предусматривает межрегиональное объединение вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса (генерация, сбыт, сети). ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» была создана специально для управления распределительными сетями АО-энерго, т.к. основная задача компании — транспортировка и распределение электроэнергии, технологическое подключение потребителей к сети.
Таким образом, на переходный период реформирования энергетики деятельность ОАО Новгородэнерго» наряду с вышеназванными АО-энерго находится под контролем ОАО «МРСК Северо-3апада», поэтому МРСК Северо-Запада оказывает АО-энерго. находящимся в зоне ее ответственности, комплекс услуг, направленных на единое правовое обеспечение функционирования развития системы управления распределительного сетевого комплекса.
По условиям договора об оказании услуг № 74 от 30.06.2005 года Исполнитель (ОАО «МРСК Северо-Запада») обязуется Заказчику (ОАО «Новгородэнерго») за вознаграждение оказать консультационные и иные услуги в процессе решения Заказчиком производственно-технических, финансовых, правленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности Заказчика. Весь перечень услуг, оказываемых Заказчику ОАО «МРСК Северо-Запада», определен сторонами договора в Приложении № 1 к договору.
В течение 2 полугодия 2005 года ОАО «МРСК Северо-Запада» оказывало услуги ОАО «Новгородэнерго» в соответствии с договором № 74, а ОАО «Новгородэнерго» оплачивало указанные услуги, что подтверждается соответствующими документами: счетами-фактурами, платежными поручениями и актами приема-сдачи выполненных работ. Затраты, произведенные Обществом в связи оплатой услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, т.к. оказываемые услуги были необходимы Обществу в процессе решения им производственно – технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности ОАО «Новгородэнерго», что подтверждается соответствующими Отчетами по итогам оказания услуг за каждый месяц.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ затраты, произведенные ОАО «Новгородэнерго» в 3 квартале 2005 года и связанные с оплатой консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», правомерно отнесены предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
Ответчик заявленные ОАО «Новгородэнерго» требования не признал, пояснив, что в соответствии с пунктами 4.3. 5.4. 5.5 Договора купли - продажи электрической энергии в секторе свободной торговли оптового рынка от 27.01.2004 года, заключенного ОАО «Новгородэнерго» с Некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы», и Договора купли продажи электрической энергии в секторе свободной торговли опитого рынка от 17.12.2004 года, заключенного Обществом с ЗАО «Центр финансовых расчетов», потери при передаче электроэнергии до «групп точек поставок» Общества подлежит оплате за счет последнего. Вместе с тем, стоимость энергии, приобретаемой ОАО «Новгородэнерго» определяется на основании регламента оптового рынка, являющегося неотъемлемой частью указанных выше договоров, а также на основании ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон)
Тарифы, передаваемой электроэнергии на оптовом рынке и в зонах свободной торговли были установлены на основе Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Постановление). В соответствии с пунктом 3 Раздела 11 Постановления в систему тарифов входят:
- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли:
- тарифы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке:
- тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 57 Постановления тарифы па электрическую и тепловую энергию поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности);
-стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В тарифах на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 64 Постановления учитываются расходы па оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), в целях компенсации экономически обоснованных расходов организации оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
Поставка электрической энергии осуществляется в соответствии с заключенными договорами купли-продажи электрической энергии в секторе свободной торговли одноного рынка и на основании Постановлений Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
В нарушение пункта 57 Постановления в счетах, предъявленных ОАО «Новгородэнерго» к оплате за поставленною электрическую энергию отсутствует разбивка оплаты за электрическую энергию и оплата услуг за поставку энергии, в которые включаются потери, в соответствии с пунктом 64 Постановления.
Кроме этого, потери электроэнергии, передаваемой по сетям ОАО «РАО ЕЭС» включены в тариф, по которому производится их оплата ОАО «Новгородэнерго» в составе платы за услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, даже в случае принятия позиции налогоплательщика об обоснованности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, необходимо одновременно увеличить налоговую базу на сумму нормативных потерь, включаемых при расчете тарифа на оптовом рынке. Иное влечет повторное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на одни и те же (в части) расходы. Учитывая то, что налогоплательщиком при проверке не представлен расчет тарифа электрической энергии на оптовом рынке, раздельный учет затрат в виде нормативных, заложенных в тарифе и дополнительно предъявленных НП «АТС» потерь, в организации не установлен, соответственно, требование организации об уменьшении налогооблагаемой прибыли на дополнительные потери не основаны на положениях главы 25 НК РФ, а именно, статей 247, 274, 252, запрещающей налогоплательщику уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на одни и те же расходы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в соответствии с ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» признаются для целей налогообложения в пределах 0,5 % доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
Поскольку вышеназванный перечень не утвержден, то отсутствуют основания для включения расходов перечисленных на формирование специализированных фондов, а именно внебюджетного Фонда НИОКР «РАО ЕЭС» в целях налогообложения на расходы организации, что привело к завышению убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2002 год на 10 766 887 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ для целей налогообложения расходами признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
ОАО «Новгородэнерго» с 2003 года находится в процессе реорганизации. Для этого организацией заключается ряд договоров на оказание консультационных услуг по оформлению документов на реорганизацию, т.е. на изменение организационно - правовой формы.
Консультационные услуги по оформлению документов при реорганизации предприятия не связаны с деятельностью, по которой будут получены доходы данным налогоплательщиком. ОАО «Новгородэнерго» не представило для камеральной проверки ни одного из доказательств, показывающих, как результаты выполненных привлеченными организациями работ, использованы в деятельности, приносящей доход. Поэтому выводы заявителя об экономической обоснованности нельзя признать подтвержденными. Кроме этого, ОАО «Новгородэнерго» заключило договор № 74 от 30.06.2005 года с ОАО «МРСК Северо-Запада» на оказание услуг в процессе решения производственно-технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса. В подтверждение оказанных услуг, в ходе проведения камеральной налоговой проверки в соответствии требованием о предоставлении документов ОАО «Новгородэнерго» представлены: акты выполненных работ, договоры с приложениями о предоставлении услуг. Представленные к проверке документы не дают представления о характере оказанных услуг, их необходимости и производственной направленности, показывающей, как результаты выполненной привлеченной организацией работы, использованы в деятельности, приносящей доход.
В нарушение статьи 9 главы 11 ФЗ РФ от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акты выполненных работ по услугам, оказанным МРСК «Северо - Запада» не раскрывают содержание выполненных хозяйственных операций (услуг в процессе решения производственно-технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов и не свидетельствуют об обоснованности и необходимости названных расходов.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка ОАО энергетики и электрофикации «Новгородэнерго» по вопросам правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли по измененным декларациям по налогу на прибыль за 2002, 2004, 9 месяцев 2005 года в связи с включением в расходы: 1) технологических потерь, возникающих при транспортировке электроэнергии, 2) отчислений, производимых обществом в отраслевой фонд НИОКР, 3) затрат, связанных с реформированием. По результатам проверки составлен акт от 10.11.2006 года и принято решение от 30.11.2006 года № 2.16-12/77. Указанным решением обществу отказано в возврате суммы налога на прибыль в размере 6 271 348 руб., в том числе за 2004 год в сумме 3 365 433 руб., за 9 месяцев 2005 года в сумме 2 905 915 руб. Кроме того, доначислен налог на прибыль в сумме 6 271 348 руб. и уменьшена сумма убытка от финансово-хозяйственной деятельности за 2002 год в сумме 10 766 887 руб.
Как следует из представленных документов, общество Общество в 2004 году и 1 квартале 2005 года приобретало у операторов оптового рынка электроэнергии Некоммерческого партнерства «Администратор торговой сети « и ЗАО «Центр финансовых расчетов» электроэнергию для последующей реализации ее своим потребителям. При этом согласно условиям договоров № 056.001 –КП/04 от 27.01.2004 года (п.4.1 и 4.3 ) и № 056.002-КП/04 от 17.02.2004года (л.д. 70–78 т.12) в обязанности покупателя входит оплата электроэнергии и потерь электроэнергии в электрических сетях, величина которых рассчитана в соответствии с Правилами оптового рынка и Договором о присоединении, регламентами оптового рынка (л.д. 123–130 т.1). Общество оплачивало выставленные операторами оптового рынка счет - фактуры в полном объеме, однако затраты по оплате потерь ошибочно не учитывало в целях налогообложения прибыли.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Статья 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относит расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); а также прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются в том числе на материальные расходы, к которым относятся, согласно статье 254 НК РФ, затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и(или) транспортировке товаров(работ, услуг). Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико – химическими характеристиками применяемого сырья.
Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 года № 643, рынок электроэнергии в России разделен на ценовую и неценовую зоны. Перечень субъектов России, входящих в ценовую зону, содержится в Приложении к Правилам. Новгородская область входит в ценовую зону. В ценовой зоне купля-продажа электроэнергии осуществляется в трех секторах: в секторе свободной торговли (по свободным ценам, складывающим в результате торгов), в регулируемом секторе (по регулируемым ценам) и в секторе отклонений, в котором происходит расчет стоимости отклонений поставщиков и покупателей от заявленного планового почасового потребления (производства).
Согласно Договорам Общество приобретало электроэнергию на оптовом рынке в секторе свободной торговли, т.е. по свободным ценам, складывающимся в результате торгов. Этим и объясняется так называемая «плавающая цена», указанная в счетах-фактурах, на что указывает налоговый орган.
Инспекция, отказывая Обществу в уменьшении налогооблагаемой прибыли (налога на прибыль) на сумму технологических потерь, в обоснование своей позиции ссылается на нормы права, регулирующие приобретение электроэнергии на оптовом рынке в регулируемом секторе, либо приобретение электроэнергии на розничном рынке.
Так, Инспекция указывает на нарушение пункта 57 Постановления Правительства №109 от 26.02.2004 года, согласно которому в документах на оплату за поставленную энергию отсутствует разбивка оплаты за электроэнергию и оплата услуг за поставку электроэнергии, в которые включаются потери в соответствии с пунктом 64 Постановления Правительства РФ № 109. При этом следует отметить, что пункт 57 Постановления регулирует особенности ценообразования электроэнергии на розничном рынке, а пункт 64 Постановления - особенности ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Ни тот, ни другой пункт не имеет никакого отношения к Обществу, т.к. Общество приобретает энергию на оптовом рынке в секторе свободной торговли и оплачивает в спорной ситуации товар (энергию), а не услугу.
В постановлении Правительства РФ № 109 особенностям ценообразования на розничном и оптовом рынке посвящены разные разделы (раздел IV - оптовый рынок и раздел V - розничный рынок), более того в разделе, раскрывающем особенности ценообразования на оптовом рынке, специально выделены главы, посвященные особенностям приобретения энергии в различных секторах:
- в регулируемом секторе (в котором купля-продажа энергии осуществляется по регулируемым тарифам, устанавливаемым ФЭК РФ);
- в секторе свободной торговли (в котором торговля энергией осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, складывающимся в результате торгов);
- в секторе отклонений (в котором торговля энергией складывается на основе тарифов регулируемого сектора, но с применением повышающего и понижающего коэффициентов).
При этом глава, регулирующая торговлю энергией на оптовом рынке в секторе свободной торговли (в котором приобретало энергию Общество), имеет отсылочную норму - пунктом 52 предусмотрено, что особенности ценообразования на оптовом рынке определяются Правилами оптового рынка.
Правила оптовой торговли электроэнергии переходного периода также разделяют торговлю энергией в регулируемом секторе, секторе отклонений и в секторе свободной торговли. Так, в частности, в секторе оптовой торговли купля-продажа электроэнергии осуществляется в форме заключения и исполнения двусторонних договоров и в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам (т.е. на основании торгов).
В спорный период на оптовом рынке электроэнергии действовал оператор НП «АТС», который являлся единственной организацией, на которую Правилами оптового рынка возложены функции оператора оптового рынка электроэнергии в ценовой зоне (пункт 4 Правил оптовой торговли и статья 33 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003 года). Поэтому двусторонние договоры ОАО «Новгородэнерго» на основании Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка были заключены именно с данным оператором.
Статьей 33 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» и пунктом 72 Правил оптового рынка обязанность определять объем покупки и продажи электроэнергии на оптовом рынке с учетом потерь возложена на НП «АТС». Следовательно, НП «АТС» является уполномоченным федеральным законодательством органом, осуществляющим коммерческий учет купли-продажи электроэнергии, а также рассчитывающим потери электроэнергии, приходящиеся на каждого участника оптового рынка, приобретающего энергию через НП «АТС».
Пунктом 41 Правил оптового рынка предусмотрено, что участники сектора свободной торговли, заключившие двусторонний договор купли-продажи электрической энергии, обязаны оплачивать потери электроэнергии. Такая же обязанность закреплена пунктом 4.3. Договоров № 056.001-КП/04 от 27.01.2004 года и № 056.002-КП/04 от 17.12.2004 года, в соответствии с которым в обязанности покупателя (ОАО «Новгородэнерго») входит оплата не только купленной электроэнергии, но и рассчитанной в соответствии с Правилами оптового рынка, Договором о присоединении регламентами оптового рынка величины потерь электрической энергии в электрических сетях.
В связи с отраслевыми особенностями участники оптового рынка не могут самостоятельно определить размер технологических потерь (об этом же свидетельствует Письмо Минфина РФ от 02.06.2005 года № 0-05-06/182). В связи с чем, федеральным законодательством закреплена обязанность рассчитывать размер данных потерь уполномоченным органом - НП «АТС». На это же указывает и Министерство промышленности и энергетики РФ в своем Письме № 11-436 от 27.05.2005 года.
Ошибочным и бездоказательным является довод инспекции о том, что общество дважды учитывает одни и те же суммы потерь в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль: первый раз - в составе стоимости электроэнергии, оплаченной по тарифу, в котором уже включены потери, и второй раз - величину потерь, отдельно выделенных в счетах-фактурах.
Общество оплачивало по выставленным счетам-фактурам приобретенный объем электроэнергии и рассчитанную НП «АТС» в соответствии с Регламентом финансовых расчетов, являющимся неотъемлемым приложением к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, величину технологических потерь.
В подтверждение понесенных расходов Общество представило инспекции для проведения камеральной проверки и в материалы дела в суд договоры купли-продажи электроэнергии, счета-фактуры, выставленные оператором оптовой торговли, акты приема-передачи электроэнергии, в которых отдельно выделено количество потерь в КВтЧ и их денежное выражение, а также платежные поручения, подтверждающие оплату электроэнергии и ее составной части - технологических потерь (л.д. 121-147 т. 1, л.д. 122-150 т. 6, л.д. 1–34 т. 7, л.д. 79-150 т. 12, л.д. 1-80 т. 13). Ссылка налогового органа на непредставление документального подтверждения экономической обоснованности потерь несостоятельна по следующим причинам.
Министерство финансов РФ в Письме от 27.06.2005 года № 07-05-06/182 указывает: «учитывая то, что только НП «АТС», являясь организатором купли-продажи на оптовом рынке электроэнергии, может подтвердить величину потерь, НП «АТС» следует разработать и утвердить в установленном порядке формы документов, подтверждающих указанные потери для потребителей энергии, руководствуясь при этом статьей 9 ФЗ РФ от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Указанные документы будут основанием при принятии потерь для целей налогообложения прибыли» (л.д. 87-88, 89 -90 т.13).
НП «АТС» были разработаны в соответствии со статьей 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» первичные документы, подтверждающие указанные потери (данные документы являются приложениями к Регламенту финансовых расчетов (т.2, т.3, т.4). На основании первичных документов, выставленных НП «АТС», ОАО «Новгородэнерго» оплачивало потери.
Налоговый орган не различает понятия «приобретение электроэнергии на оптовом рынке в секторе свободной торговли» (приобретение товара) и «получение услуг по передаче электроэнергии» (услуга). Данные операции отражаются в учете ОАО «Новгородэнерго» по разным юридическим лицам. В первом случае электроэнергия приобретается у НП «АТС», во втором - услугу оказывает ОАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ФСК).
Данный факт подтверждается соответствующими документами. Так, оплата услуг по передаче электроэнергии по сетям ФСК происходит по отдельному договору № 364 от 11.06.2003 года на основании иных счетов-фактур и иными платежными поручениями. Оказание услуг подтверждается иными актами об оказании услуг. Поэтому учет хозяйственных операций по данным правоотношениям не имеет никакого отношения к предмету рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, общество правомерно отнесло в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль затраты по оплате величины потерь электроэнергии и уменьшило налог на прибыль в сумме 2 539 335 руб., в том числе за 2004 год в сумме 1 727 302 руб., за 1 квартал 2005 года в сумме 812 033 руб.
ОАО «Новгородэнерго» в 2002 году на основании Договора о сотрудничестве по формированию средств внебюджетного фонда НИОКР РАО «ЕЭС России» № СЗ-50 от 13.03.2000 года произвело отчисления в отраслевой фонд НИОКР в сумме 10 766 887 руб., которые ошибочно не были учтены предприятием при налогообложении прибыли.
Налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и представил в инспекцию уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму данных расходов. Налоговый орган отказал в уменьшении налога на прибыль, указав, что поскольку перечень не утвержден, то у предприятия отсутствуют основания для включения расходов на формирования внебюджетного фонда НИОКР «РАО ЕЭС» в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Пунктом 8 статьи 15 ФЗ РФ от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрено создание внебюджетных фондов за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 года № 1156. Согласно пунктам 2, 3, 5 Порядка внебюджетные фонды коммерческих организаций формируются за счет собственных отчислений, а также отчислений, осуществляемых на договорной основе другими коммерческими организациями. Организации, участвующие на договорной основе в издании внебюджетного фонда коммерческой организации, перечисляют средства в данный внебюджетный фонд в размерах, определенных договором. Пунктом 4.1 названного Договора определено, что начисление сумм отчислений в Фонд НИОКР производится в размере 1,5 процента от себестоимости производимой продукции (работ, услуг).
Для целей налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 262 НК РФ расходы на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 127-ФЗ, признаются расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Внебюджетный Фонд НИОКР РАО «ЕЭС России», в который предприятие согласно указанному договору производит отчисления, зарегистрирован Министерством науки и технологий РФ в Едином реестре отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР (свидетельство от 14.07.1999 года № 120).
Пунктом 3 статьи 262 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
Довод налогового органа об отсутствии перечня не обоснован, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа ОАО «Новгородэнерго» в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия.
Следовательно, предприятие имеет право учесть понесенные расходы в виде отчислений на формирование внебюджетного Фонда НИОКР РАО «ЕЭС» в сумме 10 766 887 руб. при определении налогооблагаемой прибыли. В результате вышеизложенного налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2002 год была завышена на сумму 10 766 887 руб. (л.д.19–34 т.12).
Кроме того, поскольку предприятие по итогам финасово-хозяйственной деятельности в 2002 году получило убыток, то в связи с корректировкой налоговой базы по налогу на прибыль 2002 года, сумма убытка правомерно увеличена на 10 766 887 руб. Поэтому при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2004 год и 1 квартал 2005 года общество в соответствии со статьей 283 НК РФ вправе перенести на будущее полученный в 2002 году убыток в размере 10 766 887 руб., в том числе на 2004 год в сумме 7 133 124 руб., 1 квартал 2005 года в сумме 3 633 763 руб., что дополнительно уменьшает налог на прибыль за 2004 год в сумме 1 638 131 руб., за 9 месяцев 2005 года в сумме 872 103 руб.
ОАО «Новгородэнерго» в период с июля по сентябрь 2005 года оплачивало консультационные услуги, оказанные Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада». Однако затраты по оплате данных услуг Общество ошибочно не относило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и представил в инспекцию уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму этих доходов.
Налоговый орган отказал в уменьшении налога на прибыль в связи с тем, что расходы Общества оплате консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада» не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Общество не согласилось с указанной позицией налогового органа.
В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Расходы организации на оплату услуг в сумме 5 084 745 руб. 75 коп., оказанных Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада», для целей налогообложения прибыли являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. ОАО «Новгородэнерго» заключило с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор № 74 от 30.06.2005 на оказание консультационных услуг по обеспечению функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса (л.д. 68 -78).
План реформирования российской энергетики предусматривает межрегиональное объединение вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса (генерация, сбыт, сети). ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» была создана специально для управления распределительными сетями АО-энерго, т.к. основная задача компании - транспортировка и распределение электроэнергии, технологическое подключение потребителей к сети.
Таким образом, на переходный период реформирования энергетики деятельность ОАО Новгородэнерго» наряду с вышеназванными АО-энерго находится под контролем ОАО «МРСК Северо-3апада», поэтому МРСК Северо-Запада оказывает АО-энерго находящимся в зоне ее ответственности, комплекс услуг, направленных на единое правовое обеспечение функционирования развития системы управления распределительного сетевого комплекса.
По условиям договора об оказании услуг № 74 от 30.06.2005 года Исполнитель (ОАО «МРСК Северо-Запада») обязуется Заказчику (ОАО «Новгородэнерго») за вознаграждение оказать консультационные и иные услуги в процессе решения Заказчиком производственно-технических, финансовых, правленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности Заказчика. Весь перечень услуг, оказываемых Заказчику ОАО «МРСК Северо-Запада», определен сторонами договора в Приложении № 1 к договору (л.д. 75-78).
В течение 2 полугодия 2005 года ОАО «МРСК Северо-Запада» оказывало услуги ОАО «Новгородэнерго» в соответствии с договором № 74, а ОАО «Новгородэнерго» оплачивало указанные услуги, что подтверждается соответствующими документами: счетами-фактурами, платежными поручениями и актами приема-сдачи выполненных работ. Затраты, произведенные Обществом в связи оплатой услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, т.к. оказываемые услуги были необходимы Обществу в процессе решения им производственно – технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности ОАО «Новгородэнерго», что подтверждается соответствующими Отчетами по итогам оказания услуг за каждый месяц, актами приема –передачи оказанных услуг (л.д. 35–150 т.7, т.8 - т.10 л.д.57-59 т.13). Оплата оказанных услуг подтверждена платежными поручениями (л.д. 60-67 т.13), что не оспаривается налоговым органом.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ затраты, произведенные ОАО «Новгородэнерго» в 3 квартале 2005 года и связанные с оплатой консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», правомерно отнесены предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Соответственно, излишне уплачен налог на прибыль в сумме 1 220 338 руб.98 коп.
Правомерным является включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль 6 000 рублей госпошлины, уплаченной за регистрацию вновь созданных после реорганизации предприятий. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная госпошлина уплачивается за государственную регистрацию юридического лица.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа – Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области как стороны по делу. Данная позиция суда согласуется с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области от 30.11.2006 года № 2.16–12/77, как несоответствующее статьям 252, 262, 254 НК РФ.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области в пользу ОАО «Новгородэнерго» расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
3. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда).
Судья Л.А. Куропова