ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-487/11 от 17.05.2011 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-487/2011

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2011 года.

  Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Чепрасова Александра Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Можжериной Н.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьская железная дорога»

к ООО «Рашутино-Лес»

о взыскании 52 185 руб. 77 коп.

при участии

от истца: ФИО1 дов. от 14.12.2010 года.

от ответчика: дир. ФИО2 паспорт сери и4909 № 919848 выдан отделом УФМС России по Новгородской области в Окуловском районе 14.04.2010 года.

установил:

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьская железная дорога» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Рашутино-Лес» о взыскании 52 185,77 руб., из которых плата за пользование вагонами в сумме 8 916,17 руб., сбор за хранение груза в ЗТК в размере 25 120,80 руб., сбор за маневровую работу локомотива в сумме 6 072 руб., сбор за подачу и уборку вагона в сумме 2 235,80 руб., участие приемосдатчика в таможенном досмотре в размере 9 358,40 руб. и сбор за телеграфное уведомление в сумме 482 руб.

Свои требования мотивирует тем, что в феврале - марте 2010 года по транспортным железнодорожным накладным №№ 35030687, 35219115, 35842309 грузоотправителем ООО «Рашутино-Лес» (Россия) (далее - Общество) в адрес грузополучателя АО «ЮПМ-Кюммене» (Финляндия) отправлен груз - баланс березовый неокоренный.

14.02.2010 года груз по отправке № 35030687 задержан по инициативе Выборгской таможни на станции Бусловская Октябрьской железной дороги для таможенного осмотра транспортного средства с товаром. По факту задержки вагонов, выпуска вагонов и начисления платежей на станции Бусловская составлен акт общей формы № 0152 А от 15.02.2010 года.

23.02.2010 года груз по отправке № 35219115 задержан по инициативе Выборгской таможни на станции Бусловская Октябрьской железной дороги для таможенного осмотра транспортного средства с товаром. По факту задержки вагонов, выпуска вагонов и начисления платежей на станции Бусловская составлены акты общей формы № 4/20 от 02.03.2010 года, № 0205 А от 05.03.2010 года.

13.03.2010 года груз по отправке № 35842309 задержан по инициативе Выборгской таможни на станции Бусловская Октябрьской железной дороги для таможенного осмотра транспортного средства с товаром. По факту задержки вагонов, выпуска вагонов и начисления платежей на станции Бусловская составлен акт общей формы № 0226 А от 14.03.2010 года.

Факт задержки вагонов таможенным органом и проведения ОАО «РЖД» дополнительных работ также подтверждается Уведомлениями Выборгской таможни о транспортировке товаров и транспортных средств от 14.02.2010 года, 23.02.2010 года и 13.03.2010 года, актами таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств № 10206020/150210/000086 от 15.02.2010 года, № 10206020/240210/000105 от 24.02.2010 года и № 10206020/140310/000133 от 14.03.2010 года.

На основании ст. 22 Устава железнодорожного транспорта РФ Железной дорогой были начислены к оплате 52 185, 77 руб., из них:

- расходы перевозчика по отправке № 35030687 составили 10 823, 20 руб.: плата за пользование вагонами - 1 554, 60 руб., сбор за хранение груза в ЗТК - 7 509, 60 руб., сбор за маневровую работу локомотива - 1 518, 00 руб., сбор за телеграфное уведомление - 241, 00 руб.;

- расходы перевозчика по отправке № 35219115 составили 38 024, 37 руб.: плата за пользование вагонами - 7 061, 17 руб., сбор за хранение груза в ЗТК -16 092, 00 руб., сбор за маневровую работу локомотива - 3 036, 00 руб., сбор за телеграфное уведомление - 241, 00 руб., сбор за подачу уборку вагона -2 235, 80 руб., участие приемосдатчика в таможенном досмотре - 9 358,40 руб.;

- расходы перевозчика по отправке № 35842309 составили 3 338, 20 руб.: плата за пользование вагонами - 300, 40 руб., сбор за хранение груза в ЗТК - 1 519, 80 руб., сбор за маневровую работу локомотива - 1 518 руб.

Определением суда исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 21.03.2011 года.

Представитель истца заваленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Во исполнение определения суда от 18.02.2011 года представил расчет платы за хранение груза в зоне таможенного контроля с нормативным обоснованием своей позиции. Кроме того, в обоснование своих требований представил копии следующих документов: указание филиала «Октябрьская железная дорога» от 20.12.2007 года № ИЗ-375/у «Об изменении Единого перечня работ и услуг, оказываемых Октябрьской ж.д. при организации перевозок грузов под таможенным контролем и Приложение № 1 к нему; письма о задержании вагонов; постановление Федеральной энергетической комиссии РФ19.06.2002 года № 35/15 «Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (тарифное руководство № 3); приказ Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 года № 368-т/6 «Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки; в качестве судебной практики по рассмотрению аналогичных дел постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 года по делу А44-6195/2009 и решение Арбитражного суда Новгородкой области от 15.03.2010 года по делу А44-6195/2009, которые судом приобщены к материалам дела.

Ответчик, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в предварительное судебное заседание не явился, отзыва на иск не представил.

Определением суда рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству на 19 апреля 2011 года.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в иске и в предыдущем судебном заседании, дополнительных доказательств в обоснование своих требований не представил.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск от 15.04.2011 года № 59.

Поскольку отзыв на иск представитель истца получил только в данном судебном заседании и не имел возможности ознакомиться с ним, арбитражный суд отложил рассмотрение дела на 17 мая 2011 года.

Представитель истца в судебном заседании в порядке ст.49 АПК РФ отказался от иска в части взыскания 2194,67 руб. и окончательно просил взыскать с ответчика 49991,10 руб. расходы по ст. 22 Устава железнодорожного транспорта. В обоснование своих уточненных требований истец предоставил письменный пояснительный расчет на 6 листах и Постановление Федеральной энергетической комиссии от 19 июня 2002 года № 35/12 « Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта( Тарифное руководство №2) и письменные возражения от 12 мая 2011 года за исх. 1-16/237 на отзыв ответчика на 10 листах с приложением решения Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга от 19 октября 2010 года по делу № А56-50246/2010, сторонами по которому были ОАО « Российские железные дороги»( ответчик) и ООО « Рашутино -Лес( третье лицо).

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск. Дополнительных возражений в обоснование своих возражений не представил. Против прекращения производства по делу в части взыскания 2194,67 руб. не возражал.

Учитывая, что отказ истца от иска в части взыскания 2194,67 руб. не противоречит действующему законодательству и не ущемляет законные права и интересы сторон, арбитражный суд принимает его. Дело в этой части подлежит прекращению , а истцу с указанной суммы подлежит возврату госпошлина из федерального бюджета.

Арбитражный суд заслушал представителей сторон, исследовал материалы дела и находит уточненный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела в феврале - марте 2010 года по железнодорожным накладным №№ 35030687, 35219115, 35842309 ОАО « РЖД» приняло к перевозке от грузоотправителя- ООО «Рашутино-Лес» (Россия) (далее - Общество) в адрес грузополучателя АО «ЮПМ-Кюммене» (Финляндия) баланс березовый неокоренный.

14.02.2010 года груз по отправке № 35030687, 23.02.2010 года по отправке № 35219115 ,13.03.2010 года по отправке № 35842309 задержан по инициативе Выборгской таможни на станции Бусловская Октябрьской железной дороги с целью проверки сведений, указанных в товаросопроводительных документах.

После окончания таможенных процедур досмотра ОАО «РЖД» по факту задержки вагонов, выпуска вагонов и начисления платежей на станции Бусловская Октябрьской железной дороги составлены акты общей формы № 0152 А от 15.02.2010 года, № 4/20 от 02.03.2010 года, № 0205 А от 05.03.2010 года, № 0226 А от 14.03.2010 года, в которых указало расходы по хранению груза в зоне таможенного контроля, подачу и уборку вагонов, маневровой работы локомотива, отправке телеграфного уведомления.

Факт задержки вагонов таможенным органом и проведения ОАО «РЖД» дополнительных работ также подтверждается Уведомлениями Выборгской таможни о транспортировке товаров и транспортных средств от 14.02.2010 года, 23.02.2010 года и 13.03.2010 года, актами таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств № 10206020/150210/000086 от 15.02.2010 года, № 10206020/240210/000105 от 24.02.2010 года и № 10206020/140310/000133 от 14.03.2010 года.

Полагая, что возникшие расходы в сумме 52185,77 руб. должны быть возмещены истцу за счет отправителя груза ОАО « РЖД» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Представителем истца предоставлен пояснительный расчет от 16 мая 2011 года за исх. 1-16/247 на 5 листа с приложением Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 35/12 « Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта»( зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2002 года №3678), Постановления федеральной энергетической комиссии РФ от 19июня 2002 года №35/15 « об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте( Тарифное руководство №3)( зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2002 года №3681) и Приказа Федеральной службы по тарифам № 368-г/6 от 11.12.2009 года( зарегистрировано в Минюсте РФ 16декабря 2009 года № 15663).Обоснованность указанного расчета ответчиком не оспорена. При предъявлении иска истец руководствовался ст.22 Устава железнодорожного транспорта.

Доводы ответчика возражающего против удовлетворения требований ОАО « РЖД» подробно изложены в отзыве на иск от 15.04.2011 года за исх.59 ( л.д.78-80).

ОАО «РЖД» обязано на станции отправления убедиться в том, что количество принимаемого к перевозке груза соответствует документам;

работы, связанные с подачей вагонов в зону таможенного контроля, связаны с исполнением перевозчиком обязанности по завершению процедуры внутреннего таможенного транзита;

в соответствии с параграфом 1 ст. 12 Условий перевозок пассажиров, багажа, товара багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (Далее -Условия) ответственность за возможные последствия, связанные с возмещением дополнительных затрат грузоотправитель не несет;

согласно параграфу 1 статьи 18 Условий провозные платежи взимаются с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика, то же отражено в ряде руководящих документов ОАО «РЖД»;

плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования определяется по Тарифному руководству № 2;

сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля не регламентирован ни Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав), ни Тарифными руководствами, ни просьбой грузоотправителя, плательщика;

сбор за подачу и уборку вагонов, за участие приемосдатчика и телеграфное уведомление взыскан безосновательно.

Арбитражный суд полагает обоснованными доводы истца, изложенные в возражении от 12.05.2011 года за исх. 1-16/237 на указанный отзыв,

Согласно статье 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Статья 3 Федерального закона от 15.07.95 "О международных договорах Российской Федерации" относит межправительственное соглашение к международным договорам.

Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.96 (далее - Соглашение).

В соответствии со статьей 2 Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и утверждены Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Российско- Финляндском прямом железнодорожном сообщении.

Согласно параграфу 1 статьи 3 Условий они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.

Из представленных в материалы дела дорожных ведомостей по спорным отправкам (л.д. 15-20) следует, что они оформлены как международные накладные Российско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения. Оформлением такой накладной стороны определили для себя порядок перевозки в соответствии с Условиями перевозок пассажиров, багажа, товара багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении, согласившись тем самым и с порядком уплаты причитающихся железной дороге платежей, а также порядком возмещения понесенных перевозчиком расходов.

1.2. Согласно ст. 21 Устава погрузка грузов в вагоны в местах общего и не общего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).

В силу ст. 26 Устава при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

В соответствии с п. 20 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утвержденных. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 28) после погрузки груза в вагон или контейнер грузоотправитель завершает таможенное оформление перевозки. Разрешение таможенного органа на отправление груза удостоверяется в накладной и дорожной ведомости штампом "Выпуск разрешен", заверенным номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа. Штамп проставляется в графе "Отметки таможни", а при перевозках грузов на экспорт не в прямом международном сообщении, оформленных на бланках перевозочных документов внутреннего сообщения, в графе в накладной "Наименование груза" - под наименованием груза.

Перевозчик сверяет штампы и печати, проставленные таможенным органом в перевозочных документах при производстве таможенного оформления грузов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации железнодорожным транспортом, с образцами, представленными ранее перевозчику таможенным органом, и в случае их несоответствия задерживает оформление приема груза к перевозке или задерживает отправление груза и уведомляет таможенный орган и грузоотправителя об обнаруженном несоответствии и принятых мерах.

При таком положении дел следует признать, что действующим в области железнодорожного транспорта законодательством не предусмотрена обязанность железной дороги проверять соответствие количества принимаемого к перевозке груза документам.

В соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса РФ внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Из представленных в материалы дела документов следует, что по спорным отправкам осуществлялась перевозка российского товара - «лесоматериалы из прочих пород», «баланс березовый неокоренный».

Таким образом, применение к спорной перевозке норм о внутреннем таможенном транзите противоречит таможенному законодательству.

Параграфом 3 ст. 12 Условий предусмотрено, что железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза и другие подобнее расходы.

В соответствии с параграфом 1 ст. 18 Условий провозные платежи взимаются:

- с отправителя груза - за перевозку от станции отправления до государственной границы.

Предъявляя иск к ответчику, истец руководствовался вступившим в силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-50246/2010 от 19 октября 2010 года по иску ООО « ЮПМ- Кюммене» к ОАО «Российские железные дороги», третье лицо ООО « Рашутино-Лес» о взыскании 53829,81 руб.,которым исковые требования были удовлетворены.

Из указанного судебного акта следует, что задержка вагонов произошла в связи с административным правонарушением, допущенным грузоотправителем( то есть ООО «Рашутино-Лес»), который несет ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях, Истец( ООО « ЮПМ-Кюммене» ) не является ни грузоотправителем, ни лицом, совершившим административное правонарушение, Мотивировочную часть настоящего решения ООО « Рашутино-Лес» в установленном порядке не обжаловало.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица( ст. 69 АПК РФ).

Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005 г. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Исходя из судебной практики суды, при рассмотрении аналогичных дел указывают, что инициатива или указание таможенного органа, должно быть выражено в ненормативном акте органа государственного контроля.

При анализе законодательства можно определить, что под ненормативным актом следует понимать акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица индивидуального содержания, адресованный к конкретно определенным лицам или организациям, рассчитанный на однократное применение, направленный на возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений и не действующий после их прекращения. Таким образом, ввиду отсутствия в законодательстве нормы о форме ненормативного акта, следует, что это может быть любой документ органа государственно контроля, в том числе и предписание таможенного органа содержащий властные предписания, для конкретных субъектов, которым он направлен.

Из анализа ст.389 Таможенного Кодекса РФ следует, что обязанность произвести грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля, возложена на лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 389 Таможенного кодекса РФ, в то время как перевозчик обязан лишь способствовать проведению таких операций с товарами, которые он перевозит, и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.

В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время ожидания подачи
 или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей,
 грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей не общего пользования,
 указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Плата
 за пользование вагонами, не взимается за время нахождения вагонов,
 контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах не общего
 пользования. Из систематического толкования данных правил следует,
 что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчикам,
 за время нахождения в местах общего пользования (участки, специально
 выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие
 владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций
 по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов пользователей услугами
 железнодорожного транспорта - ст. 2 УЖТ РФ) взимается установленным
 порядком.

Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь не общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути не общего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках

грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути не общего пользования. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.

В соответствии с п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифного руководства № 2) за время ожидания подачи вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей не общего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и № 10 настоящего Тарифного руководства.

Указанные нормы применены истцом при расчете платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Пунктом 10 постановления Правительства РФ № 787 от 15.12.2004 г. «Об утверждении положения «Об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте» установлено, что тарифы на железнодорожном транспорте вводятся в действие актами Федеральном службы по тарифам Министерства экономического развития РФ в сроки, установленные законодательством РФ.

Прейскурантом 10-01 тарифы, сборы и плата за действия, осуществленные Железной дорогой во исполнение требований таможенного органа, не установлены.

Приказом Минтранса РФ № 124 от 17.08.2007 г. введен пункт 1.1.5.2, в соответствии с которым оплата указанных действий должна осуществляться по соглашению сторон.

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утвердило приказом № 477 от 27.06.2000 г. решение правления, которым утверждены рекомендации для железных дорог по установлению договорных тарифов и услуг. Указанным документом определено, что договорная цена должна быть установлена двусторонним договором или путем обмена документами, подтверждающими согласие заказчика на указанную цену.

ОАО «РЖД» распоряжением № 119 от 31.01.2005 г. указало, что при выполнении работ по просьбам грузоотправителей и грузополучателей обеспечить взимание пола на основании заключенных договоров по договорным тарифам. Работы, выполненные станцией Бусловская Октябрьской ж.д., относятся к видам работ, по которым устанавливаются договорные тарифы. Между истцом и ответчиком такие тарифы в договоре не установлены.

Ввиду отсутствия заключенного между ООО «Рашутино-Лес» и ОАО «РЖД» договора на оказание дополнительных услуг (работ) на станции Бусловская Октябрьской ж.д., для расчета ставок сборов за хранение груза в зоне таможенного контроля берутся ставки, установленные Указанием Н31-375/у от 20.12.2007 г.

Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2010 г. № ВАС-8448/10, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2010 г. по делу № А56-9870/2009.

Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. № 35/15 утверждены
 Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные
 с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное
 руководство № 3).

Пунктом 2.7.1. установлено, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге.

Расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (TP А), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к TP А), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером (пункт 2.7.3.).

При проведении таможенного досмотра вагонов
 №№ 54991518, 54991088 по отправке № 35219115 на ст. Выборг, перевозчиком
 были понесены и дополнительные расходы в общей сумме 18 679, 57 руб.,
 подробный расчет, которых указан на оборотной стороне акта общей формы
 № 4/20 от 02.03.2010 г. (л.д. 33) (произведен на основании и по формулам
 нормативных актов).

Обоснование взыскиваемой суммы подробно изложено в пояснительном расчете от 16 мая 2011 года № 1-16/247 на и6 листах, который ответчиком не оспорен.

Приказом МПС РФ от 29.05.2002 г. № 26 утверждены типовые схемы организации пропуска через государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении. В соответствии с п. 32 указанных схем одновременно с таможенным контролем документов, в присутствии работников станции и подразделения ВОХР, осуществляется таможенный досмотр грузов и при необходимости - их вскрытие с комиссионным составлением акта вскрытия и досмотра.

Приказом МПС РФ от 29.05.2002 г. № 26 утверждены типовые схемы организации пропуска через государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении. В соответствии с п. 32 указанных схем одновременно с таможенным контролем документов, в присутствии работников станции и подразделения ВОХР, осуществляется таможенный досмотр грузов и при необходимости - их вскрытие с комиссионным составлением акта вскрытия и досмотра.

Таким образом, присутствие приемосдатчика железной дороге при проведении таможенного досмотра обязательно.

Сбор за телеграфное уведомление составляет 241, 00 руб. за одно уведомление и подтверждается представленными в материалы дела телеграммами №№ 130 от 14.02.2010 года, 204 от 25.02.2010 года, 142 от 14.03.2010 г.

Руководствуясь ст. ст.ст. 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 22 УЖТ РФ, ст. 110,п.4 ч.1 ст.150, ст.ст.163, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рашутино-Лес» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьская железная дорога» 49 991,10 руб. и в возмещение расходов по госпошлине в размере 2 000 руб.

Производство по делу в части взыскания 2 194,67 руб. прекратить.

Выдать открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьская железная дорога» справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 87,43 руб., уплаченной по платежному поручению № 886 от 8.02.2011 года.

Исполнительный лист и справку выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

А.В. Чепрасов