АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-5114/2013
29 января 2014 года
22 января 2014 года вынесена резолютивная часть решения
29 января 2014 года решение изготовлено в полном объёме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ивановой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Регион" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Административной комиссии муниципального образования - городского округа Великий Новгород
о признании незаконным и отмене постановления №240/2013 от 03.09.2013 г.
при участии
от истца (заявителя): не явился, извещен надлежаще
от ответчика: главный специалист ФИО1, доверенность от 09.07.2013 года №561
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Контрольно-административному управлению Администрации Великого Новгорода о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 240/2013 от 03.09.2013 года, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 5 Областного закона от 01.07.2010 года №791-ОЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа 50000 рублей.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В письменном ходатайстве заявитель уточнил наименование административного органа и просил суд считать надлежащим ответчиком Административную комиссию муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
В обоснование своих требований заявитель сослался на недоказанность вины общества в совершении административного правонарушения, а также на нарушение комиссией порядка привлечения к административной ответственности, выразившемся в несвоевременном изготовлении комиссией оспариваемого постановления.
Административная комиссия заявленные требования не признала по причинам, изложенным в отзыве.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлено, что 9 августа 2013 года при обходе территории города работником Контрольно-административного управления Администрации Великого Новгорода выявлены факты нарушения пунктов 2.1, 8.8 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 года №230, а именно: допущено нанесение надписей рекламного характера (<***>) с графическим изображением «шашек» такси на асфальтированных пешеходных дорожках и тротуарах парка 30-летия Октября, на набережной А. Невского; допущено расклеивание рекламных объявлений такси «Максим» в местах, неустановленных для этих целей, а именно, на автобусной остановке по ул. Фёдоровский Ручей, д. 2/13, на фасаде и водосточной трубе здания по ул. Б. Московской, д. 10, на водосточной трубе по ул. Б. Московской, д. 14, на oпоре наружного освещения по ул. Нутной, д. 4 в Великом Новгороде.
Согласно информации, размещенной на сайте www.taximaxim.ru в сети Интернет, по тел. <***> возможно заказать такси «Максим». Данный сайт принадлежит ООО "Регион".
16.08.2013 года должностным лицом управления в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол о совершении ООО «Регион» административного правонарушения, предусмотренного статьей 5 Областного закона от 01.07.2010 № 791-ОЗ "Об административных правонарушениях".
03.09.2013 года Административной комиссией муниципального образования - городского округа Великий Новгород вынесено постановление № 240/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 5 Областного закона от 01.07.2010 года № 791-ОЗ "Об административных правонарушениях", в виде штрафа 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 30 Областного закона от 01.07.2010 года № 791-ОЗ "Об административных правонарушениях" (далее – Закон №791-ОЗ) производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 2 статьи 207 АПК РФ установлено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Общество привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (предоставление информационных услуг), в связи с этим, дело подведомственно арбитражному суду.
Статьей 5 Закона №791-ОЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления для юридических лиц в виде штрафа от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 Закона №791-ОЗ, составляются должностными лицами органов местного самоуправления.
Главный специалист управления администрации городского округа входит в утвержденный Законом №791-ОЗ перечень должностных лиц органов местного самоуправления, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 Закона.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 настоящего областного закона, совершенных на территории городского округа Новгородской области рассматриваются административной комиссией городского округа Новгородской области (статья 29 1-1).
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 года №230 (далее – Правила) содержание и благоустройство территории Великого Новгорода обеспечивается Администрацией Великого Новгорода, организациями всех форм собственности, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами расположенных на территории Великого Новгорода земельных участков, объектов недвижимости, иных объектов.
Пунктом 8.8 указанных Правил запрещается:
вывешивание и расклеивание объявлений, афиш, плакатов в неустановленных для этого местах;
вывешивание и расклеивание объявлений, афиш, плакатов на стенах зданий, строений и сооружений без разрешения собственников (владельцев) зданий, строений и сооружений;
распространение рекламы на знаках дорожного движения, их опорах, дорожных ограждениях и иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения;
размещение рекламных консолей на находящихся в муниципальной собственности опорах освещения и контактной сети троллейбусных линий;
смена изображений (плакатов) на рекламных конструкциях с заездом автотранспорта на газоны;
нанесение на усовершенствованное дорожное покрытие (асфальт, асфальтобетон, плитка) графических изображений или надписей рекламного характера.
Нарушение юридическим лицом запретов, содержащихся в пункте 8.8 Правил, являющихся нормативным правовым актом органа местного самоуправления, образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 5 Закона №791-ОЗ.
Факты нанесения надписей рекламного характера (<***>) с графическим изображением «шашек» такси на асфальтированных пешеходных дорожках и тротуарах парка 30-летия Октября, на набережной А. Невского, расклеивания рекламных объявлений такси «Максим» в местах, неустановленных для этих целей, а именно: на автобусной остановке по ул. Фёдоровский Ручей, д. 2/13, на фасаде и водосточной трубе здания по ул. Б. Московской, д. 10, на водосточной трубе по ул. Б. Московской, д. 14, на oпоре наружного освещения по ул. Нутной, д. 4 в Великом Новгороде подтверждаются актом ежедневного обхода (объезда) территории участка №6 от 09.09.2013 года, составленным должностным лицом Контрольно-административного управления, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 16.08.2013 года.
Однако в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В обоснование виновности общества в совершении административного правонарушения комиссия сослалась на распечатку с сайта ООО «Регион», работающего под коммерческим наименованием такси «Максим» в котором указан телефон вызова такси <***> (л.д.138-139).
Из указанной распечатки следует только, что общество является лицом, заинтересованном в привлечении внимания к услугам этого такси и продвижению их на рынке услуг такси в Великом Новгороде.
Вместе с тем, наличие заинтересованности общества в рекламировании услуг такси «Максим» не свидетельствует о том, что именно общество имеет отношение к расклейке рекламных объявлений в неустановленных местах и нанесению графических изображений на асфальте в тех местах, где были установлены эти нарушения.
Конкретное лицо (лица), осуществившие расклейку объявлений и нанесение графических изображений на асфальт, в ходе административного производства установлено не было. Доказательств того, что указанные действия совершены работниками общества либо иными лицами по поручению общества административным органом не получено.
Комиссией не дана оценка доводам общества о том, что оно является организацией, оказывающей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа легковым такси под коммерческим наименованием «служба заказа такси «Максим», информационных услуг, следовательно, конкретные перевозчики, заинтересованные в продвижении услуг такси «Максим», могли осуществить расклейку объявлений и нанесение графических изображений на асфальт.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5 Закона №791-ОЗ, комиссией не доказано, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, довод общества о грубом нарушении комиссией порядка привлечения к административной ответственности, является необоснованным.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Несвоевременное изготовление постановления комиссии не относится к существенным нарушениям, поскольку не лишило заявителя возможности обжаловать постановление в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального образования – городского округа Великий Новгород от 03.09.2013 года №240/2013 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Регион» по статье 5 Областного закона от 01.07.2010 года №791-ОЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья И.Г. Ларина