АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Великий Новгород
04 мая 2007 года Дело № А44-448/2007
резолютивная часть объявлена 17 апреля 2007 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Куроповой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Куземой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Новгородэнерго»
к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области
о признании незаконным решения налогового органа
при участии:
От заявителя – представитель ФИО1;
От ответчика – главный специалист эксперт юридического отдела Управления ФНС России по Новгородской области ФИО2;
– специалист 1 разряда юридического отдела ФИО3;
- заместитель начальника отдела камеральных проверок № 1 ФИО4;
- глав. госналогинспектор отдела камеральных проверок № 4 ФИО5
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Новгородэнерго» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ №9 по Новгородской области (далее – инспекция) от 01.12.2006 года № 2.16-12/177, которым Обществу отказано в возврате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 3 252 704 руб., и доначислен НДС в сумме 3 252 704 руб.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, пояснив следующее. Общество 19 декабря 2005 года представило в инспекцию налоговые декларации к уменьшению своих налоговых обязательств по НДС за декабрь 2003 года, за 2004 года, январь – март, июль – сентябрь 2005 года и заявление о зачете излишне уплаченного налога. Инспекцией было отказано в уменьшении НДС в сумме 3 252 704 руб., что является незаконным.
Общество в 2004 году и 1 квартале 2005 года приобретало у операторов оптового рынка электроэнергии Некоммерческого партнерства «Администратор торговой сети» и ЗАО «Центр финансовых расчетов» электроэнергию для последующей реализации ее своим потребителям. При этом согласно условиям договоров № 056.001 –КП/04 от 27.01.2004 года и № 056.002-КП/04 от 17.02.2004 года в обязанности покупателя входит оплата электроэнергии и потерь электроэнергии в электрических сетях, величина которых рассчитана в соответствии с Правилами оптового рынка и Договором о присоединении, регламентами оптового рынка. Общество оплачивало выставленные операторами оптового рынка счет - фактуры в полном объеме, однако к вычету предъявляло только часть «входного» НДС, без учета оплаченных технологических потерь в связи с тем, что затраты по оплате потерь ошибочно не учитывало в целях налогообложения прибыли.
Общество скорректировало свои налоговые обязательства по НДС и представило уточненные декларации, заявив налоговый вычет НДС по затратам на оплату технологических потерь.
Налоговый орган отказал в применении вычетов, ссылаясь на то, что затраты общества по оплате технологических потерь не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Общество не согласно с данной позицией налогового органа. В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
Потери, возникающие при транспортировке энергии являются технологическими в силу физико – химических процессов. В 2004-2005 г.г. Общество приобретало энергию и согласно пункту 4.3. договора обязано оплачивать потери. Потери в силу пункта 252 НК РФ являются обоснованными, оправданными расходами и направленными на извлечение прибыли.
Данные расходы подтверждаются следующими документами: счетами – фактурами, платежными поручениями, актами, бухгалтерскими справками.
Общество в проверяемом периоде приобретало электроэнергию для последующей ее реализации своим потребителям. Реализация электроэнергии в соответствии с положениями главы 21 НК РФ является объектом налогообложения, поэтому облагалась НДС в установленном порядке. Следовательно, НДС, уплаченный обществом при приобретении электроэнергии, в том числе и величины технологических потерь, подлежит вычету, так данные потери неразрывно связаны с товаром, который приобретается для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения.
Кроме того, обоснованность применяемых обществом в соответствии с положениями статей 171 и 172 НК РФ налоговых вычетов по НДС не зависит от признания понесенных расходов экономически оправданными.
ОАО «Новгородэнерго» в период с июля по сентябрь 2005 года оплачивало консультационные услуги, в том числе и НДС, оказанные Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада». Однако затраты по оплате данных услуг Общество ошибочно не относило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль и не предъявляло к вычету НДС. Налогоплательщик скорректировал свои налоговые обязательства по НДС и представил в инспекцию уточненные декларации, заявив вычеты по НДС.
Налоговый орган отказал в применении вычетов в связи с тем, что расходы Общества оплате консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада» не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ и консультационные услуги не связаны с производственной деятельностью общества.
В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Расходы организации на оплату услуг, оказанных Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада», для целей налогообложения прибыли являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. ОАО «Новгородэнерго» заключило с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор № 74 от 30.06.2005 года на оказание консультационных услуг по обеспечению функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса.
План реформирования российской энергетики предусматривает межрегиональное объединение вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса (генерация, сбыт, сети). ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» была создана специально для управления распределительными сетями АО-энерго, т.к. основная задача компании — транспортировка и распределение электроэнергии, технологическое подключение потребителей к сети.
Таким образом, на переходный период реформирования энергетики деятельность ОАО Новгородэнерго» наряду с вышеназванными АО-энерго находится под контролем ОАО «МРСК Северо-3апада», поэтому МРСК Северо-Запада оказывает АО-энерго, находящимся в зоне ее ответственности, комплекс услуг, направленных на единое правовое обеспечение функционирования развития системы управления распределительного сетевого комплекса.
По условиям договора об оказании услуг № 74 от 30.06.2005 года Исполнитель (ОАО «МРСК Северо-Запада») обязуется Заказчику (ОАО «Новгородэнерго») за вознаграждение оказать консультационные и иные услуги в процессе решения Заказчиком производственно-технических, финансовых, правленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности Заказчика. Весь перечень услуг, оказываемых Заказчику ОАО «МРСК Северо-Запада», определен сторонами договора в Приложении № 1 к договору.
В течение 2 полугодия 2005 года ОАО «МРСК Северо-Запада» оказывало услуги ОАО «Новгородэнерго» в соответствии с договором № 74, а ОАО «Новгородэнерго» оплачивало указанные услуги, что подтверждается соответствующими документами: счетами-фактурами, платежными поручениями и актами приема-сдачи выполненных работ. Затраты, произведенные Обществом в связи оплатой услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, т.к. оказываемые услуги были необходимы Обществу в процессе решения им производственно – технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности ОАО «Новгородэнерго», что подтверждается соответствующими Отчетами по итогам оказания услуг за каждый месяц.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ затраты, произведенные ОАО «Новгородэнерго» в 3 квартале 2005 года и связанные с оплатой консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», правомерно отнесены предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, соответственно уплаченные суммы НДС предъявлены к вычету.
В период с декабря 2003 года по февраль 2005 года общество ошибочно исчисляло и уплачивало НДС с полученных штрафных санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров электроснабжения. Общество скорректировало свои налоговые обязательства по НДС и представило в инспекцию уточненные декларации, исключив из налоговой базы суммы полученных штрафных санкций.
Инспекция отказала в уменьшении налоговых обязательств, мотивируя тем, что суммы полученных штрафных санкций в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ связаны с расчетами по оплате товаров и следовательно должны включаться в налоговую базу по НДС.
Позиция инспекции противоречит положениям статьи 146 НК РФ, которой определен перечень объектов обложения НДС. Штрафные санкции в ней не поименованы. По своей правовой природе суммы штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее неисполнение обязательств не могут рассматриваться как суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), так как представляют собой меру гражданско-правовой ответственности. Кроме того, в соответствии со статьей 250 НК РФ санкции за нарушение условий сделки учитываются во внереализационных расходах, а не в доходах от реализации.
Ответчик заявленные ОАО «Новгородэнерго» требования не признал, пояснив, что в соответствии с пунктами 4.3. 5.4. 5.5 Договора купли - продажи электрической энергии в секторе свободной торговли оптового рынка от 27.01.2004 года, заключенного ОАО «Новгородэнерго» с Некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы», и Договора купли продажи электрической энергии в секторе свободной торговли опитого рынка от 17.12.2004 года, заключенного Обществом с ЗАО «Центр финансовых расчетов», потери при передаче электроэнергии до «групп точек поставок» Общества подлежит оплате за счет последнего. Вместе с тем, стоимость энергии, приобретаемой ОАО «Новгородэнерго» определяется на основании регламента оптового рынка, являющегося неотъемлемой частью указанных выше договоров, а также на основании ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон)
Тарифы, передаваемой электроэнергии на оптовом рынке и в зонах свободной торговли были установлены на основе Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Постановление). В соответствии с пунктом 3 Раздела 11 Постановления в систему тарифов входят:
- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли:
- тарифы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке:
- тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 57 Постановления тарифы па электрическую и тепловую энергию поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности);
-стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
В тарифах на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 64 Постановления учитываются расходы па оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), в целях компенсации экономически обоснованных расходов организации оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
Поставка электрической энергии осуществляется в соответствии с заключенными договорами купли-продажи электрической энергии в секторе свободной торговли одноного рынка и на основании Постановлений Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
В нарушение пункта 57 Постановления в счетах, предъявленных ОАО «Новгородэнерго» к оплате за поставленною электрическую энергию отсутствует разбивка оплаты за электрическую энергию и оплата услуг за поставку энергии, в которые включаются потери, в соответствии с пунктом 64 Постановления.
Кроме этого, потери электроэнергии, передаваемой по сетям ОАО «РАО ЕЭС» включены в тариф, по которому производится их оплата ОАО «Новгородэнерго» в составе платы за услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, даже в случае принятия позиции налогоплательщика об обоснованности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, необходимо одновременно увеличить налоговую базу на сумму нормативных потерь, включаемых при расчете тарифа на оптовом рынке. Иное влечет повторное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на одни и те же (в части) расходы. Учитывая то, что налогоплательщиком при проверке не представлен расчет тарифа электрической энергии на оптовом рынке, раздельный учет затрат в виде нормативных, заложенных в тарифе и дополнительно предъявленных НП «АТС» потерь, в организации не установлен, соответственно, требование организации об уменьшении налогооблагаемой прибыли на дополнительные потери не основаны на положениях главы 25 НК РФ, а именно, статьей 247, 274, 252, запрещающей налогоплательщику уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на одни и те же расходы. Поскольку технологические потери электроэнергии при ее транспортировке в сетях не могут быть приняты в расходы, учитываемые для целей налогообложения по налогу на прибыль и уменьшать доходы, следовательно, не могут быть приняты к вычету и суммы НДС.
ОАО «Новгородэнерго» с 2003 года находится в процессе реорганизации. Для этого организацией заключается ряд договоров на оказание консультационных услуг по оформлению документов на реорганизацию, т.е. на изменение организационно - правовой формы.
Консультационные услуги по оформлению документов при реорганизации предприятия не связаны с деятельностью, по которой будут получены доходы данным налогоплательщиком. ОАО «Новгородэнерго» не представило для камеральной проверки ни одного из доказательств, показывающих, как результаты выполненных привлеченными организациями работ, использованы в деятельности, приносящей доход. Поэтому доводы заявителя об экономической обоснованности нельзя признать подтвержденными. Кроме этого, ОАО «Новгородэнерго» заключило договор № 74 от 30.06.2005 года с ОАО «МРСК Северо-Запада» на оказание услуг в процессе решения производственно-технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса. В подтверждение оказанных услуг, в ходе проведения камеральной налоговой проверки в соответствии требованием о предоставлении документов ОАО «Новгородэнерго» представлены: акты выполненных работ, договоры с приложениями о предоставлении услуг. Представленные к проверке документы не дают представления о характере оказанных услуг, их необходимости и производственной направленности, показывающей, как результаты выполненной привлеченной организацией работы, использованы в деятельности, приносящей доход.
В нарушение статьи 9 главы 11 ФЗ РФ от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акты выполненных работ по услугам, оказанным МРСК «Северо - Запада» не раскрывают содержание выполненных хозяйственных операций (услуг в процессе решения производственно-технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов и не свидетельствуют об обоснованности и необходимости названных расходов.
Поскольку консультационные услуги, связанные с реорганизацией предприятия, не связаны непосредственно с производственной деятельностью общества, соответственно не выполнено одно из условий дающих право на налоговый вычет по НДС. Таким образом, обществом неправомерно заявлен вычет в сумме 915 252 руб. по услугам, оказанным ОАО «МРСК Северо - Запада».
Общество необоснованно в уточненных декларациях уменьшило налогооблагаемую базу по НДС на суммы полученных штрафных санкций, что привело к уменьшению налога на добавленную стоимость в сумме 374 574 руб. за декабрь 2003 – февраль 2005 г.г.
Суммы штрафных санкций, полученные обществом, связаны с расчетами по оплате товара и должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС в соответствии с подпуктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка ОАО энергетики и электрофикации «Новгородэнерго» по уточненным декларациям по НДС за декабрь 2003, 2004 г.г., 10 месяцев 2005 года в связи с принятием к вычету НДС 1) по технологическим потерям, возникающих при транспортировке электроэнергии, 2) уменьшением налоговых обязательств по НДС за счет вычета налога, уплаченного в составе расходов, связанных с реформированием предприятия, 3) освобождения от налогообложения НДС суммы штрафных санкций за нарушение договорных обязательств.
По результатам проверки составлен акт от 10.11.2006 года и принято решение от 01.12.2006 года № 2.16-12/177. Указанным решением обществу отказано в возврате суммы налога на добавленную стоимость в размере 3 252 704 руб., в том числе за декабрь 2003 года в сумме 921 руб., январь – декабрь 2004 года в сумме 1 512 801 руб., январь – март 2005 года в сумме 823 730 руб., июль – сентябрь 2005 в сумме 915 252 руб. Кроме того, доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 3 252 704 руб. В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что затраты общества по оплате технологических потерь, консультационных услуг не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Уменьшение налогооблагаемой базы по НДС на суммы штрафных санкций, по мнению инспекции, противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, поскольку штрафные санкции следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой товара (работ, услуг).
Как следует из представленных документов, Общество в 2004 году и 1 квартале 2005 года приобретало у операторов оптового рынка электроэнергии Некоммерческого партнерства «Администратор торговой сети» и ЗАО «Центр финансовых расчетов» электроэнергию для последующей реализации ее своим потребителям. При этом согласно условиям договоров № 056.001 –КП/04 от 27.01.2004 года (пункты 4.1 и 4.3 ) и № 056.002-КП/04 от 17.02.2004 года в обязанности покупателя входит оплата электроэнергии и потерь электроэнергии в электрических сетях, величина которых рассчитана в соответствии с Правилами оптового рынка и Договором о присоединении, регламентами оптового рынка (л.д. 1-150 т.8-143 т.9. т. 11, т.12). Общество оплачивало выставленные операторами оптового рынка счет - фактуры в полном объеме, однако затраты по оплате потерь ошибочно не учитывало в целях налогообложения прибыли и не предъявляло к вычету уплаченный НДС.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Статья 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относит расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); а также прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются в том числе на материальные расходы, к которым относятся, согласно статье 254 НК РФ, затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг). Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико – химическими характеристиками применяемого сырья.
Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 года № 643, рынок электроэнергии в России разделен на ценовую и неценовую зоны. Перечень субъектов России, входящих в ценовую зону, содержится в Приложении к Правилам. Новгородская область входит в ценовую зону. В ценовой зоне купля-продажа электроэнергии осуществляется в трех секторах: в секторе свободной торговли (по свободным ценам, складывающим в результате торгов), в регулируемом секторе (по регулируемым ценам) и в секторе отклонений, в котором происходит расчет стоимости отклонений поставщиков и покупателей от заявленного планового почасового потребления (производства).
Согласно Договорам Общество приобретало электроэнергию на оптовом рынке в секторе свободной торговли, т.e. по свободным ценам, складывающимся в результате торгов. Этим и объясняется так называемая «плавающая цена», указанная в счетах-фактурах, на что указывает налоговый орган.
Инспекция, отказывая Обществу в уменьшении налогооблагаемой прибыли (налога на прибыль) на сумму технологических потерь и соответственно в принятии вычетов уплаченного НДС, в обоснование своей позиции ссылается на нормы права, регулирующие приобретение электроэнергии на оптовом рынке в регулируемом секторе, либо приобретение электроэнергии на розничном рынке.
Так, Инспекция указывает на нарушение пункта 57 Постановления Правительства №109 от 26.02.2004 года, согласно которому в документах на оплату за поставленную энергию отсутствует разбивка оплаты за электроэнергию и оплата услуг за поставку электроэнергии, в которые включаются потери в соответствии с пунктом 64 Постановления Правительства РФ № 109. При этом следует отметить, что пункт 57 Постановления регулирует особенности ценообразования электроэнергии на розничном рынке, а пункт 64 Постановления - особенности ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Ни тот, ни другой пункт не имеет никакого отношения к Обществу, т.к. Общество приобретает энергию на оптовом рынке в секторе свободной торговли и оплачивает в спорной ситуации товар (энергию), а не услугу.
В постановлении Правительства РФ № 109 особенностям ценообразования на розничном и оптовом рынке посвящены разные разделы (раздел IV - оптовый рынок и раздел V - розничный рынок), более того в разделе, раскрывающем особенности ценообразования на оптовом рынке, специально выделены главы, посвященные особенностям приобретения энергии в различных секторах:
- в регулируемом секторе (в котором купля-продажа энергии осуществляется по регулируемым тарифам, устанавливаемым ФЭК РФ);
- в секторе свободной торговли (в котором торговля энергией осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам, складывающимся в результате торгов);
- в секторе отклонений (в котором торговля энергией складывается на основе тарифов регулируемого сектора, но с применением повышающего и понижающего коэффициентов).
При этом глава, регулирующая торговлю энергией на оптовом рынке в секторе свободной торговли (в котором приобретало энергию Общество), имеет отсылочную норму - пунктом 52 предусмотрено, что особенности ценообразования на оптовом рынке определяются Правилами оптового рынка.
Правила оптовой торговли электроэнергии переходного периода также разделяют торговлю энергией в регулируемом секторе, секторе отклонений и в секторе свободной торговли. Так, в частности, в секторе оптовой торговли купля-продажа электроэнергии осуществляется в форме заключения и исполнения двусторонних договоров и в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам (т.е. на основании торгов).
В спорный период на оптовом рынке электроэнергии действовал оператор НП «АТС», который являлся единственной организацией, на которую Правилами оптового рынка возложены функции оператора оптового рынка электроэнергии в ценовой зоне (пункт 4 Правил оптовой торговли и статья 33 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003 года). Поэтому двусторонние договоры ОАО «Новгородэнерго» на основании Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка были заключены именно с данным оператором.
Статьей 33 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» и пунктом 72 Правил оптового рынка обязанность определять объем покупки и продажи электроэнергии на оптовом рынке с учетом потерь возложена на НП «АТС». Следовательно, НП «АТС» является уполномоченным федеральным законодательством органом, осуществляющим коммерческий учет купли-продажи электроэнергии, а также рассчитывающим потери электроэнергии, приходящиеся на каждого участника оптового рынка, приобретающего энергию через НП «АТС».
Пунктом 41 Правил оптового рынка предусмотрено, что участники сектора свободной торговли, заключившие двусторонний договор купли-продажи электрической энергии, обязаны оплачивать потери электроэнергии. Такая же обязанность закреплена пунктом 4.3. Договоров № 056.001-КП/04 от 27.01.2004 года и № 056.002-КП/04 от 17.12.2004 года, в соответствии с которым в обязанности покупателя (ОАО «Новгородэнерго») входит оплата не только купленной электроэнергии, но и рассчитанной в соответствии с Правилами оптового рынка, Договором о присоединении регламентами оптового рынка величины потерь электрической энергии в электрических сетях.
В связи с отраслевыми особенностями участники оптового рынка не могут самостоятельно определить размер технологических потерь (об этом же свидетельствует Письмо Минфина РФ от 02.06.2005 года № 0-05-06/182). В связи с чем, федеральным законодательством закреплена обязанность рассчитывать размер данных потерь уполномоченным органом - НП «АТС». На это же указывает и Министерство промышленности и энергетики РФ в своем Письме № 11-436 от 27.05.2005 года.
Ошибочным и бездоказательным является довод инспекции о том, что общество дважды учитывает одни и те же суммы потерь в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль: первый раз - в составе стоимости электроэнергии, оплаченной по тарифу, в котором уже включены потери, и второй раз - величину потерь, отдельно выделенных в счетах-фактурах и соответственно дважды предъявляет к вычету одни и те же суммы НДС.
Общество оплачивало по выставленным счетам-фактурам приобретенный объем электроэнергии и рассчитанную НП «АТС» в соответствии с Регламентом финансовых расчетов, являющимся неотъемлемым приложением к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, величину технологических потерь.
В подтверждение понесенных расходов, в том числе и оплаты НДС, Общество представило инспекции для проведения камеральной проверки и в материалы дела в суд договоры купли-продажи электроэнергии, счета-фактуры, выставленные оператором оптовой торговли, акты приема-передачи электроэнергии, в которых отдельно выделено количество потерь в КВтЧ и их денежное выражение, а также платежные поручения, подтверждающие оплату электроэнергии и ее составной части - технологических потерь (л.д.90-106, 107-150 т.2, л.д.1-17 т.3). Ссылка налогового органа на непредставление документального подтверждения экономической обоснованности потерь несостоятельна по следующим причинам.
Министерство финансов РФ в Письме от 27.06.2005 года № 07-05-06/182 указывает: «учитывая то, что только НП «АТС», являясь организатором купли-продажи на оптовом рынке электроэнергии, может подтвердить величину потерь, НП «АТС» следует разработать и утвердить в установленном порядке формы документов, подтверждающих указанные потери для потребителей энергии, руководствуясь при этом статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Указанные документы будут основанием при принятии потерь для целей налогообложения прибыли».
НП «АТС» были разработаны в соответствии со статьей 9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» первичные документы, подтверждающие указанные потери (данные документы являются приложениями к Регламенту финансовых расчетов) (л.д. 114–150 т.9, л.д.1-25 т.10). На основании первичных документов, выставленных НП «АТС», ОАО «Новгородэнерго» оплачивало потери, в том числе и НДС.
Налоговый орган ошибочно отождествляет понятия «приобретение электроэнергии на оптовом рынке в секторе свободной торговли» (приобретение товара) и «получение услуг по передаче электроэнергии» (услуга). Данные операции отражаются в учете ОАО «Новгородэнерго» по разным юридическим лицам. В первом случае электроэнергия приобретается у НП «АТС», во втором - услугу оказывает ОАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ФСК).
Данный факт подтверждается соответствующими документами. Так, оплата услуг по передаче электроэнергии по сетям ФСК происходит по отдельному договору № 364 от 11.06.2003 года на основании иных счетов-фактур и иными платежными поручениями. Оказание услуг подтверждается иными актами об оказании услуг. Поэтому учет хозяйственных операций по данным правоотношениям не имеет никакого отношения к предмету рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить Общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 252 НК РФ, на которую ссылается инспекция, определяется порядок исчисления налога на прибыль, поэтому применение Инспекцией положений этой статьи при решении вопроса о возмещении сумм НДС налогоплательщику является ошибочным.
Представленными документами (договорами, счетами–фактурами, платежными документами) подтверждается выполнение заявителем требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при предъявлении к вычету НДС за 2004 - 1 квартал 2005 в сумме 1 962 878 руб.
С учетом изложенного, общество правомерно отнесло в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль затраты по оплате величины потерь электроэнергии и предъявило к вычету НДС в сумме 1 962 878 руб., в том числе за 2004 год в сумме – 1 143 814 руб. за 1 квартал 2005 года в сумме 819 064 руб., что влечет за собой уменьшение налоговых обязательств по НДС на 915 252 руб.
ОАО «Новгородэнерго» в период с июля по сентябрь 2005 года оплачивало консультационные услуги, в том числе и НДС в размере 915 252 руб., оказанные Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада». Однако затраты по оплате данных услуг Общество ошибочно не относило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль и соответственно не предъявляло к вычету уплаченные суммы НДС. Общество скорректировало свои налоговые обязательства по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость представило в инспекцию уточненные декларации, уменьшив налогооблагаемую базу на сумму расходов по оплате указанных услуг, и предъявило к вычету уплаченные суммы НДС.
Налоговый орган отказал в применении вычетов в связи с тем, что расходы Общества оплате консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада» не соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Общество не согласилось с указанной позицией налогового органа.
В соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Расходы организации на оплату услуг в сумме 5 084 745 руб.75 коп., оказанных Обществу ОАО «МРСК Северо-Запада», для целей налогообложения прибыли являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. ОАО «Новгородэнерго» заключило с ОАО «МРСК Северо-Запада» договор № 74 от 30.06.2005 года на оказание консультационных услуг по обеспечению функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса.
План реформирования российской энергетики предусматривает межрегиональное объединение вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса (генерация, сбыт, сети). ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» была создана специально для управления распределительными сетями АО-энерго, т.к. основная задача компании — транспортировка и распределение электроэнергии, технологическое подключение потребителей к сети.
Таким образом, на переходный период реформирования энергетики деятельность ОАО Новгородэнерго» наряду с вышеназванными АО-энерго находится под контролем ОАО «МРСК Северо-3апада», поэтому МРСК Северо-Запада оказывает АО-энерго. находящимся в зоне ее ответственности, комплекс услуг, направленных на единое правовое обеспечение функционирования развития системы управления распределительного сетевого комплекса.
По условиям договора об оказании услуг № 74 от 30.06.2005 года Исполнитель (ОАО «МРСК Северо-Запада») обязуется Заказчику (ОАО «Новгородэнерго») за вознаграждение оказать консультационные и иные услуги в процессе решения Заказчиком производственно-технических, финансовых, правленческих, правовых и организационных вопросов, а также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности Заказчика. Весь перечень услуг, оказываемых Заказчику ОАО «МРСК Северо-Запада», определен сторонами договора в Приложении № 1 к договору.
В течение 2 полугодия 2005 года ОАО «МРСК Северо-Запада» оказывало услуги ОАО «Новгородэнерго» в соответствии с договором № 74, а ОАО «Новгородэнерго» оплачивало указанные услуги, что подтверждается соответствующими документами: счетами-фактурами, платежными поручениями (т.12). Затраты, произведенные Обществом в связи оплатой услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, т.к. оказываемые услуги были необходимы Обществу в процессе решения им производственно – технических, финансовых, управленческих, правовых и организационных вопросов, также вопросов, связанных с обеспечением функционирования и организационно-техническому развитию системы управления распределительного сетевого комплекса, находящегося в собственности ОАО «Новгородэнерго», что подтверждается соответствующими Отчетами по итогам оказания услуг за каждый месяц (л.д.46- 150 т.3, т.4 – т.8).
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 264 НК РФ затраты, произведенные ОАО «Новгородэнерго» в 3 квартале 2005 года и связанные с оплатой консультационных услуг ОАО «МРСК Северо-Запада», правомерно отнесены предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. А с учетом положений статей 171 и 172 НК РФ правомерно предъявило к вычету НДС в сумме 915 252 руб.
Правомерным является уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы полученных штрафных санкций от неисполнения договорных обязательств.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения налогом на добавленную стоимость признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39, подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). При получении же санкций за нарушение договорных обязательств перехода права собственности на какие-либо товары (работы, услуги) не происходит. И непосредственно сами санкции за нарушение договорных обязательств не названы в статье 146 НК РФ в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость.
Из определения неустойки, пени, штрафа следует, что их суммы являются возмещением возможных убытков стороны, права которой нарушены неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств, и не увеличивают цену реализованных товаров (работ, услуг), так как не являются ее составной частью (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). А налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налогов (пункт 1 статьи 154 НК РФ). Таким образом, налогом на добавленную стоимость может облагаться только та сумма, которая увеличивает стоимость реализуемых товаров (работ, услуг).
Кроме того, перечень сумм, которые дополнительно к выручке, определяемой в соответствии со статьями 154 - 158 НК РФ, включаются в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, является исчерпывающим и не содержит указания на суммы санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Действующее законодательство о налоговом и бухгалтерском учете относит доходы в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств к внереализационным доходам налогоплательщиков, а не к выручке от реализации товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 250 НК РФ, пункт 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 года № 32н).
Следовательно, суммы штрафов, полученные поставщиком от покупателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и в полном объеме в силу пункта 3 статьи 250 НК РФ включаются в состав внереализационных доходов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа – Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области как стороны по делу. Данная позиция суда согласуется с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области от 01.12.2006 года № 2.16–12/177 в части отказа ОАО «Новгородэнерго» в возврате НДС в сумме 3 252 704 руб. и доначисления НДС в сумме 3 252 704 руб., как несоответствующее статьям 146, 154-158, 171-172, 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области в пользу ОАО «Новгородэнерго» расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
3. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда).
Судья Л.А. Куропова